Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Лучшие школьник и студент - здоровые!

14.06.2011

В Ростовской области обобщен опыт школ, колледжей и вузов по внедрению здоровьесберегающих технологий. Южный федеральный университет предложил свои методы борьбы за физическое и психологическое здоровье студентов.

На прошедшей научно-практической конференции "Здоровье в образовании" речь шла о здоровье всех участников образовательного процесса. Подготовка к участию в конференции, обобщение опыта работы, редактирование поступивших около 300 научно-методических докладов подтвердили заинтересованность и потребность в решении; данной проблемы.

Справка "Молота"

В области 624 образовательных учреждения имеют статус школ здорового образа жизни.
Около семи тысяч педагогических работников владеют сегодня здоровье сберегающими технологиями, прошли профессиональную переподготовку.
32 образовательных учреждения работают в инновационном режиме, апробируя программы по обучению здоровому образу жизни.

Как напомнил "Молоту" руководитель Педагогического института ЮФУ, доктор социологических наук Владимир Мареев, еще в 1904 году съезд российских врачей обратил внимание на вредное влияние школы на здоровье учеников. И сегодня более половины дня ребенок проводит в школе, потому стоит задача при общении его с учителем не только сохранить, но и укрепить здоровье ученика. А для этого сам учитель должен стать примером для ученика и вести здоровый образ жизни.

Коллегу поддерживает проректор по учебно-методической работе ЮФУ Ирина Мостовая, также вспомнив про агрессивность учебной среды. Потому необходима разработка программы психологического комфорта для всех участников учебного процесса. Но все начинается с преподавателя, который просто обязан сам быть здоровым, больше заниматься своей физической формой, что стоит закрепить на законодательном уровне. Основа основ - культура организации учебы. В ЮФУ, по словам Ирины Владимировны, внедряются адаптационные формы учебного процесса: индивидуальные траектории обучения, структурирование нагрузки и внутриучебной деятельности. Студенты сейчас более раскованны, но зачастую не умеют себя предъявить окружающему миру. И это надо в них воспитывать, что тоже является частью здоровьесберегающей технологии.

- Одной из причин ухудшения здоровья школьника является ненормальное его питание в течение всего учебного дня. Эта причина стоит на втором месте, а на первом - естественно, стрессовые ситуации, - считает начальник управления образования Таганрога Ольга Шевченко. Потому в городских школах внедряется система рационального питания, основанная на современных рекомендациях врачей. 15 процентов школьников получают горячее питание бесплатно. Благодаря анкетированию удалось выявить улучшение здоровья ребят: число детей, имеющих общие заболевания, за три года снизилось с 12,7 процента до 10 процентов. "Но окончательный результат, предупреждали нас врачи, мы увидим через пять-семь лет, - говорит Ольга Вячеславовна, - и мы надеемся, что он будет оптимальным".
- Сейчас в области в рамках губернаторской программы "Донское молоко - школьникам", ученики начальных классов получают молоко бесплатно.

Мониторинг показывает улучшение здоровья младшеклассников. Потому мы будем выходить с предложением по дополнительному молочному питанию и в средней школе, - сказал "Молоту" начальник отдела министерства общего и профессионального образования Ростовской области Петр Серов. По его словам, опрос школьников, чем бы они хотели заниматься в свободное от учебы время, показал, что на первом месте стоит Интернет, а спорт - лишь на втором. "Наша задача, - считает Петр Серов, - вывести спорт на приоритетное первое место". Сейчас существует разрыв между строительством спортивных комплексов и потребностью в них системы образования. В области будет продолжено строительство бассейнов. И вопрос об их доступности для школьников будет поставлен во главу угла. "Молот" вместе с участниками конференции посетил ростовский детский сад "Весе-линка", где внедряют здоровьес-берегающие технологии уже 15 лет - ровно столько, сколько само это учреждение и существует. За основу взята санкт-петербургская программа "Детство", основанная на приобщении детей к основам национальной культуры. Здоровое питание здесь - основа основ: пищу готовят, как в русской печи - томлением и варением продуктов. День начинается физзарядкой на свежем воздухе, а нагрузка образовательного процесса распределена в течение дня через смену видов деятельности. Есть в "Веселинке" и бассейн, и тренажерный зал, зал для физкультуры и зал для музыкальных занятий.

"Конечно, - вздохнула одна из участниц семинара, судя по всему, приехавшая из отдаленного муниципалитета, - при таких площадях все можно. А у нас - один зал. Он же и музыкальный. Он же и спортивный". Правда, методиками работы здесь заинтересовались все: ведь для внедрения программы щадящего входа и выхода из образовательного процесса отдельных площадей нужно не так много. Было бы желание все это разрабатывать и применять.