Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
344090, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки 200/1, корп. 1, каб.212
Российский бизнес, в том числе бизнес Южного федерального округа, остро нуждается в кадрах, способных управлять инновационным процессом на всех его стадиях – от исследований и разработок до запуска в производство и вывода продукта на рынок. Подготовка таких кадров – одна из приоритетных задач Южного федерального университета.
Разработка и обоснование целостной стратегии системной научно-образовательной подготовки в ЮФУ инноваторов-исследователей, предпринимателей, способных внедрять наукоёмкие технологии, а также менеджеров для инновационной экономики, исходя из намеченной в стратегии «Инновационная Россия – 2020» программы многоэтапной ориентации системы высшего профессионального образования на удовлетворение потребностей инновационной экономики и развитие инновационной культуры российского общества, должны быть нацелены на интеграцию образовательной и научной деятельности, на развитие сектора исследований и разработок, на углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями.
Опыт российских и зарубежных университетов (МГУ, МФТИ, РУДН, АНХ при Президенте РФ, Калифорнийского университета (одного из рейтинговых вузов, который проводит международные конкурсы инновационных проектов), Массачусетского технологического института, Стэнфордского университета и ряда др.) в области реализации бакалаврских и магистерских учебных программ показал настоятельную необходимость перехода от разработки отдельных учебных курсов и локальных программ обучения к общей концепции формирования системы знаний и логики обучения по всему циклу управления инновациями. На это прямо или косвенно должны быть нацелены все общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также исследовательская и внедренческая учебная работа (количество часов базовой подготовки примерно поровну распределяется между тремя направлениями — управление, экономика инноваций, информационно-аналитические технологии). Магистерские специализации подготовки связаны с международным инновационным менеджментом и экономикой инноваций, венчурными инвестициями в наукоемкие инновации и маркетингом высоких технологий, международным инновационным предпринимательством. Такая целостная концепция обучения обеспечивает безусловное выполнение принципа: выпускник университета хорошо представляет все поле инновационной деятельности, способен самостоятельно генерировать инновационные предложения.
Кафедра «Инновационного и международного менеджмента» обеспечивает решение следующих задач инновационного развития высшего управленческого образования в ЮФУ:
- адаптация системы высшего управленческого образования для целей формирования у будущих управленцев-профессионалов необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, воспитание «инновационного человека» – не только способного в полной мере использовать достижения науки и техники, но и мотивированного на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни.
- создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности (ключевая задача инновационного развития);
- развитие сектора исследований и разработок, постепенная интеграция высшего образования с научной деятельностью, углубление кооперации с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ;
- кардинальное расширение международной интеграции факультета управления ЮФУ как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности.
На базе кафедры расширяется деятельность по разработке и реализации обучающих инновационных программ на английском языке, что также будет способствовать расширению и углублению международных связей факультета;
- радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, в основном, путем обучения той части населения, которая к этому наиболее приспособлена и готова – выпускников вузов по техническим и естественнонаучным специальностям посредством различных полидисциплинарных образовательных программ;
- формирование системы стимулирования инновационной активности молодежи, в том числе, посредством проведения ежегодных конкурсов студенческих и аспирантских инновационных проектов ЮФУ, а также организации очно-заочной школы, обеспечивающей как очное, так и дистанционное образование.
- организация при кафедре литературно-методического кабинета для распространения изданий и материалов в области международного управления инновациями, включая электронные информационные ресурсы, среди магистрантов и аспирантов.
Развитие партнерских отношений с инновационными инвесторами (венчурными фондами, бизнес-ангелами и их ассоциациями, другими инновационными структурами) приведет в идеале к образованию вокруг Центра соответствующего инновационного окружения из числа структур ЮФУ, а также различных внешних организаций, среди которых консалтинговые компании, фонды посевного финансирования. Пройдя такую школу, выпускники смогут создавать собственные инновационные компании, причём весьма успешные.
Осознание новой роли, которая в настоящее время возложена на управление различными аспектами международной деятельности инновационных компаний, становится основной предпосылкой для разработки бакалаврской и магистерской программ «Международный инновационный менеджмент».
Концепция развития кафедры «Инновационного и международного менеджмента» факультета управления ЮФУ
Главные цели международного и инновационного менеджмента
формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ компании за счет возможностей управления инновациями и ведения бизнеса в различных странах, а также соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Современные мегатенденции, влияющие на развитие международного и инновационного менеджмента
1. Возникновение единого мирового информационного пространства, благодаря развитию высоких технологий и глобализации электронных коммуникаций, которое создало принципиально новые условия для развития менеджмента, привело к формированию транснациональных суперкорпораций и появлению новых организационных структур управления на основе альянсов компаний.
2. Изменение структуры и приоритетов трудовых ресурсов в бизнесе – ведущую роль начинают играть высококвалифицированные работники высокоинтеллектуального инновационного труда – человеческие ресурсы высшего качества (менеджеры, «информационщики» и изобретатели).
