Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Область научных интересов Теодора Бикарта – электрические цепи, системы управления, а также цифровые сети и системы. Профессор неоднократно посещал ТРТУ и выступал с циклами лекций. В 1993 году Теодор Бикарт организовал в Таганрогском радиотехническом университете ячейку американского института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE). Годом ранее, в 1992 году за большие заслуги в установлении научно-технических связей между Мичиганским государственным университетом (MSU) и ТРТУ профессору Теодору Бикарту, первому из иностранных ученых, было присвоено звание почетного профессора ТРТУ.
В.Г.: В свое время на меня большое впечатление произвела книга президента Гарвардского университета с 1971 по 1991 г.г. Дерека Кёртиса Бока «Университеты и будущее Америки», вышедшая в 1990 г. Основным лейтмотивом книги явился тезис о том, что университеты не в полной мере «чувствуют» то, что на самом деле творится в обществе, т.е. общество живет, как бы, само по себе, а университеты – сами по себе. За 20 лет что изменилось?
Т.Б.: В сфере технических наук, по большому счету, эти изменения очень существенны. Задача инженера – создавать продукты, процессы и услуги для улучшения жизни людей. В современной прикладной науке США большое значение имеет практическая ориентация. В последние годы это стало нашей традицией. В этом - служение человечеству со стороны инженерных кадров. И сегодня, именно инженерные науки успешно решают задачи непосредственной связи сферы исследований с реальной жизнью общества. На практике это протекает достаточно утилитарно: вы анализируете проблему, что-то фиксируете, над чем-то работаете, потом мысленно осуществляете проверку: а как это реализовать на практике/какие будут последствия для общества? И именно в этот момент – вы понимаете, что истоки, основа и конечная цель вашей деятельности - потребности общества. Как учит история, при другой постановке вопроса в современном быстро меняющемся обществе ваша научная активность лишена всякого смысла.
В.Г.: И в чем состоит эта более тесная связь при изучении технических специальностей?
Т.Б.: В отношении технических наук эта связь проявляется в том, что мы создаем для людей. Вот хороший пример – мой мобильный телефон. Этот продукт позволяет мне общаться с людьми по всему миру: отправлять текстовые сообщения, совершать звонки, позвонить жене, сообщить, что долетел нормально. Продукт работает потому, что мы – инженеры принимаем требования и запросы, которые предъявляет общество. Такие требования и есть условия, в которых инженерный процесс происходит во всем мире. И это те условия, в которых он должен и может протекать.
В.Г.: Мы живем в новом технологическом укладе, который называется «экономика знаний». И одним из существенных элементов обучения в университете являются технологии или умение донести знания до конкретики, до какого-то конечного продукта. Каким образом это происходит в американских университетах?
Т.Б.: В американских университетах, да и все больше и больше по всему миру, поскольку я занимаюсь аккредитацией программ инженерного образования не только в США, но и в других странах: на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Вот я только что был в Казахстане, где проводил аккредитацию Алма-Атинского университета. Отмечается, что особенность инженерного образования в США в том, что вначале студенты рассматривают небольшие проблемы, затем переходят к более крупным проблемам, затем, для решения ещё более крупных проблем формируются команды. Это происходит уже на старших курсах, т.е. первокурсники начинают с малого, старшекурсники исследуют более серьезные проблемы. И эти более серьезные проблемы очень часто очень важны для промышленности. Многие студенческие работы перерастают в очень серьезные проекты и такой проект может лечь в основу продукта.
В.Г.: Как мы уже неоднократно обсуждали с тобой, ключевая ситуация в подготовке такого типа проектов, в подготовке инженеров состоит в том, что университет уже может вполне реально начинать зарабатывать при осуществлении подобных проектов. Хотелось бы узнать подробнее как это осуществляется в практике американских вузов?
Т.Б.: Когда студенты начинают работу над проектом и появляется перспектива того, что их проект может реально перерасти в реальный продукт или услугу, тогда в процессе работы студенты приходят к регистрации авторского права на интеллектуальную собственность, они могут получить патент. Существует договоренность с университетом, чтобы компания, которую интересует продукт дала лицензию на производство продукта и тогда оплата за лицензию поступает обратно в университет в соответствии с договором, который регламентирует распределение дохода.
В.Г.: Между университетом, студентом и предприятием?
Т.Б.: Да, правильно. Если на продукт приходится какая-либо доля денег, перераспределяемых компанией университету, участвующему в договоре, то университет взаимодействует с сотрудниками факультета и распределяет часть денег на факультет, часть получают студенты, часть идет на стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности университета.
