Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
ул. Чехова 2, корпус "И", аудитория И-433, г. Таганрог, 347928. Режим работы: понедельник-четверг 8:00 - 17:00, пятница 8:00 - 16:00, перерыв 12:00 - 13:00
Прикладная информатика 09.04.03, магистерская программа "Эргодизайн пользовательского интерфейса", очная форма.
Наша группа ВКонтакте vk.com/ergodesign_ui
Психология 37.04.01, магистерская программа "Психотехнологии интеллектуально-личностного развития человека", очно-заочная форма.
Наша группа ВКонтакте https://vk.com/psymagistry
Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР – приказ от 29.05.1987 N463 об открытии в Таганрогском радиотехническом институте (ТРТИ) кафедры «Инженерной психологии». Во исполнение приказа Минвуза РСФСР 01.07.87 вышел приказ N350 ректора ТРТИ Н.Г. Малышева об организации кафедры «Инженерной психологии» на базе ОКБ «Ритм» ТРТИ.
Переход от концепции охраны труда к концепции безопасности жизнедеятельности, осуществленный в системе образования России, проявил необходимость согласования дисциплин психологической направленности с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» и создания общей аксиоматики в системе преподавания этих наук. С этой целью приказом ректора ТРТИ Н.Г. Малышева N164 от 08.05.90 путем слияния кафедр «Инженерной психологии» и «Охраны труда» была создана кафедра «Инженерной психологии и охраны труда», впоследствии переименованная в кафедру «Психологии и безопасности жизнедеятельности» (приказ N37 ректора ТРТУ от 14.02.95).
Образовательная деятельность кафедры первоначально была связана с подготовкой всех студентов Таганрогского радиотехнического института (университета) в области инженерной психологии, методологии инженерного творчества, управления коллективом, экологии и безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем кафедра реализовала подготовку специалистов (в т.ч. разрабатывала, лицензировала, аккредитовала программы) по следующим направлениям и специальностям:
с 1996 г. – направление 522300 Информационные системы (по областям применения), специальность 071900 Информационные системы в гуманитарной области, специализация «Информационные системы в психологии»;
с 1998 г. специальность 020400 Психология;
с 2000 г. специальность 351400 Прикладная информатика в психологии и педагогике;
с 2001 г. специальность 080801 (2) Прикладная информатика (по областям) специализация «Прикладная информатика в психологии»;
с 2004 г. направление 540600 Педагогика (бакалавриат);
с 2008 г. аспирантура по направлению 190007.78 Педагогическая психология;
с 2009 г. направление 030300 Психология (в дальнейшем 37.04.01), бакалавриат и магистерская программа «Психология труда, инженерная психология»;
с 2009 г. направление 230700 Прикладная информатика (в дальнейшем 09.04.03), бакалавриат и магистерская программа «Прикладная информатика в психологии»;
с 2013 г. специальность 10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере»;
с 2015 г. направление 09.04.03 Прикладная информатика, магистерская программа «Эргодизайн пользовательского интерфейса».
с 2018 г. направление 37.04.01 Психология, магистерская программа «Психотехнологии интеллектуально-личностного развития человека».
Информация о заведующих кафедрой
Основатель и первый заведующий кафедрой – директор ОКБ «Ритм» ТРТИ д.т.н. Владислав Георгиевич Захаревич (по совместительству).
В связи с переходом В.Г. Захаревича на работу ректором ТРТУ, заведующим кафедрой с 1991 г. был назначен, а затем и избран доцент Анатолий Владимирович Непомнящий, выполнявший ранее обязанности заместителя заведующего кафедрой по учебной работе.
С 1994 по март 1997 года обязанности заведующего исполнял к.п.н., доцент Медведев Валерий Петрович в связи с переходом А.В. Непомнящего на этот срок на работу в качестве проректора ТРТУ по учебной работе.
С марта 1997 г. по 2012 г. заведующим кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности являлся кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор Непомнящий А.В.
С 2012 г. по настоящее время заведующим кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности является доктор педагогических наук, профессор Лызь Наталья Александровна.
Информация о сотрудниках, внесших большой вклад в ее развитие и развитие научных школ
Лызь Наталья Александровна – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник сферы образования Российской федерации, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности, лауреат премии Администрации Ростовской области молодым ученым, занимающимся научной и инновационной деятельностью, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.