3. Формирование новой среды конкуренции, не имеющей аналогов в прошлом, что усиливает действие таких факторов, как имидж компании и ее рейтинг в мировом сообществе. Диверсификация сверхмощных корпораций и отсутствие информационных барьеров для входа на рынки делают невыгодной узкоотраслевую ориентацию.
4. Возникновение нового расширяющегося слоя массового потребителя иного типа, своего рода «сетевого человека», принимающего все свои основные решения на основе уже не столько рыночной, сколько информационной конъюнктуры и индивидуальной системы предпочтений, для которого характерны высокая требовательность и избирательность в выборе товаров/услуг.
Новые требования к управлению с позиций мирового уровня
1. В менеджменте все большее значение имеет многоцелевая эффективность управления на основе нестандартных решений, обеспечивающих баланс целей организации с ее ценностями, экономию дефицитных ресурсов, прежде всего, фактора мобильности (экономии времени).
2. Доминирование сетевых структур управления, в которых функции централизации резко ссужаются, вплоть до их полного растворения в системе партнерства и совместной деятельности.
3. Ориентированность на инновации, прежде всего, на создание эффективных технологий диффузии созданных новшеств в соответствующей институциональной среде.
4. Эффективные методы подготовки управленческих кадров.
Удовлетворение потребности страны в управленческих кадрах новой формации – менеджерах международного уровня,
Миссия кафедры «Инновационного и международного менеджмента»
подготовка и развитие нового поколения высококвалифицированных управленцев, способных успешно руководить международными и инновационными компаниями, организациями крупного и малого бизнеса в различных отраслях экономики и государственно-муниципальном управлении в динамичной и глобальной среде бизнеса XXI века.
Стратегическая цель развития кафедры «Инновационного и международного менеджмента»
– удовлетворение возрастающего спроса российского общества на подготовку современных многопрофильных управленцев международного уровня на основе развития у студентов высококачественных личных общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих формирование их активной гражданской позиции, и основанную на профессионализме конкурентоспособность на глобальном рынке труда.
- увеличения интеллектуального потенциала кафедры и факультета управления ЮФУ, повышения качества научно-образовательного процесса посредством роста профессионализма профессорско-преподавательского состава;
- повышения качества и внедрения инновационных методов организации учебного процесса, применения прогрессивных образовательных технологий;
- внедрения современных методов коммуникации и формирования кооперации со стратегическими партнерами кафедры.
Реализация стратегической цели развития кафедры обеспечивается решением следующих задач:
1. Диверсификация учебно-образовательной деятельности кафедры, развитие новых видов обучения (как на бюджетной, так и на коммерческой основе), имеющих повышенный спрос на рынке образовательных услуг:
- направлений бакалавриата, магистерских программ и программ аспирантуры;
- программ переподготовки и повышения квалификации для управленческих кадров, целенаправленной подготовки кадрового ядра отдельных региональных, муниципальных и корпоративных органов управления.
2. Совершенствование качественного состава научно-педагогических кадров кафедры, увеличение доли в общей численности профессорско-преподавательского состава преподавателей кафедры, имеющих ученые степени и звания.
3. Совершенствование учебно-образовательной деятельности и ее методического обеспечения, в т.ч. на основе разработки новых учебных курсов, отражающих современные проблемы МИМ и развитие их идей в России и за рубежом; адаптации современных компьютерных обучающих технологий и интерактивных технологий группового обучения, разработки электронной информационной «базы знаний» и методики ее использования студентами.
4. Совершенствование научно-исследователь- ской деятельности, нацеленное на формирование и развитие научной школы по направлениям «Международные технологии управления инновациями и устойчивым развитием бизнеса» и «Развитие современного инструментария информационно-аналити- ческого обеспечения стратегии инновацион- ного развития экономики в условиях глобализации», в т.ч. на базе активизации научно-исследовательских работ в рамках деятельности НОЦ «Интеллектуально-аналитические технологии в экономике и менеджменте инноваций» (ИАТЭМИ).
Основное направление совершенствования научно-исследовательской деятельности
- разработка методологических основ, моделей и методов международного и инновационного менеджмента для организаций, работающих на различных уровнях экономики, и методик их применения при разработке и принятии управленческих решений.
Основные научно-исследовательские темы и концепции
- Теория, методология и информационно-аналитический инструментарий обеспечения управления инновациями и развитием социально-экономических систем.
- Интеллектуальный капитал и управление его развитием.
- Форсайт-проектирование и моделирование стратегий инновационного развития экономики.
- Моделирование и принятие решений в международном и инновационном менеджменте.
- Развитие теории и инструментария репутационного и экологического риск-менеджмента в инновационной экономике
- Современные инструменты управления социальными и экологическими инновациями для устойчивого развития
- Инновационные и информационно-аналитические технологии управления развитием бизнеса и образования.
- Эконометрическое моделирование как инструмент анализа взаимосвязей параметрических характеристик инновационно-ориентированной экономики развития
- Экономико-математические модели как инструментарий исследования инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности социально-экономических систем.
