19 июня 2009 года исполняется 10 лет со дня подписания Болонского соглашения. В 1999 году министры образования 29 европейских государств подписали Болонскую декларацию.
Россия официально включилась в Болонский процесс в 2003 году, а мехмат РГУ стал первым в России факультетом, где в 1991/1992 учебном году на основании приказа ректора N700 от 1 августа 1991 года(!) была внедрена многоуровневая система образования: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).
Сегодня в Южном федеральном университете около 12% обучающихся составляют магистранты. Но уже в следующем году их количество возрастет вдвое. При этом количество предлагаемых магистерских программ за последние 3 года возросло более, чем три раза.
В настоящий момент в Южном федеральном университете существует более 180 магистерских программ технического, естественнонаучного, социально-гуманитарного, педагогического и искусствоведческого профиля. Выпускник любого отечественного и зарубежного вуза может стать магистрантом ЮФУ и получить образование в приоритетных областях научного знания.
Для выпускников вузов - это последний шанс получить степень «магистра» совершенно бесплатно, поскольку уже со следующего года обучение в магистратуре для студентов, получивших диплом специалистов, возможно только на платной основе. (Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", а также Письмо Минобрнауки РФ от 21.04.2008 N ЮС-232/03 "Об обучении по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней ВПО"
Для справки:
Целью Болонской декларации является реформирование национальных систем образования в соответствии с определенными общими международными требованиями до 2010 года. Обязательные параметры Болонского процесса – это многоуровневая система высшего образования; академические кредиты ECTS; академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов; европейское приложение к диплому, которое обеспечит выпускникам вузов признание этого диплома в любой из стран-участниц Болонского процесса; контроль качества высшего образования и создание единого европейского исследовательского пространства.