Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Впервые ученики и ученицы 20 лицеев и гимназий Ростова получили возможность пройтись по экспериментальным научным лабораториям ЮФУ на Западном, также принять участие в настоящих опытах. Причем не просто в качестве восхищенного зрителя, но и в роли естествоиспытателя.
Мудрые и чуткие кураторы возглавили и повели в научный поход пять школьных команд – «Альфа», «Бета», «Гамма», «Дельта», «Эпсилон». В ряды кураторов вошли инициативные и креативные студенты, магистранты, аспиранты физфака и факультета высоких технологий.
В прошедшем квесте ребята не столько искали спрятанные научные «сокровища», сколько открывали невиданные знания практически из области фантастики: для большинства, например, стало открытием наличие в Ростове-на-Дону Музея космонавтики с экспонатами, «прилетевшими» буквально с орбиты. Это и специальные костюмы на каждый день и на экстренный случай, и спускаемый аппарат «Союз» ТМА-10 (спуститься в кабину мог любой желающий!).
Невероятные приключения поджидали участников на каждом шагу сперва в НИИ физики, затем на физическом и химическом факультетах. Кроме увлекательных экскурсий по лабораториям, где гостеприимные сотрудники демонстрировали возможности современного оборудования, невероятные сюрпризы подготовили таланты (в миру – магистранты и аспиранты) физфака. После осмотра уникальных приборов все команды наглядно и наощупь смогли познать «чудесные» свойства жидкого азота. Самым непривычным стал эксперимент с фазовым переходом вещества – это когда надутый воздушный шарик или нежнейшую астру можно легко разбить молотком, а затем собрать в кулак оттаявшие резиновые «осколки» или цветочные лепестки. Добровольцы с удовольствием включились в опыт по приготовлению и поеданию экспресс-мороженого из трех ингредиентов, включая азот.
Конечно, организаторы позаботились о проведении научных заданий на эрудицию и сообразительность. Самые быстрые, веселые и находчивые становились обладателями кусочков карты, собрать которую оказалось под силу благодаря слаженности и активности всех участников Школы. Собранным пазлом оказалась фотография знаменитого советского «Бурана», в создании элементов которого в свое время принимали участие и наши ученые.
Еще одна «лавина» открытий накрыла школьников и их кураторов в Естественнонаучном музее химического факультета. Сперва команды в курс дела ввел Михаил Клецкий, затем в самом музее Валерий Озерянский провел погружение в мир привычных и не очень вещей из, казалось бы, совсем непривычных материалов. Напоследок прошел небольшой конкурс на создание примитивного, но работающего огнетушителя из предложенных подручных средств и продуктов.
Второй день оказался более «сидячим», но не менее насыщенным.
Ценный опыт принесла работа по тематическим «точкам», особенно впечатлительной оказалась деловая игра на экономической «точке». В тонкости экономического проектирования и рекламной разработки посвящал аспирант экономфака Андрей Тарадин. Основам ораторского мастерства, необходимого для успешной защиты любого проекта, научила Каринэ Бабиянц.
Если в первый день тема космического освоения только наметилась (ребята узнали много интересных фактов из лекции Юрия Биятенко, замдиректора НКТБ «Пьезоприбор»), то во второй день лейтмотивом стала тема жизнедеятельности за орбитальными пределами. Предстояла дружная командная работа над проектами по созданию и запуску настоящего пилотируемого комплекса для полета на Марс и (желательно) обратно. Проекты должны были отражать такие аспекты, как разработка базовых элементов в конструкции корабля, решение топливного вопроса, обеспечение основных потребностей и соблюдение здорового образа жизни, психологическая адаптация.
Жюри в составе начальника отдела НИРС и Ш Светланы Пономаревой, профессора физического факультета Александра Солдатова, Юрия Биятенко, начальника отдела связей с общественностью Татьяны Засориной, вожатых педотряда «Витамин роста» единогласно признали обоснованность всех проектов, указали на сильные стороны и недочеты в представленных презентациях.
Всем участникам Школы вручили Свидетельства о прохождении курса Школы, а также памятные призы и совсем неожиданный подарок – срочный номер издания «Юный Эйнштейн». Во время двухдневного мероприятия цветную 12-полосную газету по горячим следам готовила группа молодых журналистов – студентов и школьников – под руководством Татьяны Засориной.
Оригинальная идея проведения Школы принадлежит отделу научно-исследовательской работы студентов и школьников, благодаря которому школа не просто состоялась, а прошла «на ура».
Первый проректор по научной и инновационной деятельности ЮФУ Евгений Айдаркин подчеркнул одну из основных задач Школы: «Важно, чтобы дети поняли, что же такое наука и приобщались к ней».
Видеосюжет о мероприятии на сайте ДонТР