Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
К значимой не только для сферы образования вехе были изданы сборник статей и справочник «Информатизация образования России: люди, организации, проекты». В нем 300 биографических справок и 70 очерков о деятельности организаций.
С обзором истории становления отраслевой системы ЦНИТ выступил директор Государственного НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» академик РАО А.Н. Тихонов. Знакомим с тезисами его доклада.
Конец 80-х - начало 90-х годов - период в истории образования России, который характеризовался реформами школы, инициативами в области информатизации образования, поисками в образовательной сфере в целом. На развитие образования оказали влияние два обстоятельства: начавшиеся процессы информатизации в образовательных учреждениях и расширение региональной политики в сфере образования.
С одной стороны, реформы подразумевали отказ от единых учебных программ и наделение регионов правом выработки собственной образовательной стратегии. С другой - обращение высшей школы к региональным проблемам было вызвано экономическими реформами: необходимостью поиска дополнительных устойчивых средств на развитие образования и научные исследования, созданием благоприятных условий для подготовки специалистов, ориентированных на работу в условиях рынка, имеющих высокий уровень общеобразовательной подготовки и обеспечивающих решение междисциплинарных региональных и отраслевых задач.
Начало информатизации отечественного образования было положено в 1984 году, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о введении предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе.
В 90-е годы Министерство образования активизировало деятельность по ликвидации массовой компьютерной неграмотности.
В конце 80-х годов парк персональных компьютеров в учебном процессе школ был незначителен и разнообразен: от отечественных «Электроник» и «ДВК» до японских «Ямах». Компьютеры IВМ и Apple были у нас крайне редки, о совместимости их программного обеспечения вопрос не стоял. Для начала Минвуз СССР решил стратегический вопрос - выбор компьютерной платформы. После тщательного анализа решили ориентироваться на платформу IВМ, в пользу которой говорило ее широкое распространение за рубежом, а также наибольшее количество прикладного программного обеспечения. В Великобритании приобрели несколько тысяч персональных компьютеров типа РС-ХТ (с черно-белыми мониторами) и типа РС-АТ (с цветными мониторами), а также матричных принтеров, сканеров, плоттеров и жидко-кристаллических проекторов.
В 1988 году создается Общесоюзный центр компьютерной технологии обучения, впервые принимается Концепция информатизации образования. Проводится первая коллегия Гособразования СССР «О ходе информатизации народного образований» и создается республиканский Центр НИТ на базе ИВЦ ГК РСФСР по делам науки и высшей школы.
Участие высшей школы в решении образовательных задач регионов потребовало в 1991 году создания специализированной отраслевой системы, которая получила название «Территориально-распределенные центры новых информационных технологий (ЦНИТ)». Впервые организуются 14 центров НИТ регионального, краевого и областного уровня на базе ведущих вузов России.
Для координации работы системы ЦНИТ организуется Российский координационный центр информационных технологий в образовании (РосКЦИТО). В1991 году Совмин РСФСР утверждает программу Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы «Информатизация России», имеющую принципиальное значение для развития информатизации образования. Кроме этого, для отработки отдельных элементов региональных сетей, технологий управления вузом и решений других важных задач, связанных с развитием информационных технологий в вузе, открывается межвузовская научно-техническая программа «Развитие информационной среды высшей школы (Информсреда)», утвержденная приказом Комитета по высшей школе (1992) и ориентированная на развитие и поддержку деятельности системы ЦНИТ.
В июне 1992 года коллегия Комитета по высшей школе, отмечает неэффективное использование в вузах специально выделенной вычислительной техники для обеспечения доступа ОУ к Интернету. Издается инструктивное письмо «О проблемах информатизации образования и региональных центрах новых информационных технологий»: на центры НИТ возлагается первая серьезная задача - ускоренное внедрение в вузах электронной почты как оперативного средства связи в отрасли,
С 1993 года ЦНИТ по-настоящему стали основной структурой в сфере информатизации образования, на которую стали возлагать решение системных задач как на уровне «вуз - регион», так и на уровне отрасли в целом.