Непомнящий Анатолий Владимирович – кандидат технических наук, доктор педагогических наук, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, председатель Южного регионального отделения Научного совета при президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, действительный член ряда отраслевых российских и международных академий наук.
Лызь Александр Евгеньевич – кандидат технических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности (ИКТИБ) по учебной работе, председатель учебно-методического совета ИКТИБ, член научно-методического совета ЮФУ.
Кибальченко Ирина Александровна – доктор психологических наук, доцент, Почетный работник общего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, зам. зав. кафедрой по научной работе.
Истратова Оксана Николаевна – кандидат психологических наук, доцент, психолог-практик, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, неоднократный победитель внутреннего конкурса «Лучший преподаватель», руководитель студенческих работ, удостоенных дипломом Минобрнауки России и медалью РАН в конкурсе на лучшую научную студенческую работу.
Компаниец Виталий Сергеевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, член IEEE (Computer; Systems, Man, and Cybernetics Society), член Межрегиональной эргономической ассоциации, член Региональной экспертной группы АСИ по Ростовской области; лауреат конкурса «Золотые имена высшей школы».
Эксакусто Татьяна Валентиновна – кандидат психологических наук, доцент, сертифицированный тренер, коуч-консультант, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности зам. зав. кафедрой по учебной работе.
Направления и результаты научной деятельности
Базовое научное направление, развиваемое кафедрой ПиБЖ, – «Развитие личности и совершенствование образовательных систем в современной информационной среде». В его рамках проводятся исследования следующих проблем:
факторов, методов, средств обеспечения информационно-психологической и социально-психологической безопасности личности;
психолого-педагогического обеспечения развития здоровой и безопасной личности в образовании;
особенностей развития подростков «зоны риска» и детей с депривацией потребностей, способов психологической коррекции их развития;
факторов формирования технологических зависимостей, способов предотвращения Интернет-зависимости;
психологического сопровождения профессионального самоопределения и саморазвития субъектов труда и учебной деятельности;
структуры, механизмов формирования и способов педагогического управления интеллектуальными ресурсами и учебно-познавательным опытом обучающихся;
психологических механизмов, педагогических условий и инновационных технологий личностно-профессионального развития студентов;
гуманизации и повышения качества инженерного образования;
инженерно-психологического обеспечения пользовательских интерфейсов информационных систем;
информационно-психологического обеспечения деятельности психологов, педагогов, обучающихся, создание автоматизированных методик психологической диагностики, информационных систем поддержки деятельности.
Тематика инициативных НИР каф. ПиБЖ:
Система взаимоадаптации вуза и обучающихся на разных уровнях высшего образования (Лызь Н.А., Лызь А.Е., Лабынцева И.С., Познина Н.А.).
Интегральное образование: методологические основания, концепция, принципы и пути реализации (Непомнящий А.В., Компаниец В.С., Познина Н.А.).
Эргодизайн и разработка информационных систем для решения социально-гуманитарных задач (Компаниец В.С., Лызь А.Е.)
В научной и образовательной деятельности кафедра осуществляет сотрудничество:
с лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В. Н. Дружинина Института психологии РАН в лице проф., д. псх. н., зав. лабораторией Холодной М.А., доц., д. псх. н., в. н. с. Волковой Е.В.;
кафедрой педагогической психологии Ярославского государственного университета в лице проф., д. псх. н., зав. каф. Кашапова М.М.;
кафедрой психологии и педагогики профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета в лице проф., д. п. н., зав. каф. Игропуло И.Ф.
Поддержанные научные проекты, выполняемые кафедрой ПиБЖ:
Грант РФФИ N19-29-14019 «Механизмы обучения и психического развития как основа обеспечения цифровизации общего образования (на примере обучения химии)», рук. Волкова Е.В. (Институт психологии РАН).
Грант РНФ N18-18-00386 «Когнитивные и регуляторные механизмы продуктивной жизнедеятельности», рук. Волкова Е.В. (Институт психологии РАН)
Грант РФФИ N18-013-00029А «Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуальных и личностных ресурсов молодых людей», рук. Кибальченко И.А.
Грант РФФИ N18-29-22019 «Разработка интеллектуальных систем-ассистентов, обеспечивающих безопасность и эффективность деятельности обучающегося в Интернет-пространстве, на основе биологически правдоподобных методов машинного обучения», рук. Курейчик В.М. (каф. САПР).
