Южный федеральный университет был создан в 2006 году как крупнейшее учреждение высшего профессионального образования на Юге России. В созданный вуз вошли ведущие учебные заведения Ростовской области, позволяющие готовить специалистов высокого уровня по более чем 200 специальностям в естественнонаучных, инженерных и гуманитарных областях знания. В ЮФУ ведутся исследования фундаментального и прикладного характера, научно-технические и опытно-конструкторские работы, разрабатываются инновационные методики образовательной, научной и социально-культурной деятельности.
О сегодняшнем дне ЮФУ, современных достижениях и перспективных планах развития высшей школы на Юге России рассказывает ректор университета Владислав Захаревич.- Владислав Георгиевич, как вы видите основную задачу, стоящую сегодня перед коллективом ЮФУ и лично перед вами как ректором вуза?
- Рассматривая этот вопрос, давайте пойдем от общего к частному. Для того, чтобы адекватно оценить масштаб задач, следует для начала представить себе, что же такое Южный федеральный университет. Я сейчас не веду речь о тех программах, научных и образовательных, которые осуществляются в вузе, не затрагиваю вопросы организации учебного процесса и проблематику финансирования высшей школы. Давайте представим вуз как сложную многосвязную систему из тысяч взаимодействующих элементов, каждый из которых уже сам по себе представляет единицу невероятной сложности – человека.
Конечно, так можно сказать о любой организации, но наш университет включает в себя около 60 тыс. обучающихся, преподавателей и работников, здесь происходит взаимодействие между разными поколениями, традициями, жизненным опытом, взглядами и мировоззрением и т.д. Такой системой можно эффективно управлять, на мой взгляд, лишь двумя способами: методом жесткого внешнего воздействия, т.е. принуждением - и это уже было в истории, печальный результат известен - либо методом самоорганизации. Первый путь, как очевидно, в нашем случае неприемлем и неприменим. Второй же весьма сложен, но именно он, при прочих равных условиях, в перспективе даст наилучший результат. Теперь, когда мы имеем такую, пусть несколько упрощенную, но, тем не менее, весьма достоверную модель, можно говорить о задачах и способах их решения.
Итак, первой и наиважнейшей задачей для себя и для остальных руководителей всех уровней ЮФУ я вижу проведение перестройки в головах всех участников научно-образовательного процесса. Как говорил классик: "Разруха начинается … в головах". В процессе модернизации, в процессе реформирования высшего образования в рамках вуза складывается ровно такая же картина. Необходимо добиться перестройки сознания каждого элемента этой системы таким образом, чтобы имелось четкое понимание простой истины: то, что лучше для университета, лучше и для каждого его преподавателя, студента, работника. Подобного осознания добиваются от своих членов продвинутые серьезные финансовые организации, такое же отношение со стороны студентов и сотрудников имеется и в лучших вузах мира. Если не добиться этого здесь, в ЮФУ, то говорить о его новом качестве и позиционировании университета в списке топ-100 вузов планеты будет несерьезно.
А потому основная задача – воспитать человека, перевести его на новый социально-культурный уровень, перейдя на который, он сможет успешно и эффективно участвовать в самоорганизации, в развитии процессов обучения и научной деятельности университета. Да, задача глобальна, но без ее решения модернизация образования останется лишь декларацией, не затрагивающей сути.
- А из локальных задач, которые в настоящее время решаются в ЮФУ, какие в настоящее время наиболее значимы?
- Сейчас это строительство нового кампуса. Надо понимать, что новый кампус - это не чья-то блажь, прихоть или фантазия. Наличие у ЮФУ нового современного кампуса - критически важное условие, я бы даже сказал, жизненное условие его успешного развития в ближайшей и особенно в стратегической перспективе. В мире среди лидеров нет ни одного университета без современного кампуса! Проект предусматривает строительство 12 общежитий в Ростове-на-Дону и Таганроге на 6 тыс. мест общей площадью 230 тыс. кв. м. В настоящее время строительные работы ведутся на площадке ростовского кампуса, где к концу года планируется к сдаче в эксплуатацию первое общежитие на 400 мест. Новый студенческий городок предполагает создание условий для проживания, соответствующих требованиям самых "продвинутых" мировых вузов. В этом комплексе заложено все, что необходимо проживающим для обеспечения бытового и учебного процесса: библиотеки, учебные комнаты, доступ в интернет, прачечные, зоны отдыха, камеры хранения, современные охранные системы. Многое в планировании кампуса осуществлялось при участии студентов. Они же сами выбирали из предложенных вариантов отделочные материалы, мебель. Да и внешне эти здания, возводимые по современному архитектурному проекту, станут украшением Западного микрорайона г. Ростова-на-Дону.
