Савченкова Ирина Николаевна
Образование и повышение квалификации:
-
высшее образование:
Ростовский-на-Дону государственный пединститут (теперь ЮФУ)
(01.09.1978
-
28.06.1983)
Русский язык и литература с доп.специальностью-испанский язык
Учитель русского языка, литературы и испанского языка
-
высшее образование:
Российский университет дружбы народов
(14.01.2003
-
03.02.2004)
Доп. (к высшему) образование по специальности "Тестолог, специалист в области педагогических измерений"
Тестолог, специалист в области педагогических измерений
-
повышение квалификации:
Государственный институт русского языка им.Пушкина (г.Москва)
(28.01.1993
-
28.04.1993)
Русский язык как иностранный
преподаватель РКИ
-
повышение квалификации:
Южно-Российский регион.центр информатизации высшей школы РГУ
(14.04.2003
-
25.04.2003)
Информационные технологии
-
повышение квалификации:
МГУ им. М.В.Ломоносова (выездной семинар)
(22.11.2012
-
24.11.2012)
Тестирование лиц с ограниченными возможностями
-
повышение квалификации:
РОПРЯЛ в рамках научно-практической сессии "РОПРЯЛ - русскому миру"
(24.11.2015
-
25.11.2015)
Актуальные вопросы преподавания русского языка в полиэтнической среде Южного федерального округа
-
повышение квалификации:
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
(20.10.2003
-
20.10.2003)
Тестирование иностранных граждан по РКИ для приема в гражданство Российской Федерации
-
повышение квалификации:
Московский институт экономики, менеджмента и права, ЦМО МГУ
(21.04.2010
-
23.04.2010)
Международные правовые нормы и технологии приема и выпуска документов об образовании при трансграничных образовательных траекториях
-
повышение квалификации:
Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (г. Москва)
(26.06.2013
-
28.06.2013)
Педагогика и психология профессионального образования: Новое в учебной работе и порядке приема в вузы иностранных граждан
-
повышение квалификации:
Российский университет дружбы народов
(25.11.2013
-
30.11.2013)
Международная деятельность высшего учебного заведения: современное состояние и перспективы
-
повышение квалификации:
Государственный институт новых форм обучения
(20.10.2016
-
02.11.2016)
Управление образовательной организацией в условиях реструктуризации сети: теория и лучшие региональные практики
-
повышение квалификации:
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
(28.08.2017
-
08.09.2017)
Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(29.05.2018
-
12.06.2018)
Оказание первой доврачебной помощи
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(27.08.2018
-
20.10.2018)
Разработка и применение онлайн-курсов в образовательном процессе
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(11.03.2019
-
26.04.2019)
Противодействие коррупции в сфере образования
-
повышение квалификации:
Национальный исследовательский Томский государственный университет
(24.11.2021
-
14.12.2021)
Цифровые технологии современного педагога
-
повышение квалификации:
Южный федеральный университет
(01.12.2022
-
12.12.2022)
Разработка основных профессиональных образовательных программ
Дата начала общего стажа: 05.11.1983
Стаж по специальности (в годах): 35
Преподаваемые дисциплины:
-
Русский язык как иностранный
Практический курс русского языка для иностранных граждан подготовительного отделения, бакалавриата и магистратуры (исходный уровень владения - нулевой или минимально начальный, средний, продвинутый). Курс предусматривает обучение русскому языку для повседневного общения (общее владение РКИ), обучения языку специальности, научному стилю речи в целях обеспечения профессиональной подготовки будущих специалистов.
-
Страноведение
Лекционно-практический курс. Читается на подготовительном отделении для иностранных обучающихся в группах естественнонаучного и инженерно-технического профилей с целью развития у иностранных студентов начального этапа обучения лингвострановедческой компетенции, формирования системы знаний о русской культуре, традициях, истории, географии, общественном устройстве России, важнейших событиях прошлого и настоящего страны, знаменитых россиянах.
-
Русский язык как иностранный для иностранных аспирантов нефилологического профиля
Практический курс РКИ для иностранных аспирантов необходим для полноценной профессиональной подготовки иностранного научного работника, поэтому является обязательным условием для обучения по программе подготовки научно-педагогических кадров в вузе. Курс состоит из 6 модулей, объединяющих речевой, грамматический, профессиональный и прочий материал. Каждый модуль включает в себя учебную работу, выделяемую в соответствии с коммуникативными сферами: обучение научному стилю речи (профессиональная сфера общения); обучение общему владению языком (социально-бытовая и социально-культурная сферы общения; официально-деловой стиль речи).