Грант РГНФ N13-36-01006 «Личностные деформации детей и подростков, находящихся в ситуации семейного неблагополучия», рук. Истратова О.Н.
Грант РГНФ N08-06-00011а «Развитие безопасной личности в технизированной образовательной среде», рук. Лызь Н.А.
Сотрудниками, аспирантами и соискателями кафедры защищено 57 диссертаций, из них 6 докторских.
Ключевые работы сотрудников кафедры
Монографии (2019–2024 гг.):
Непомнящий А.В. Интегральное образование: методологические основания, концепция, пути реализации, прогнозируемые эффекты / Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. – 200 с.
Кибальченко И.А., Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей/ Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. – 213 с.
Непомнящий А.В. Человек и искусственный интеллект: проблемы развития и сосуществования. Часть 1. Человек и искусственный интеллект в интегральном видении / Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 318 с.
Лызь Н.А., Непомнящий А.В., Родзин С.И. Человек и искусственный интеллект: проблемы развития и сосуществования. Часть 2. Развитие человека и искусственного интеллекта в интегральном видении / Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. – 236 с.
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Признаки одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов: методологическая рефлексия, проблемы и результаты диагностики, открытые вопросы: монография. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2024. – 284 с.
Учебные пособия (2019–2024 гг.):
Непомнящий А.В. Методологические основы теории и практики развития человека. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. – 110 с.
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Психотехнологии развития интеллектуального и личностного ресурса. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. – 193 с.
Лызь Н.А. Методика преподавания психологии: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Москва: изд-во ЮРАЙТ, 2020. – 307 с.
Компаниец В.С., Лызь А.Е. Проектирование и юзабилити-исследование пользовательских интерфейсов. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 107 с.
Истратова О.Н., Лабынцева И.С., Дуганова Ю.К. Эффективное общение в профессиональном становлении личности. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. – 155 с.
Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Психология креативности, одаренности и гениальности. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. – 237 с.
Непомнящий А.В. Введение в интегральную антропологию: учебное пособие : в 3 ч.
Часть 1. Методология знания и методологические основания человековедения. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. – 312 с.
Истратова О. Н. Профессиональное становление личности: этапы, механизмы, сопровождение: учебное пособие. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. – 213 с.
Голубева Е.В. Тренинг профессионального саморазвития: учебное пособие. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 203 с.
Непомнящий А.В. Введение в интегральную антропологию. Часть 2. Деятельность человека, управление деятельностью и её безопасность: учебное пособие: в 3 ч.: 2-е изд. доп. и перераб.. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. – 306 с.
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Новая педагогика высшей школы: непрерывное образование, цифровая среда, человек обучающийся: учебное пособие. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2024.
Аудитории и лаборатории кафедры
Учебная аудитория (И-241, 160 м2). Оборудование: моторизованный экран, проектор, плазменный экран, оборудование видеоконференцсвязи
Лаборатория прикладной информатики (И-431, 63 м2). Оборудование: 25 персональных компьютеров, два ноутбука, плазменный экран, интерактивный планшет, аудиоколонки.
Лаборатория инженерной психологии и эргономики (И-112, 50 м2). Оборудование: 10 персональных компьютеров, плазменный экран 50`, устройство психофизиологического тестирования «ПСИХОФИЗИОЛОГ», электроэнцефалограф-анализатор ЭЭГА-21/26 «ЭЦЕЛАФАН 31-03» (2 шт.), комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с БОС «РЕАКОР» в комплекте (2 шт.), портативный телеметрический электроэнцефалограф-регистратор «ЭНЦЕФАЛАН – ЭЭГР-19/26» (2 шт.), комплект оборудования для исследовательских работ на основе газоразрядной визуализации, аппаратно-программный комплекс компьютерного психосемантического анализа, нейрогарнитура NeuroSky MindWave (4 шт.), окулограф Eye Tribe Tracker (2 шт.).
Центр психологической безопасности (И-103, 42,4 м2). Оборудование: ЖК-экран 50`, аудио система, ноутбук, персональный компьютер
Учебная аудитория (И-116, 70,2 м2). Оборудование: моторизованный экран, проектор, ноутбук
Учебная аудитория (И-114, 69,6 м2). Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Учебная аудитория (И-429, 50 м2). Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Ответственный за обновление информации о подразделении доц. Компаниец В.С.
21.02.2024
G
M
T
Y
Text-to-speech function is limited to 200 characters