Не обходится и без сложностей, что вполне естественно в таком большом деле – стоимость строительства только ростовского кампуса составляет около 3 млрд рублей. При этом условия проекта подразумевают 10-процентное софинансирование со стороны университета, остальную сумму выделяет федеральный центр. ЮФУ изыскать средства в размере 300 млн рублей не так просто. В университете введен строжайший режим экономии вплоть до отмены некоторых командировок. Сокращены некоторые социальные программы университета. Меры непопулярные, но необходимые. Что-то находим сами, с чем-то просим помочь область. Ведь, в конечном итоге, университет работает на привлечение в регион лучших умов. Добавляет проблем и вопрос подключения объектов кампуса к городским коммуникациям, для решения которого также требуются значительные финансовые ресурсы.
Как бы то ни было, в текущем году первое из общежитий будет введено в эксплуатацию при условии, что к ноябрю будет обеспечен подвод тепла. После завершения строительства кампуса ростовские факультеты ЮФУ смогут обеспечить всех своих нуждающихся в жилье студентов, а также командированных преподавателей и ученых, в том числе и зарубежных, комфортабельным современным жильем. Наличие мест в общежитиях, кстати, позволит реализовать одну из наших программ по улучшению качества образования – запрет на полный цикл обучения в филиалах ЮФУ. Согласно нашим планам, студенты, учащиеся в филиалах университета, должны будут провести как минимум четыре семестра обучения в головном вузе для получения диплома. Тут как нельзя кстати придутся дополнительные места в общежитиях.
- Какие еще программы реализуются в университете в настоящее время?
- Как я уже говорил, некоторые программы пришлось сократить, или же "заморозить", и не от глупости, а от безысходности в связи с острой необходимостью экономить средства. Тем не менее все, что касается спортивной жизни университета, секвестрованию не подвергалось. Наши студенты продолжают жить активной спортивной жизнью. Так, недавно команда по черлидингу ЮФУ "Деметра" выиграла чемпионат Европы в нескольких номинациях, при этом следует иметь в виду, что команда из России сделала это впервые - и очень приятно, что этой командой стала команда ЮФУ. Несколько наших спортсменов-гребцов были включены в национальную олимпийскую сборную, а университетские спортсмены взяли первые места во многих соревнованиях в ходе недавно прошедших состязаний между ростовскими вузами. Так что несмотря на достаточно плачевную ситуацию со спортивными объектами в ЮФУ, спорт у нас развит весьма неплохо.
Что же касается художественной самодеятельности, то она, хоть и при сокращенном финансировании, продолжает функционировать. Ни хореографический ансамбль Дианы Фердер, ни вокальный конкурс "Золотой голос ЮФУ" не прекращают своей деятельности, продолжают получать поддержку вуза. Хочу отметить тот факт, что в апреле 2011 года в ходе конкурса в рамках фестиваля "Студенческая весна Ростовской области" успех студентов Южного федерального университета был абсолютным. Судите сами: завоеваны все гран-при по пяти направлениям фестиваля! Студенты и творческие коллективы ЮФУ получили 19 первых мест, 11 вторых и 2 третьих.
А вот, к сожалению, от финансирования поездок команды КВН пришлось отказаться. Равно как и практически ликвидировать затраты на рекламу университета.
В отношении иных студенческих программ – ни рубля не сокращаем там, где это касается новых образовательных технологий. В частности, то, что у нас уже получилось – это программа МИГО - междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования. В рамках программы студенты магистратуры юридического, экономического, исторического и психологического факультетов создают группу общего изучения дополнительных гуманитарных дисциплин. В целом, данная программа направлена на решение общемировой проблемы сокращения числа системно мыслящих профессионалов, которые обладают широкими, энциклопедическими знаниями. По сути, многим гуманитариям в будущем придется стать руководителями либо консультировать руководителей по вопросам управления разнообразными проектами. Для того, чтобы осуществлять такую деятельность с высокой степенью эффективности, необходимо, чтобы человек, принимающий решения, разбирался в вопросе, пусть не досконально, но имел целостное представление о сути проблем и основных трендах в соответствующей сфере исследований и практики.
- Каким образом в настоящее время строится работа со студентами в ЮФУ?
- Сейчас университет старается концентрироваться на индивидуальной работе со студентами. Изучение дисциплин именно по индивидуальному учебному плану повышает качество образования и успеваемость. Советская система за студентом видела группу, поток: некие своего рода "заготовки", из которых по типовым шаблонам делали специалистов. А сейчас индивидуальные учебные планы позволяют работать и самому студенту, как личности. Появляется обратная связь с преподавателем, появляется дополнительная мотивация для самоорганизации. При такой методике учебного процесса резко возрастает посещаемость, у студентов вырабатывается личная ответственность, заинтересованность в высоком конечном результате. Вот на этом мы, кстати, не экономим ни копейки.
