Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Искусствовед Галина Коробова: время собирать гравюры

16.04.2014

17 апреля в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской откроется художественная выставка "Эстамп. Традиции и современность", где будут представлены работы студентов и преподавателей Южного федерального университета. В преддверии этого события искусствовед, доцент ЮФУ Галина Коробова рассказала о развитии мастерской эстампа в Ростове.

 Время собирать гравюры

                                                                 «И, скажу вам, другого такого искусства нет… 

                                                                    Тихое оно. Терпеливое. Бескорыстное.

                                                                                           Душу налаживает» .

Из книги Э. Ф. Голлербаха «История гравюры».

 Выставка учебных и творческих работ студентов и преподавателей графической мастерской кафедры живописи, графики и скульптуры ЮФУ под названием «Эстамп. Традиции и современность» не предполагает некий итог или отчет за определенный период. Это скорее рабочая выставка, предлагающая на широкое обсуждение творческие работы студентов в процессе учебы, когда пройден только малый отрезок пути к искусству и все еще впереди. Именно с этих позиций эта выставка нам  интересна. К ней трудно подходить с обычной меркой, оценивая качество той или иной работы, так как это процесс, но зато есть повод поразмышлять о таком прекрасном и технически сложном искусстве эстампа.

Для зрителей, которые придут на выставку, напоминаем: эстамп, гравюра - это оттиск, который получается на бумаге с доски, на которую тем или иным способом нанесен рисунок. В отличие от станкового рисунка, ценного своей неповторимостью, произведение эстампа (за исключением монотипии) можно тиражировать, но от этого оно не теряет своей подлинности. Музеи и коллекционеры собирают, как правило, авторские оттиски. История европейской гравюры начинается в Германии. Первые оттиски с деревянной доски появились  в 14 веке и напоминали народные лубочные картинки. В отличие от живописи, которая выполняла заказы королей и церкви и была недоступна простому смертному, отпечатанная картинка была доступна каждому. Когда Иоганн Гуттенберг в середине 15 века изобрел книгопечатание, ксилография стала незаменимой техникой для иллюстрирования книг. Но подлинный расцвет гравюры начинается с   появления резцовой гравюры и офорта. Начиналась эпоха черно-белой гравюры. Из массового искусства гравюра стала искусством для интеллектуалов, поэтов, мыслителей. И  сегодня, пройдя огромный исторический путь, эстамп остается искусством для ценителей, посвященных во все тонкости этого ремесла. Гравюра в доме – признак не богатства, а интеллигентности. Так было всегда.

Эстампная мастерская на кафедре, существуя с 1976 года, переживала разные  времена. Здесь всегда преподавали творчески интересные художники-графики: Владимир Бегма, Анатолий Петухов и Дмитрий Уздемир. С 1982 года в эстампной мастерской работает профессор Валентин Шило. Это благодаря ему у студентов никогда не пропадал интерес к эстампу. Он организовал кружок офорта, которым руководил на протяжении многих лет, собрал методический фонд из лучших эстампов, созданных студентами  более чем за 20 лет, часть  которых вошла в экспозицию выставки. Валентин Ильич как художник и как педагог умеет говорить тихим голосом, но заставляет себя слушать. Ему есть что сказать. Каждое его слово, его негромкие графические листы есть результат углубленной и сосредоточенной работы, что вызывает огромное уважение у студентов.

В 2009 году усилиями Ларисы Ушаковой на кафедре была открыта специальность художника–графика. С открытием специальности вернулась к преподаванию в мастерской известный график Мария Ордынская. На курс пришли интересные ребята с желанием учиться и творить. В это же время на кафедру пришел работать А. В. Семергей, молодой художник, выпускник нашей кафедры. Он,  с присущим ему творческим вдохновением, объединил вокруг себя  студентов, увлек их своими экспериментами в эстампе, организовал поездки на творческую дачу «Челюскинскую», родовое гнездо всех  художников–графиков советского периода в Подмосковье. Эти поездки необходимы как воздух для будущих художников. Одним словом, сегодня эстампная мастерская – это живой творческий организм, где все сосредоточенно рисуют, режут, красят, готовят доски, работает станок – и  вот эстамп готов. Что получилось?..

Фотоотчет  с открытия выставки