Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Многое тогда казалось фантастичным

27.05.2011

11-13 мая Южно-Российский региональный центр информатизации образования Южного федерального университета принимал ведущих специалистов в сфере информатизации образования. В Ростове-на-Дону их собрала научно-практическая конференция, приуроченная к 20-летию системы центров новых информационных технологий.

К значимой не только для сферы образования вехе были изданы сборник статей и справочник «Информати­зация образования России: люди, организации, проек­ты». В нем 300 биографиче­ских справок и 70 очерков о деятельности организаций.

С обзором истории становления отраслевой системы ЦНИТ выступил директор Государственного НИИ ин­формационных технологий и телекоммуникаций «Информика» академик РАО А.Н. Тихонов. Знакомим с тезисами его доклада.

Конец 80-х - начало 90-х годов - период в истории об­разования России, который характеризовался реформа­ми школы, инициативами в области информатизации образования, поисками в образовательной сфере в целом. На развитие образо­вания оказали влияние два обстоятельства: начавшиеся процессы информатизации в образовательных учреж­дениях и расширение реги­ональной политики в сфере образования.

С одной стороны, реформы подразумевали отказ от еди­ных учебных программ и наделение регионов правом вы­работки собственной образовательной стратегии. С другой - обращение высшей школы к региональным проблемам было вызвано экономическими реформами: необходимо­стью поиска дополнительных устойчивых средств на раз­витие образования и научные исследования, созданием благоприятных условий для подготовки специалистов, ориентированных на работу в условиях рынка, имеющих высокий уровень общеоб­разовательной подготовки и обеспечивающих решение междисциплинарных регио­нальных и отраслевых задач.

Начало информатизации отечественного образования было положено в 1984 году, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о введении предмета «Основы информатики и вычисли­тельной техники» в средней школе.

В 90-е годы Министерство образования активизировало деятельность по ликвидации массовой компьютерной не­грамотности.

В конце 80-х годов парк персональных компьютеров в учебном процессе школ был незначителен и разнообразен: от отечественных «Электроник» и «ДВК» до японских «Ямах». Компьютеры IВМ и Apple были у нас крайне редки, о совместимости их программного обеспечения вопрос не стоял. Для начала Минвуз СССР решил стратегический вопрос - выбор компьютерной платформы. После тщательного анализа решили ориентироваться на платформу IВМ, в пользу которой говорило ее ши­рокое распространение за рубежом, а также наиболь­шее количество прикладного программного обеспечения. В Великобритании приоб­рели несколько тысяч персо­нальных компьютеров типа РС-ХТ (с черно-белыми мо­ниторами) и типа РС-АТ (с цветными мониторами), а также матричных принтеров, сканеров, плоттеров и жидко-кристаллических проекторов.

В 1988 году создается Об­щесоюзный центр компью­терной технологии обуче­ния, впервые принимается Концепция информатизации образования. Проводится первая коллегия Гособра­зования СССР «О ходе ин­форматизации народного образований» и создается республиканский Центр НИТ на базе ИВЦ ГК РСФСР по де­лам науки и высшей школы.

Участие высшей школы в решении образовательных задач регионов потребовало в 1991 году создания специ­ализированной отраслевой системы, которая получила название «Территориально-распределенные центры новых информационных технологий (ЦНИТ)». Впер­вые организуются 14 центров НИТ регионального, краевого и областного уровня на базе ведущих вузов России.

Для координации работы системы ЦНИТ организуется Российский координацион­ный центр информационных технологий в образовании (РосКЦИТО). В1991 году Сов­мин РСФСР утверждает про­грамму Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы «Информатизация России», имеющую прин­ципиальное значение для развития информатизации образования. Кроме этого, для отработки отдельных элементов региональных сетей, технологий управле­ния вузом и решений других важных задач, связанных с развитием информационных технологий в вузе, откры­вается межвузовская науч­но-техническая программа «Развитие информационной среды высшей школы (Информсреда)», утвержденная приказом Комитета по высшей школе (1992) и ориентированная на развитие и поддержку деятельности системы ЦНИТ.