На индивидуализацию учебного процесса работает и созданная в ЮФУ социально-информационная сеть "Инкампус". Благодаря этой системе любой преподаватель имеет свою собственную интернет-страницу, к которой предоставляет доступ своим студентам. Там он авторизованным пользователям дает домашние задания, выставляет оценки, дистанционно контролирует их самостоятельную работу. Это в два раза уменьшает повседневную нагрузку на студента, усиливая работу самостоятельную.
Кроме того, в университете создано единое информационное пространство, позволяющее студенту мало того что всегда находиться на онлайн-связи с преподавателями и сотрудниками вуза, но также пользоваться учебными пособиями, интерактивными электронными учебниками, научными работами и прочим. Однако на эту дополнительную работу необходимо качественно мотивировать преподавателей, а это деньги…
На Западе сама возможность индивидуализации преподавания – уже пройденный этап, у нас пока – новинка. Однако в хорошо самоорганизующейся системе, каковой, безусловно, становится ЮФУ, такая методика отладится быстро. Студенты "ногами", лично осуществив выбор преподавателя и программ, проголосуют за оптимальные индивидуальные учебные планы. Третий и четвертый курсы смогут по своему усмотрению выбирать дополнительные предметы, получат широкие возможности для маневра в сфере определения сверхнормативных лекционных курсов.
- Сегодня одним из самых важных критериев оценки уровня вузовской подготовки принято считать процент выпускников, трудоустроенных по специальности. Как с этим показателем обстоят дела в ЮФУ?
- Как только этот показатель стал одним из основных критериев оценки вузов в РФ, во многих университетах он стал как-то стремительно расти. Как ректор могу сказать – такого не бывает. Все мы фактически зависим от рыночной ситуации и государственной политики инвестиций. При этом экономические критерии применяются в первую очередь. Нравится это нам или нет, но условия таковы, что качество образования молодого специалиста, по большому счету, вторично. В целом, 80% выпускников ЮФУ работают по специальности. Однако говорить так - это все равно, что называть "среднюю температуру по больнице, включая морг".
Следует уточнить, что из наших выпускников стопроцентно устраиваются на профильную работу юристы и экономисты. Философы – ни один! Нет в стране такой должности в фирмах и предприятиях - философ. Они либо занимаются научной деятельностью по профилю, или же преподают философию, но за пределами университетских стен трудоустраиваются в основном на административную работу.
Технические специалисты востребованы, к сожалению, в меньшей степени. И это не показатель их профпригодности, это проблема экономики, нехватки профильных рабочих мест. Ведь, по сути, в регионе, да и в стране в целом не так уж много предприятий, которым для обеспечения производства требовались бы не выпускники профтехучилищ, а квалифицированные инженеры, ученые-прикладники. Я считаю, что это является показателем уровня развития экономики в первую очередь, ведь инновационное производство ориентировано на создание рабочих мест для выпускников вузов – именно такой уровень знаний требуется на высокотехнологичном производстве.
- Некоторые связывают такое положение дел с общим низким качеством образования поступающих в вузы абитуриентов. Мол, современная молодежь, выпускаясь из школы, знает год от года все меньше и меньше. Так ли это с Вашей точки зрения?
- Не склонен так считать. На мой взгляд, ругают уровень знаний абитуриентов скорее по привычке. Ведь давно уже известно – если человек действительно хочет учиться, если ему это нравится, то он будет делать это, тем или иным способом. Поэтому обобщать не хочу. Отмечу лишь, что по моим наблюдениям, абитуриент потихонечку становится пытливым, много попадаются думающих, самостоятельно мыслящих ребят. Таких, которые интересуются чем-то сверх лекционного материала, стремятся углубить свои знания, имеют свое мнение и не боятся задавать вопросы, спорить с преподавателем в рамках учебной программы. Быть "ботаником", усердно занимающимся образованием студентом, становится прилично, в отношении к ним со стороны большинства проходит презрительное, пренебрежительное отношение. И это здорово, это, кроме прочего, показатель развития культуры общества.
Сила интеллекта должна точно так же вызывать восхищение, как и сила мышц спортсмена-атлета. Почему все гордятся и радуются достижениям отечественных олимпийцев, говорят о том, как много они тренируются, как непросто им приходится, а про научные победы наших соотечественников даже не вспоминают? А ведь тем, кто занимается наукой, участвует в научных олимпиадах, приложить сил и воли для тренировки мозга приходится ну никак не меньше, чем спортсменам. А ведь именно в таких людях – будущее страны, наш прогресс.