29 сентября ; 100 дней со дня вступления в должность ректора Южного федерального университета, доктора экономических наук Марины Боровской. И первый вопрос Марине Александровне:
увеличили базовую ставку для профессорско-преподавательского состава, и это только первый этап в повышении заработной платы. Сданы в эксплуатацию первые три общежития нового кампуса ЮФУ, проводятся структурные изменения, направленные на создание единого образовательно-научного пространства…
- А структурные изменения, связанные с научными приоритетами университета?
- Действительно, мы ввели должность научного руководителя ЮФУ. Им стал директор НИИ физической и органической химии университета академик Минкин. Надеемся укрепить связи с Российской академией наук, поскольку один из приоритетов ЮФУ как федерального университета,- социально-экономическое развитие региона. Здесь важно, чтобы мы обеспечивали не только свои научные наработки, но и объединили научное пространство Юга России и Ростовской области. Выступили своего рода интегратором для создания такой системы. Южный федеральный университет ведет НИР по восьми технологическим платформам, поддержанным российским правительством. Совсем недавно в университете создан первый в регионе кластер - инновационный кластер биотехнологий, биомедицины и экологической безопасности. По такому же пути -интеграции элементов инновационной системы на региональном уровне в тесной связи с необходимостью мобилизации ресурсов для реализации стратегических задач развития региона мы предполагаем двигаться по другим направлениям.
- Можете назвать хотя бы несколько?
- Это кластеры в области атомной энергетики, биотехнологий, микроэлектронной техники…
- Сегодня какие задачи стоят перед учеными?
- Сейчас совместно с областью, Южным федеральным округом мы пытаемся оценить те вероятные экономические угрозы, которые могут помешать развитию нашей территории, южных регионов в связи со вступлением России в ВТО. Одна из задач – определить проблемы и обозначить риски. Уже сейчас можно сказать, что большая часть рисков возможна в сфере АПК, биотехнологий, переработке сельскохозяйственной продукции, промышленных технологий, промышленности, есть риски также в системе образования. Поэтому на сегодняшний день мы объединяем ученых Южного федерального округа для создания мощной экспертно-аналитической лаборатории, которая позволит нам предложить научные решения для региона и области по выходу из такого рода ситуации. Интегрированной науке это под силу.
- Область ваш вуз поддерживает?
-Область уже поддержала, выделив университету новые помещения для двух факультетов: архитектуры и искусства. Надеемся, что к зиме они там будут размещены. Обсуждаем также вопрос по строительству бассейна на территории студенческого кампуса. Планируется, что может быть построен 50-метровый бассейн, в котором будет тренироваться, в том числе и олимпийский резерв. И рассчитываем, что область нам и в этом поможет
- Когда вы стали ректором ЮФУ, первое, что сделали, объявили о повышении зарплаты преподавателям...
- Я не считаю, что мы ее подняли. Мы внесли изменения в базовую часть зарплаты, то есть, попытались привести ее в соответствие. Зарплата сотрудников складывается из базовой части и стимулирующей. Базовая часть была низкая – пять, семь тысяч рублей. Сейчас она составляет 10 тысяч рублей, мы уровняли ее для ассистентов и научных сотрудников. Но я больше жду второго этапа повышения зарплаты, когда в октябре¸- ноябре мы введем стимулирующие надбавки для научно-педагогических кадров. Это будут надбавки, в которые будут мотивировать сотрудников для деятельности по продвижения бренда университета и работам по сопровождению студентов в рамках индивидуальных образовательных траекторий и даже в первые годы после трудоустройства. То есть, научные публикации, статьи, подготовка студентов к научным конференциям, исследовательская работа совместно с другими научными школами, - все это должно работать на бренд вуза. Вторая часть стимулирующих надбавок касается сопровождения студентов, начиная от поступления и до становления как специалиста в первые годы профессиональной карьеры.
- Это тоже задача вуза?
- Наш учредитель – министерство образования и науки РФ - закладывает этот параметр в критерий качества образовательной услуги. Скажем, у нас кто-то из студентов не успевает в учебе, мы вправе его отчислить и найти другого, успевающего студента. Если он учится на контрактной основе, мы берем его на бюджет. Или можем найти такого студента в другом образовательном учреждении и предложить ему это бюджетное место. То есть, мы вступаем в эпоху конкуренции за государственное задание. Это новый поворот в отношениях между вузом и учредителем, такого раньше не было.
- Трудоустройство выпускников - одна из проблем вузов.
- Сегодня на вуз ложится ответственность за трудоустройство выпускника. Более того, в течение трех лет мы будем отслеживать: не уволился ли он через месяц, добился ли он карьерного роста, какие взаимоотношения он смог построить в своем коллективе. Но есть другая проблема, связанная, скажем, с не очень востребованными работодателем специальностями. Вопрос подготовки кадров мы обсуждали с представителями соответствующих предприятий, бизнеса. Они признались, что не могут найти хороших специалистов, как раз из разряда не слишком невостребованных специальностей и готовы решать эту проблему с университетом.
- Насколько я знаю, в образовательном процессе университета предстоят изменения, в частности, это коснется подготовки магистров.
- Это так. Во время визита в ЮФУ министр образования и науки России Дмитрий Ливанов еще раз подтвердил мысль о том, что реорганизации подлежит вся система образования в стране. Особенно в высшей школе. Это касается разных направлений и, как мне показалось, эта реорганизация должна быть, в первую очередь, ориентирована на систему качества подготовки и образовательных услуг. Это целый ряд параметров качества, которые должны стать основой преобразований. В связи с этим задача федеральных университетов - выступить для региона и для территорий не просто вузом, который в общей конкурентной борьбе «перетягивает» студентов, а занять свою нишу. То есть, наша задача предложить вузам региона некие образовательные стандарты по направлениям подготовки студентов, в частности, в бакалавриате, а также новые магистрские программы и профили подготовки, которые будут отвечать социально-экономическим задачам региона. И на которые в ЮФУ будут поступать бакалавры из других вузов.
- Такая система – сопровождение студента в течение всего учебного периода, включая магистратуру и трудоустройство выпускника – представляет замкнутый цикл в подготовке специалистов.
- Не совсем. Студенту достаточно будет закончить бакалавриат в одном вузе и затем, имея соответствующий уровень подготовки, желание, амбиции, выбрать любой вуз, где он эту магистратуру сможет получить. То есть, четыре года учебы в вузе позволяют студенту почувствовать себя в каком-то профессиональном поле и только потом выбрать то магистрское направление, которое ему более интересно. Здесь уже можно говорить о выборе магистратуры в стране, в вузе, в образовательном профиле. У него появляются дополнительные перспективы. Мне думается, что такое развитие расширяет горизонты самого студента, позволяет вузам побороться за конкурентные преимущества.
Ирина ХАНСИВАРОВА