Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Время собирать гравюры
«И, скажу вам, другого такого искусства нет…
Тихое оно. Терпеливое. Бескорыстное.
Душу налаживает» .
Из книги Э. Ф. Голлербаха «История гравюры».
Выставка учебных и творческих работ студентов и преподавателей графической мастерской кафедры живописи, графики и скульптуры ЮФУ под названием «Эстамп. Традиции и современность» не предполагает некий итог или отчет за определенный период. Это скорее рабочая выставка, предлагающая на широкое обсуждение творческие работы студентов в процессе учебы, когда пройден только малый отрезок пути к искусству и все еще впереди. Именно с этих позиций эта выставка нам интересна. К ней трудно подходить с обычной меркой, оценивая качество той или иной работы, так как это процесс, но зато есть повод поразмышлять о таком прекрасном и технически сложном искусстве эстампа.
Для зрителей, которые придут на выставку, напоминаем: эстамп, гравюра - это оттиск, который получается на бумаге с доски, на которую тем или иным способом нанесен рисунок. В отличие от станкового рисунка, ценного своей неповторимостью, произведение эстампа (за исключением монотипии) можно тиражировать, но от этого оно не теряет своей подлинности. Музеи и коллекционеры собирают, как правило, авторские оттиски. История европейской гравюры начинается в Германии. Первые оттиски с деревянной доски появились в 14 веке и напоминали народные лубочные картинки. В отличие от живописи, которая выполняла заказы королей и церкви и была недоступна простому смертному, отпечатанная картинка была доступна каждому. Когда Иоганн Гуттенберг в середине 15 века изобрел книгопечатание, ксилография стала незаменимой техникой для иллюстрирования книг. Но подлинный расцвет гравюры начинается с появления резцовой гравюры и офорта. Начиналась эпоха черно-белой гравюры. Из массового искусства гравюра стала искусством для интеллектуалов, поэтов, мыслителей. И сегодня, пройдя огромный исторический путь, эстамп остается искусством для ценителей, посвященных во все тонкости этого ремесла. Гравюра в доме – признак не богатства, а интеллигентности. Так было всегда.
Эстампная мастерская на кафедре, существуя с 1976 года, переживала разные времена. Здесь всегда преподавали творчески интересные художники-графики: Владимир Бегма, Анатолий Петухов и Дмитрий Уздемир. С 1982 года в эстампной мастерской работает профессор Валентин Шило. Это благодаря ему у студентов никогда не пропадал интерес к эстампу. Он организовал кружок офорта, которым руководил на протяжении многих лет, собрал методический фонд из лучших эстампов, созданных студентами более чем за 20 лет, часть которых вошла в экспозицию выставки. Валентин Ильич как художник и как педагог умеет говорить тихим голосом, но заставляет себя слушать. Ему есть что сказать. Каждое его слово, его негромкие графические листы есть результат углубленной и сосредоточенной работы, что вызывает огромное уважение у студентов.
В 2009 году усилиями Ларисы Ушаковой на кафедре была открыта специальность художника–графика. С открытием специальности вернулась к преподаванию в мастерской известный график Мария Ордынская. На курс пришли интересные ребята с желанием учиться и творить. В это же время на кафедру пришел работать А. В. Семергей, молодой художник, выпускник нашей кафедры. Он, с присущим ему творческим вдохновением, объединил вокруг себя студентов, увлек их своими экспериментами в эстампе, организовал поездки на творческую дачу «Челюскинскую», родовое гнездо всех художников–графиков советского периода в Подмосковье. Эти поездки необходимы как воздух для будущих художников. Одним словом, сегодня эстампная мастерская – это живой творческий организм, где все сосредоточенно рисуют, режут, красят, готовят доски, работает станок – и вот эстамп готов. Что получилось?..