-
Литература
Дисциплина "Литература" является обязательной в рамках дополнительной общеобразовательной программы гуманитарной направленности обучения (направления обучения "Филология", "Журналистика", "Юриспруденция", "История", "Политология", "Зарубежное регионоведение", "Политология" и др.), обеспечивающей подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программа на русском языке. В ходе освоения дисциплины иностранные с обучающиеся довузовского этапа знакомятся с основными понятиями теории литературы, периодизацией русской литературы, творчеством крупнейших русских писателей XIX века.
-
Русский язык: лингводидактика и прагматика (модуль 3)
Лекционный курс модуля включает два раздела: "Актуальные проблемы лингводидактики", "Новейшие технологии обучения русскому языку иностранцев". Дополнение модуля практическими занятиями позволяет обучающимся овладеть умениями применять новейшие методики и технологии в образовательном процессе в целом и в обучении русскому языку как иностранному (РКИ) в частности.
-
Речевой имидж лидера (практикум)
Цель изучения дисциплины ; в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.04.01 ; Филология на основе компетенций, приобретённых обучающимися на бакалаврском уровне, углубить коммуникативные компетенции обучающихся, обучить их эффективной коммуникации в ситуациях официально-делового и публицистического характера, выработать у обучающихся умения налаживать и поддерживать контакт с аудиторией, оказывать на нее необходимое речевое воздействие.
Дополнительная информация:
Савченкова Ирина Николаевна возглавляла Центр по работе с иностранными обучащимися с 2008 по 2016 год, с 2018 г. является руководителем Отделения русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных обучающихся Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований.
Закончила спецотделение филологического факультета Ростовского-на-Дону государственного педагогического института в 1983 году (специализация: русский язык, литература, испанский язык).
С 1983-1985 гг. работала переводчиком испанского языка в Республике Куба.
С 1986 года работает в Южном федеральном университете. Кандидат филологических наук.
С 1986 - 2008 гг являлась преподавателем кафедры русского языка для иностранных учащихся, с 2008 г. - директор Центра международного образования, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся.
С 2019 г. - доцент Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований, руководитель Отделения русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных обучающихся
В 2003-2004 гг. получила дополнительное к высшему образование "Тестолог. Специалист в области педагогических измерений" (РУДН, Москва). Участвует в организации и проведении тестирования по русскому языку как иностранному в Центре тестирования ЮФУ. Являлась одним из соавторов учебного комплекса "Учебно-тренировочные тесты", за создание которого в 2011 г. от учебно-издательского центра "Златоуст" (г. Санкт-Петербург) авторскому коллективу был вручен диплом "Лучший автор".
Исследовательские интересы И.Н Савченковой связаны с теоретическими и практическими вопросами методики преподавания русского языка как иностранного, проблемами учебной лексикографии и педагогических измерений. Имеет более 50 научных и учебно-методических публикаций, включая учебные пособия по русскому языку для иностранных учащихся. Диссертационное исследование И.Н. Савченковой "Локально ориентированный учебный словарь русского языка для иностранцев: принципы построения и структура" посвящено созданию модели словаря русского языка, обеспечивающего эффективную социокультурную адаптацию инофона в условиях конкретного региона.
И.Н. Савченкова является руководителем магистерской образовательной программы "Кросскультурная коммуникация и международное лидерство", направление 45 04.01 ; Филология, 2020-2022 гг.
Разработчик и руководитель программ дополнительного образования:
"Русский язык с самого начала" - общеразвивающая программа для иностранных граждан (240 час.),
"Традиции и новации в преподавании русского языка как иностранного" (72 час.) ; программа повышения квалификации для иностранных преподавателей-русистов.
"Международная летняя школа русского языка и культуры" (72 час.) - общеразвивающая программа для иностранных граждан.
Активно содействует продвижению русского языка и культуры, являлась участником программы им. А. Герцена "Русский язык для начинающих из Германии" (2000 ; 2004 гг.), одним из соавторов учебного словаря в учебном комплексе "А по-русски будет так..."
Участвовала в мероприятиях в рамках дней русского языка и русской культуры в разных странах (Германия, 2008, 2014 гг.; Колумбия 2014). В 2012 ; 2014 гг. принимала участие в совместном проекте Федеральной миграционной службы по Ростовской области и Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви "Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов", в создании пособия "Русский язык, история и основы законодательства России", ( 2014 г. в соавторстве), организации и проведении курсов для иностранных граждан по изучению русского языка, истории России и основ миграционного законодательства Российской Федерации на территории Ростовской области.
И.Н. Савченкова занимается общественной работой, с 2013-2016 гг. являлась председателем Общественного консультативного совета при УФМС России по Ростовской области, с 2017 - 2020 гг. - членом Общественного Совета при ГУ МВД России по Ростовской области, с 2016 г была членом комиссии УФМС России по Ростовской области по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка, с 2018 г. . членом комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка.