В настоящее время система насчитывает 75 отраслевых ЦНИТ, из которых 9 - регионального уровня, 11 - республиканского, 4 - краевого, 25 - областного, 8 - городского; 18 - специализированных центров; 13 - региональных центров информатизации; 37 - ресурсных центров. Система ЦНИТ объединяет в своих рядах четыре тысячи специалистов, 53% которых составляют штатные сотрудники. В руководстве центрами присутствует 39 докторов и 75 кандидатов наук; 23 руководителя центров являются одновременно проректорами или руководителями управлений информатизации вузов. На базе системы ЦНИТ/РЦИ работают свыше 400 учебных компьютерных классов, из них более 150 со свободным доступом в Интернет, с общим числом зарегистрированных пользователей свыше 130 тысяч человек.
Сегодня ЦНИТ представляет собой учебный научно-технологический комплекс, специализирующийся в области информационных технологий, выполняющий функции территориального узла телекоммуникационной сети образования и науки, формирующий и сопровождающий отраслевые и региональные информационные образовательные ресурсы, осуществляющий сервисное обслуживание телекоммуникационного оборудования и компьютерной техники, а также работающий в тесном контакте с территориальными и отраслевыми органами управления образованием и образовательными учреждениями.
Особое место в деятельности ЦНИТ занимает повышение квалификации и профессиональной переподготовки кадров региона в области ИКТ, а также подготовка высокопрофессиональных кадров по использованию информационных технологий а предметно-ориентированных областях.
За время функционирования ЦНИТ сформировалась плеяда высококлассных специалистов.
В 2000 году Минобразование России возложило функции головной организации системы ЦНИТ на новый ГНИИ ИТТ «Информика». «Информика» должна была проводить научно-методическое обеспечение деятельности системы РЦИ/ЦНИТ, разработку и реализацию корпоративных образовательных проектов в области информатизации, подготовку материалов и проведение мониторинга процессов информатизации сферы образования, инициирование регионального, межрегионального и международного сотрудничества по проблемам развития системы центров на основе совместных образовательных проектов.
В связи с 20-летием системы ЦНИТ следует отметить следующее. С деятельностью центров были связаны процессы, направленные на внедрение и развитие информационных технологий в российском образовании; массовая модернизация вычислительной техники в вузах; внедрение электронной почты как средства повседневного общения в отрасли; создание первых университетских центров Интернет, создание первых узлов научно-образовательной сети RUNNet, разработка первых вузовских сайтов, подключение школ к сети Интернет.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии развиваются высокими темпами. Каждый год расширяется спектр телекоммуникационных и информационных услуг, зарождаются и реализуются идеи, которые 20, а порой и 10 лет назад казались фантастическими. Позиционирование и существование на этом динамичном рынке требует от руководителей ИКТ-структур современных знаний, изобретательности, оперативности. Закономерно, что часть функций, которые ранее выполняли ЦНИТы, переходит к коммерческим структурам. Но можно с уверенностью сказать, что основы информатизации, заложенные центрами НИТ, сыграли значимую роль о развитии информационных технологий в России и, что особенно важно, - эта основа была заложена в системе образования.
Для справки:
В числе 11 руководителей центров новых информационных технологий, внесших значительный вклад в процессы, Информатизации образования не только своих регионов, но и всей страны, академик А.Н. Тихонов назвал директора ЮГИНФО ЮФУ Л.А. Крукиера.
13 мая доктору физико-математических наук, профессору, заведующему кафедрой высокопроизводительных вычислений и информационно-коммуникативных технологий факультета математики, механики и компьютерных наук ЮФУ Л.А. Крукиеру исполнилось 60 лет. Юбиляра сердечно поздравили друзья и коллеги из многих университетов.