Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

95 лет назад в Ростове появился первый университет

26.11.2010

95 лет назад, 27 ноября 1915 года в Ростове-на-Дону состоялось торжественное открытие Императорского Варшавского университета, эвакуированного в наш город в годы первой мировой войны. На заседании Учёного совета ЮФУ 26 ноября 2010 года ректор Южного федерального университета Владислав Захаревич поздравил всех с этим событием и напомнил о главных вехах развития нашего университета.

Выступление ректора, посвященное 95-летию образования университета в г. Ростов-на-Дону.

Дорогие друзья и коллеги, уважаемые гости!

Сегодня нас собрала в этом зале знаменательная дата – 95-летие первого университета на Юге России, который появился в Ростове-на-Дону в далеком 1915 году. За прошедшие годы он вписал немало славных страниц в донскую историю, пережил вместе со страной военное лихолетье и непростое время становления новой России, оставаясь признанным центром интеллектуального поиска и высокой нравственности. Университет органично изменял свой облик, развивался в едином ритме с отечественной наукой и образованием и неизменно отстаивал собственную идентичность, отвергая любое влияние изменчивой внешней конъюнктуры. Сегодня мы вправе гордиться не только нашими выдающимися достижениями в научной и образовательной сфере, знаменитыми выпускниками и международным признанием, но и безупречной репутацией, сформированной многолетним совместным трудом преподавателей, сотрудников и студентов.

В этот знаменательный день мы не можем не вспомнить отдельные значимые моменты долгого и славного пути, пройденного нашим университетом. За первые двадцать лет пребывания на донской земле он трижды менял название: в 1915 году в Ростове-на-Дону волею судеб оказался Императорский Варшавский университет, в 1917 году Временное правительство учредило на его базе Донской государственный университет, в 1925 году Совет народных комиссаров РСФСР переименовал его в Северо-Кавказский государственный университет, который в свою очередь в 1934 году был преобразован в Ростовский-на-Дону государственный университет. Первоначально в университете функционировали только четыре факультета (историко-филологический, юридический, физико-математический и медицинский), к которым в 1922 году присоединился педагогический факультет, а в 1926 году – экономический факультет. В 1931 году университетская структура претерпела радикальные изменения, связанные с тем, что три факультета (педагогический, медицинский и экономический) стали самостоятельными вузами, а к оставшимся присоединились вновь созданные химический и геоботанический факультеты. В 1939 году университет вошел в число вузов первой категории и превратился в крупнейший научно-образовательный центр на Юге СССР, включавший 6 факультетов и 3 научно-исследовательских института.

В период Великой Отечественной войны университет находился в эвакуации в Киргизии, где в г. Ош продолжал эффективную образовательную деятельность. В 1944 году основная часть университетского коллектива вернулась в разрушенный Ростов и активно включилась в процесс восстановления народного хозяйства, не оставляя в стороне научную и образовательную деятельность. Уже к 1950 году университет смог превзойти довоенные показатели научной и педагогической работы, что открывало новые перспективы для дальнейшего развития.

В 50-80-е гг. XX столетия университет, получивший в 1957 году наименование Ростовский государственный университет, являлся крупнейшим научно-образовательным центром на Северном Кавказе, а его научные школы приобрели не только общесоюзную, но и международную известность. Большую часть рассматриваемого периода во главе университета стоял крупный ученый и мыслитель, талантливый организатор и видный общественный деятель Юрий Андреевич Жданов, создавший в университетском комплексе уникальный сплав науки и образования и заложивший принципиальный фундамент университетской идеологии. До последних дней своей яркой жизни он отстаивал необходимость сохранения и развития классического университетского образования, в котором передовые научные достижения должны синхронно интегрироваться в образовательные практики, а студент должен формироваться как разносторонне развитая личность с богатым духовным миром и активной общественной позицией. В рассматриваемый период был не только дан мощный импульс комплексному развитию университетской науки и образования, но и существенно укреплена материальная база университета, созданы новые лаборатории и учебные центры, консолидировано университетское сообщество, объединенное научным познанием и интеллектуальным общением.

Следует отметить, что эпохой Ю.А. Жданова неразрывно связано не только осознание флагманской миссии университета по отношению к другим образовательным центрам Северного Кавказа, но и реальное воплощение этой идеи в повседневную деятельность. Созданный в 1969 году Северо-Кавказский научный центр высшей школы стал подлинным интегрирующим центром региональной науки, способствовавшим системному росту талантливый исследователей и целых научных школ в новом едином интеллектуальном пространстве. Наработанный опыт актуален и в настоящее время, когда уже Южный федеральный университет призван восстановить утраченные связи и реконструировать целостность исследовательского сообщества Юга России.

К концу 80-х гг. университет включал уже 10 факультетов, 6 научно-исследовательских институтов, Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук, научную библиотеку, вычислительный центр и Ботанический сад. Динамичному развитию университета не смогли воспрепятствовать даже серьезные трудности, с которыми российская высшая школа столкнулась в начале постсоветского периода, связанного с резким сокращением бюджетных ассигнований на научную и образовательную деятельность, масштабным оттоком ведущих ученых и преподавателей за рубеж, падением общественной значимости целого ряда традиционных учебных специальностей. Руководство (нынешний президент ЮФУ А.В. Белоконь) и трудовой коллектив университета смогли перестроить традиционные направления учебной и научной работы, адаптируя их к сложным условиям рыночной конъюнктуры. В результате совместных усилий удалось сохранить ведущие научные школы, расширить перечень предлагаемых образовательных услуг, внедрить информационные технологии во все сферы университетской жизни. К середине первого десятилетия XXI века университет включал уже 16 факультетов, 11 научно-исследовательских и целый ряд образовательных институтов, НКТБ «Пьезоприбор», 20 научно-образовательных центров, технопарк и бизнес-инкубатор, учебные базы практик и множество вспомогательных подразделений. Даже в сложнейших социально-экономических условиях университет оставался одним из флагманов российской высшей школы, что позволило ему стать участником пилотного проекта, связанного с созданием федеральных университетов.

Созданный в ноябре 2006 года на базе Ростовского государственного университета Южный федеральный университет стал уникальным вузом, интегрировавшим не только традиционные направления научной и образовательной деятельности классического университета, но и инженерную подготовку на базе прикладных исследований высочайшего уровня, педагогическое образование и широкий спектр фундаментальных и прикладных образовательных программ в области архитектуры и искусства. За прошедшие годы новый вуз не только существенно обновил материальную базу научных исследований и учебного процесса за счет средств приоритетного национального проекта «Образование», но и добился весомых результатов как во многих перспективных областях научных исследований, так и в совершенствовании образовательной деятельности. Ближайшей стратегической задачей является последовательное построение нового университета инновационно-предпринимательского типа, сохраняющего незыблемые традиции классического университетского образования, но ориентированного на активное взаимодействие с рыночными институтами и адекватно реагирующего на стремительно меняющуюся конъюнктуру в отечественном и мировом образовательном пространстве. Мы должны сохранить наши славные традиции и приумножить интеллектуальный капитал, создаваемый многими поколениями преподавателей и сотрудников университета, но при этом быть обращенными в будущее, которое может и должно быть светлым.

 

Фотоотчет