В 2020 г. получила почетное звание "Почетный работник сферы образования Российской Федерации".
Монографии
"Русский язык: лингводидактика и прагматика": монография / Д.Н. Ильин, З.В.Режук, И.Н. Савченкова, О.В. Шестак, О.В. Ширяева : ЮФУ. - Ростов-на-Дону; Таганрог Изд. ЮФУ, 2019. - 122 с.,
Учебные пособия
Русско-немецкий словарный справочник к учебному пособию "А по-русски будет так…" (нулевой стартовый уровень) (учебный словарь) / Х. Шпрауль, В.Д. Горянский, И.Н. Савченкова, ; Ростов-на-Дону, 2003.
Готовимся к тестированию. Грамматика. Лексика. Комплексное учебное пособие по русскому языку как иностранному (учебное пособие) / А.И. Захарова, Е.Н.Лукьянов, И.Н. Савченкова, Г.Р. Шакирова . ; Ростов-на-Дону, 2007.
Русско-немецкий словарный справочник к учебному пособию "А по-русски будет так…" (нулевой стартовый уровень) (учебный словарь) / Х. Шпрауль, В.Д. Горянский, И.Н. Савченкова, ; Ростов-на-Дону, 2010 (издание второе: полностью обновленная версия).
Электронный русско-немецкий словарь к учебному пособию "А по-русски будет так…" (нулевой стартовый уровень) на базе компьютерной программы MultiTerm 95Plus
Дистанционный курс "Русский язык и культура речи для студентов экономических специальностей". (Учебное пособие) / И.Н. Савченкова, Н.М. Устименко ; ЮФУ, сайт Центра дистанционного образования ЮФУ, 2007.
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 1. Грамматика. Лексика (учебное пособие). / А.И.Захарова, Е.Н. Лукьянов, М.Э. Парецкая, И.Н. Савченкова, Г.Р. Шакирова ; Златоуст СПБ, 2009., 2010,2011, 2012 ...2019
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 2. Чтение (учебное пособие). / А.И.Захарова, Е.Н. Лукьянов, М.Э. Парецкая, И.Н. Савченкова, Г.Р. Шакирова ; Златоуст СПБ, 2009, 2010, 2012, ... 2019
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. В2-С1. Выпуск 3. Письмо (учебное пособие) / А.И.Захарова, Е.Н. Лукьянов, М.Э. Парецкая, И.Н. Савченкова, Г.Р. Шакирова ; Златоуст СПБ, 2009.... 2019
Русский язык, история и основы законодательства. Учебное пособие для трудовых мигрантов и преподавателей. / И.Н. Савченкова, Е.А. Скуратова, Г.Р. Шакирова и др. ; Ростов-на-Дону, 2014.
Обществознание. Учебное пособие для иностранных обучающихся подготовительных факультетов. Модуль 1 Социология / В.Г. Громакова, И.Н. Савченкова, М.А. Васьков; Ростов-на-Дону, 2016.
Обществознание. Учебное пособие для иностранных обучающихся подготовительных факультетов. Модуль 2 Политология / В.Г. Громакова, И.Н. Савченкова, М.А. Васьков ; Ростов-на-Дону, 2018.
Обществознание. Учебное пособие для иностранных обучающихся довузовского этапа подготовки. Модуль 3 Экономика / С.Э. Зорабян, В.Г. Громакова, И.Н. Савченкова, ; Ростов-на-Дону, 2019.
Русский язык как иностранный (довузовский этап обучения, уровень В1+) Учебное пособие / Д.Н. Ильин, И.Н. Савченкова, Скуратова Е.А., Г.Р. Шакирова ; Ростов-на-Дону, 2018.
Русский язык как иностранный (предвузовская подготовка иностранных обучающихся) Учебное пособие / Д.Н. Ильин, И.Н. Савченкова, Скуратова Е.А., Г.Р. Шакирова ; Ростов-на-Дону, 2019.
Концепт как инструмент дискурс-анализа /учебное пособие / Ширяева О.В., Савченкова И.Н. - Ростов-на-Дону, АкадемЛит ТМ, 2020.
Русский язык для иностранцев (довузовский этап обучения А2): учебное пособие по русскому языку для иностранных обучающихся технических специальностей (уровень А2) / И.Н. Савченкова, Е.А. Скуратова, Г.Р. Шакирова - Ростов-на-Дону, 2021.
Русский язык как иностранный. Фонетический курс: учебное пособие / И.Н. Савченкова, Е.А. Скуратова, Г.Р. Шакирова.- Ростов-на-Дону, 2021.