Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Виталий Колесник, советник при ректорате Южного федерального университета:
— В условиях рыночной экономики требования к количеству и качеству подготовки архитекторов крайне нестабильны, поэтому перед современной архитектурной школой неизменно стоит проблема быстрой адаптации к изменениям рынка. Заказчиками архитектурных услуг могут выступать государственные структуры и частные коммерческие организации, и процесс взаимодействия с каждой из этих сторон имеет свои особенности и сложности. Если мы говорим о государственном заказчике, то здесь проблемы начались в конце 80-х годов и до сих не достигли своего положительного решения. Во время реформ конца прошлого века территория области стала делиться на муниципалитеты, и требования к количеству архитекторов со знанием менеджмента резко возросло с 40 до 450, и даже после преобразований ростовской архитектурной школы мы все равно не можем сполна обеспечить область таким числом специалистов. А мы работаем не только на область, но и на регион — и цифры возрастают в несколько раз.
Значительную роль в востребованности выпускников архитектурной школы принадлежит инвестициям. Их спад приводит к сокращению рабочих мест и к существенным трудностям в трудоустройстве. Несмотря на отсутствие распределения в стране, высшая школа ответственна за своих воспитанников и решает проблемы их социальной защищенности, в частности через дополнительное образование. Так, например, архитекторы и художники получали дополнительную квалификацию учителя художественных дисциплин. С восстановлением денежных потоков потребность в молодых архитекторах возросла мгновенно, и у студентов, начиная с 3-го курса, работы было в избытке. В настоящий момент мы снова наблюдаем небольшой спад, однако, как свидетельствует статистика ЮФУ, профессия архитектора сегодня является одной из наиболее востребованных. Важным аспектом в архитектурном образовании является подготовка специалистов, которые смогут успешно и без препятствий включиться в практическую деятельность, и для этого необходим регулярный мониторинг требований рынка. В составлении учебных программ ростовская архитектурная школа старается ориентироваться на современные рыночные тенденции. Определить потребности работодателя не составляет труда, так как большинство архитекторов города являются ростовскими выпускниками этой же самой школы, и с ними поддерживается тесный контакт. Они делятся, с какими проблемами в работе с молодыми специалистами приходится сталкиваться, подсказывают, чего не хватает. Эта проблема сравнительно оперативно решается благодаря взаимодействию вуза с саморегулируемыми организациями проектировщиков и строителей.
Одна из основных кадровых проблем сегодня заключается в недостаточном числе конструкторов. Профессии конструктора строительных объектов невозможно научиться за годы обучения в вузе, так как здесь начинающие специалисты могут получить лишь базовые знания и методологию дальнейшего самообучения. Далее необходимо еще как минимум пять лет практической деятельности, за которые конструкторы формируют обширную базу знаний и данных по строительным конструкциям. И эта проблема может быть решена только совместно с практиками.
Александр Бояринов, заместитель директора ГАУРО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования» — главный архитектор, заведующий кафедрой градостроительства Академии архитектуры и искусства ЮФУ:
— Научное сообщество неоднозначно оценивает преобразования, связанные с переходом по Болонскому соглашению. Нет ясного понимания, что собой на практике представляет бакалавр: многие приравнивают этот статус к среднетехническому специалисту. С другой стороны, для современной молодежи неудобна магистратура из-за длинных сроков обучения — сейчас студенты стремятся как можно раньше приступить к работе. Хотя есть и плюсы: прохождение программы бакалавра при знании языка открывает возможность прохождения магистратуры в ЕС. Однако в Европе возникает сложность с определением специализации. Если у нас специальность архитектора всегда была всеобъемлющей, включающей широкую область знаний, то на Западе произошло дробление этой специальности на такие направления, как градостроитель, архитектор, занимающийся объемным проектированием, и ландшафтный архитектор. Из-за этих различий нашим специалистам порой нелегко там трудоустроиться. Для решения этой проблемы у нас начинают открываться такие направления, как «градостроительство», «ландшафтный дизайнер» и т.д.
В системе архитектурного образования на данный момент остро стоит проблема преподавательских кадров. Из-за низких зарплат молодых педагогов почти нет — происходит тотальная утечка специалистов всех уровней подготовки в коммерцию, оставляя за бортом науку.
Сегодня остро стоит вопрос об обучении сотрудников муниципальных образований, отвечающих за градостроительную деятельность, за форму качественной среды населения. Поэтому для реализации программ дополнительного профессионального образования на базе ААиИ ЮФУ организована переподготовка специалистов по направлениям «архитектура», «градостроительство» и «дизайн», что помогает преодолеть кадровый кризис в органах управления по всему Южному региону.