В июне 1992 года коллегия Комитета по высшей школе, отмечает неэффективное использование в вузах спе­циально выделенной вы­числительной техники для обеспечения доступа ОУ к Интернету. Издается инструк­тивное письмо «О проблемах информатизации образова­ния и региональных центрах новых информационных технологий»: на центры НИТ возлагается первая серьезная задача - ускоренное вне­дрение в вузах электронной почты как оперативного сред­ства связи в отрасли,

С 1993 года ЦНИТ по-настоящему стали основной структурой в сфере инфор­матизации образования, на которую стали возлагать решение системных задач как на уровне «вуз - регион», так и на уровне отрасли в целом.

В настоящее время система насчитывает 75 отраслевых ЦНИТ, из которых 9 - регионального уровня, 11 - респуб­ликанского, 4 - краевого, 25 - областного, 8 - городского; 18 - специализированных центров; 13 - региональных центров информатизации; 37 - ресурсных центров. Си­стема ЦНИТ объединяет в своих рядах четыре тысячи специалистов, 53% которых составляют штатные сотруд­ники. В руководстве центра­ми присутствует 39 докторов и 75 кандидатов наук; 23 руководителя центров явля­ются одновременно проректорами или руководителями управлений информатиза­ции вузов. На базе системы ЦНИТ/РЦИ работают свыше 400 учебных компьютерных классов, из них более 150 со свободным доступом в Интернет, с общим числом зарегистрированных поль­зователей свыше 130 тысяч человек.

Сегодня ЦНИТ представ­ляет собой учебный научно-технологический ком­плекс, специализирующийся в области информационных технологий, выполняющий функции территориального узла телекоммуникационной сети образования и науки, формирующий и сопровож­дающий отраслевые и реги­ональные информационные образовательные ресурсы, осуществляющий сервисное обслуживание телекомму­никационного оборудования и компьютерной техники, а также работающий в тесном контакте с территориальны­ми и отраслевыми органами управления образованием и образовательными учреж­дениями.

Особое место в деятель­ности ЦНИТ занимает по­вышение квалификации и профессиональной перепод­готовки кадров региона в об­ласти ИКТ, а также подготов­ка высокопрофессиональных кадров по использованию информационных техноло­гий а предметно-ориентиро­ванных областях.

За время функционирова­ния ЦНИТ сформировалась плеяда высококлассных специалистов.

В 2000 году Минобразование России возложило функции головной организа­ции системы ЦНИТ на новый ГНИИ ИТТ «Информика». «Информика» должна была проводить научно-методи­ческое обеспечение деятельности системы РЦИ/ЦНИТ, разработку и реализацию корпоративных образова­тельных проектов в области информатизации, подготов­ку материалов и проведение мониторинга процессов ин­форматизации сферы образования, инициирование регионального, межрегионального и международного сотрудничества по пробле­мам развития системы цен­тров на основе совместных образовательных проектов.

В связи с 20-летием систе­мы ЦНИТ следует отметить следующее. С деятельно­стью центров были связаны процессы, направленные на внедрение и развитие информационных технологий в российском образовании; массовая модернизация вычислительной техники в вузах; внедрение электронной почты как средства повседневного общения в отрасли; созда­ние первых университетских центров Интернет, создание первых узлов научно-образовательной сети RUNNet, разработка первых вузовских сайтов, подключение школ к сети Интернет.

В настоящее время инфор­мационно-коммуникацион­ные технологии развиваются высокими темпами. Каж­дый год расширяется спектр телекоммуникационных и информационных услуг, за­рождаются и реализуются идеи, которые 20, а порой и 10 лет назад казались фантас­тическими. Позиционирова­ние и существование на этом динамичном рынке требует от руководителей ИКТ-структур современных знаний, изобретательности, оператив­ности. Закономерно, что часть функций, которые ранее выполняли ЦНИТы, переходит к коммерческим структурам. Но можно с уверенностью ска­зать, что основы информати­зации, заложенные центрами НИТ, сыграли значимую роль о развитии информационных технологий в России и, что особенно важно, - эта основа была заложена в системе об­разования.

Для справки:

В числе 11 руководителей центров новых информационных технологий, внесших значительный вклад в процессы, Информатизации образования не только своих регионов, но и всей страны, академик А.Н. Тихонов назвал директора ЮГИНФО ЮФУ Л.А. Крукиера.

13 мая доктору физико-математических наук, профессо­ру, заведующему кафедрой высокопроизводительных вы­числений и информационно-коммуникативных технологий факультета математики, механики и компьютерных наук ЮФУ Л.А. Крукиеру исполнилось 60 лет. Юбиляра сердечно поздравили друзья и коллеги из многих университетов.