Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Как бы Вы охарактеризовали сегодня ситуацию в управлении университетами в целом? Насколько вуз является особой для управленца средой?
Считаю приглашение провести семинары в ЮФУ прежде всего признанием значения управленческой науки для высшей школы. О том, что у нас в стране серьезные проблемы с профессиональным менеджментом во многих сферах экономики, постоянно говорят руководители страны. Думаю, и об этом мы будем говорить на семинарах: профессиональное, то есть на научной основе, управление нужно сегодня любому университету, факультету, кафедре.
Часто слышу от ректоров: нужны хорошие деканы, хорошие заведующие кафедрами и т.п. Но с неба они не свалятся, их нигде специально не готовят, следовательно, их нужно растить, обучать, готовить на месте.
Особенно это важно в условиях постоянных реорганизаций в высшей школе последних лет. Приехать в ЮФУ мне особенно приятно. Ведь все последние годы – это годы творческой и человеческой дружбы с ректором Мариной Александровной Боровской. Не случайно наши учебники «Управление высшим учебным заведением», «Управление экономической безопасностью в вузе» написаны с ее активным участием.
Теплые отношения связывают меня с проректором по развитию магистратуры и послевузовского профессионального образования ЮФУ Марией Васильевной Сероштан, с руководителями управленческих кафедр.
На кого рассчитаны Ваши тренинги-семинары в первую очередь? С какой аудиторией Вам комфортнее всего работать?
Наши семинары в данном случае рассчитаны на управленцев: руководителей служб, деканов, заведующих кафедрами. Только в последние три года мне пришлось проводить такие семинары в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Иркутска, Чебоксар, Саратова и других городов России.
Я приезжаю, конечно, не учить участников семинаров, а поделиться опытом своей и не только своей управленческой деятельности в вузе, опытом, умноженным на результаты своих научных поисков в сфере вузовского менеджмента.
В своем вузе руковожу Институтом экономики и менеджмента, а также возглавляю кафедру «Менеджмент», читаю студентам курсы «Организационное поведение», «Персональный менеджмент» и др.
Семинар для управленцев – это разговор о том, что волнует любого руководителя:
o Разница между преподавателем кафедры и заведующим кафедрой (деканом).
o Как выстроить систему работы в коллективе.
o Как увлечь людей общей задачей.
o Как стимулировать нужную вузу деятельность и как не допускать безответственности и перекладывания кафедральных забот на одного заведующего кафедрой, и о многом другом.
С какой аудиторией комфортнее встречаться? Комфортнее, легче – со студентами, аспирантами и преподавателями, ответственнее - но это приносит больше удовлетворения – с управленцами.
Основываясь на материалах семинара-тренинга "Управление в вузе", поясните, пожалуйста, какие требования могут быть предъявлены сегодня к современному преподавателю?
Пояснять здесь ничего не нужно, но о своем личном отношении к преподавателям, особенно впервые вступающим на этот путь, скажу. На свою кафедру стараюсь взять выпускника аспирантуры (менеджмент), который отличается:
1. Порядочностью.
2. Любит студентов.
3. Любит и хочет делиться своими знаниями и опытом.
4. Постоянно пополняет свои знания и опыт.
5. Умеет увлечь свое окружение, интересен.
При этом в наше непростое время нужно быть организованным и целеустремленным, ценить и умело использовать каждую минуту своего времени.
Все это не так просто, ведь преподавателей у нас специально и серьезно не обучают и не готовят (см. мою статью «Дайте ориентиры // Поиск. – 22 октября 2010»).
На мой взгляд, между хорошим преподавателем кафедры и хорошим менеджером должно быть много общего.
На семинаре Вы говорите также о формировании конкурентоспособности студенчества. На Ваш взгляд, с какой проблемой чаще всего сталкиваются студенты, формируя свою карьеру?
Чаще всего студенты о карьере, о конкуренции вообще не думают. Они думают о получении диплома, защите дипломного проекта.
Такие студенты, а их очень много, хорошей работы после вуза не получат. Они не готовились к конкуренции, они не думали о том, что людей с такими же дипломами всегда будет больше, чем хороших рабочих мест, что в жизни предстоит постоянная борьба за «место под солнцем».
На семинаре для студенческого актива я расскажу о том, как подготовить себя к реальной жизни не после окончания вуза, а заранее, за годы обучения в вузе, как рассчитывать прежде всего на себя.
Это вполне реальная задача, если думать о ней и решать ее. Семинар будет построен не только на теории, а прежде всего на реальных примерах, реальном опыте вузов (в ЮФУ мне нравилось всегда), да и на моем собственном студенческом опыте (см. мою статью «Научите меня жить: студенты нуждаются в навыках конкурентной борьбы» // Поиск. – 2011. Н. 51).