В.Г.: Среди профессоров не утихают споры о том, что вот в целостном образовании - сколько должно быть фундаментальной составляющей, сколько прикладной составляющей? Одни говорят о том, что, мол, должна преобладать фундаментальная подготовка, желательно при этом «вплоть до 100%», а другие придерживаются противоположной точки зрения. Какое соотношение можно считать оптимальным между гуманитарным образованием, физикой, химией, математикой и прикладными инженерными дисциплинами?
Т.Б.: Я склонен считать технические науки, инженерную науку в целом - науку прикладной, поэтому я не провожу столь четкого разделения на эти три сегмента. Считаю, что фундаментальная наука важна, поскольку она отвечает на наиболее значимый вопрос: «ПОЧЕМУ?», в чем причина процессов и явлений? Без ответа на этот вопрос невозможно заниматься проектированием. Также, инженер должен опираться и на знания, чтобы ответить на вопрос: «КАК?», т.е. каким образом производить продукт. Гуманитарные науки представляют этическую сторону, раскрывают суть нашего служения обществу. Они заставляют ответить на вопрос: «В ЧЁМ?» развитие общества. Все эти три сегмента должны сочетаться гармонично.
В.Г.: В Европе, включая и Россию, идет т.н. Болонский процесс, введение двухуровневой системы подготовки «бакалавр-магистр».И он идет достаточно тяжело. Вплоть до того, что один профессор богословия в Германии в знак протеста против Болонских соглашений вообще ушел из университета. Американская система образования впитала в себя, фактически германскую, английскую, французскую системы образования. И там нет проблем внедрения двухуровневости, там система «бакалавр-магистр» давно работает. Вопрос следующий: почему там она хорошо работает?
Т.Б.: Трудно дать этому другое объяснение, кроме того, что мы привыкли к этой системе, что у нас накоплен огромный опыт работы в условиях этой системы. Но мы также считаем, что в отношении инженерной науки 4 года не всегда достаточный срок, чтобы выпускник был в полной мере готов к работе. В некоторых областях степени бакалавра хватает, чтобы получить достаточную квалификацию. Это электроника, разработка ЭВМ и т.д. когда же речь идет о биологических науках, биоинженерии, то здесь больше подойдет квалификация магистра. Если вы обратитесь к специалисту в инженерно-строительной области, то вам ответят, что более подходящим будет магистр. Но в каждой конкретной области многое зависит от того когда человек достигает степени готовности по своему профилю?
В.Г.: Ты являешься достаточно известным экспертом в инженерном образовании в США и тебя достаточно часто приглашают в качестве эксперта в различные страны. Был упомянут Казахстан, я знаю, что ты бывал в университетах Турции, ОАЭ. Как обстоят дела в университетах этих стран?
Т.Б.: Считаю, что в этих странах образовательный процесс очень схож с американским и создается впечатление, что он хорошо работает, но опять же здесь очень важна работа самих университетов в этом направлении, важно то, что студенты много и упорно работают в процессе учебы. Все это действенно в рамках работы вузов не только Болонского соглашения. Это работает и в вузах других систем, в системе, которая была и в вашей стране: специалитет, аспирантура, докторантура. Опираясь на надежную научную базу, инженер должен стремиться к улучшению условий жизни человечества. Инженер должен адекватно реагировать на запросы и потребности общества. Одно из важных условий, на которое обращают внимание в большинстве стран, где я был – это то, что студенты должны быть уверены в своей способности учиться самостоятельно. Обучение на протяжении всей жизни, образование через всю жизнь. Это ответственность, компетенция, высокий уровень квалификации инженеров.
В.Г.: Я благодарю за ответы и какое будет пожелание студентам Южного федерального университета?
Т.Б.: Хотелось бы пожелать студентам стремиться сделать нашу жизнь еще лучше, улучшать условия и качество жизни людей используя те возможности, те ресурсы и те инструменты, которые дает им их будущая профессия – профессия инженера. Хотел бы также выразить пожелание несколько иного рода – искать университетам ресурсов для достижения этой цели. Инженерное образование – очень дорогая отрасль. Требуется очень много времени, усилий, материальных ресурсов на приобретение дорогого лабораторного оборудования, учебной и научной литературы, компьютеров. Подготовка инженеров, пожалуй, самая дорогая сфера образования и науки, за исключением, может быть, физики высоких энергий.
Видеофайл интервью на youtube.com