- Национальное благосостояние как ключевой фактор внешней среды международного инновационного менеджмента и бизнеса: проблемы аналитической оценки и управления
Задачи обеспечения совершенствования научно-исследовательской деятельности и повышения научно-профессионального статуса кафедры
- формирование и развитие самостоятельного направления научных исследований в области МИМ (2015-2016 гг.), внедрение результатов научных исследований в организациях ЮФО и в учебный процесс;
- развитие сотрудничества с профессиональными отечественными и зарубежными организация- ми (в т.ч. совместное проведение семинаров/ конференций, публикация совместных научных статей) – международной ассоциацией развития менеджмента в Центральной и Восточной Европе (CEEMAN), Германской Академией экономики и управления, Ассоциацией экономических университетов стран Юго-Восточной Европы и Причерноморья (ASECU), УМО вузов по образованию в области менеджмента, Клубом субъектов инновационного и технологического развития России и другими.
- подача заявок на гранты российских и зарубежных фондов на выполнение НИР, в т.ч. совместных заявок с вузами-членами Сети прикладных экономических исследований ASECU (NetofAppliedEconomicResearch (NAER));
- подготовка и издание профессорско-преподавательским составом кафедры научных публикаций в изданиях, входящих в наукометрические базы данных РИНЦ, Scopus, WebofScience, и коллективных монографий;
- регулярное участие преподавателей и аспирантов кафедры в международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских конференциях;
- проведение научно-методических семинаров по основным направлениям научных исследований преподавателей, аспирантов и магистрантов.
- обеспечение качественной подготовки научно-педагогических кадров;
- эффективное сотрудничество кафедры с кафедрами и факультетами ЮФУ;
- привлечение студентов к активной научной деятельности, развитие у них исследовательских и аналитических способностей путем участия в работе над исследовательскими проектами;
- организация и проведение ежегодных студенческих конференций, олимпиад, конкурсов и других мероприятий.
Реализация стратегической цели развития кафедры обеспечивается решением следующих задач:
Развитие материально-технической базы и инфраструктуры кафедры, постоянное пополнение библиотечного фонда кафедры современными изданиями, в т.ч. периодическими, по проблемам международной экономики и менеджмента, приобретение современных лицензионных программных продуктов, компьютерных и видео - учебных курсов.
6. Создание и постоянное развитие сайта кафедры в электронном пространстве ЮФУ на русском и иностранных языках.
Принципы разработки и реализации стратегии развития кафедры инновационного и международного менеджмента
- Открытость и ориентация на результат.
- Корпоративность.
- Интеграция – создание вокруг кафедры системы коммуникационных связей.
- Непрерывность обучения, предполагающая творческие и деловые контакты выпускников с кафедрой.
- Конкурентная среда функционированиякафедры, включая научно-образовательную деятельность сотрудников, студентов, распределе- ние выпускников.
- Активное вовлечение персонала кафедры в процесс выработки и реализации стратегии развития вуза при принятии решений по кардинальным вопросам функционирования факультета. Совершенствование системы менеджмента качества.
- Всемерная поддержка инновационного характера основной деятельности факультета, включая интеграцию образовательного, научно-исследовательского и реализуемого на практике процессов.
- Активное сотрудничество при оценке конечных результатов и эффективности деятельности кафедры, факультета, университета с основными потребителями: учащимися, работодателями, учредителем, персоналом вуза, обществом в целом.
- Эффективная мотивация сотрудников к повышению качества различных сторон деятельности.
Показатели достижения стратегической цели развития кафедры инновационного и международного менеджмента
- Востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
- Рейтинг качества образовательных услуг.
- Количество (доля) выпускников бакалавриата, продолживших обучение по образовательным программам магистратуры.
- Количество (доля) выпускников магистратуры, продолживших обучение по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.
- Количество выигранных грантов российских и зарубежных фондов на выполнение НИР.
- Количество результатов научных исследований, внедренных в организациях ЮФО.
- Количество научных публикаций в изданиях, входящих в наукометрические базы данных РИНЦ, Scopus, WebofScience, Индекс Хирша.
- Количество организованных конференций, в т.ч. международных.
- Количество студентов, участвующих в работе над исследовательскими проектами.
Потенциальные конкурентные преимущества кафедры ИММ
- Профильные компетенции выпускников:
готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;
способность управления как международными инновационными проектами, так и структурными подразделениями международных компаний;
умение вести переговоры на иностранном языке.
- Участие студентов в работе над исследовательскими проектами, в международных, всероссийских конференциях, приобретение практических навыков на базе организаций–партнеров.
- Изучение двух иностранных языков и участие в международных мероприятиях ЮФУ.
- Уникальной особенностью образовательных программ кафедры выступает квалифицированное обучение международным технологиям управления инновациями и развитием бизнеса, в т.ч. информационно-аналитическим, с привлечением специалистов-практиков.
e-mail: elazareva@sfedu.ru