Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

В ЮФУ подвели итоги круглого стола

27.06.2014

26 июня в Южном федеральном университете состоялся круглый стол. Актуальная тема дискуссии "Русский мир как пространство духовно-нравственного развития" привлекла к участию представителей властей, общественных деятелей, ученых, студентов.

В дискуссии принимали участие:  член комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам Любовь Глебова, ректор ЮФУ Марина Боровская, ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская, директор Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Наталья Изотова.

Любовь Николаевна сформировала общие цели дискуссии и пояснила актуальность и значимость вопроса о русском языке. Глебова Л.Н. упомянула федеральную программу "Русский язык". Она заявила, что участники круглого стола могут сформулировать рекомендации для улучшения данной программы, основываясь на мнения докладчиков. В режиме онлайн в круглом столе приняли участие советник Посольства РФв Киргизской Республике Александр Зенько и члены Российского центра науки и культуры в Бишкеке. Свое мнение по поводу текущего положения и будущего развития русского языка высказали председатель Совета ректоров РО Бесарион Месхи, президент РГПУС Владимир Колесников.

Заведующий кафедрой русского языка ЮФУ Георгий Хазагеров выступил с докладом "Русская персоносфера как элемент имиджевой политики России". Заведующий кафедрой теории языка и русского языка ЮФУ Вадим Меликян в своем выступлении раскрыл тему: "Образование и наука как ресурсная сила мягкой силы влияния" - и пояснил, что "мягкая сила" - это язык, который является основой культуры любой страны.

Завершая обсуждение, Любовь Глебова отметила, что необходимо продолжать делать те шаги, которые участники предпринимают на сегодняшний день. Но для выполнения целей необходимо найти новые пути решения и новые возможности для развития русского языка.

Алиса Сизикова,
студентка 1 курса

Видео пресс-конференции "Интерфакс-Юг"

Полная видеозапись круглого стола

Видео круглого стола  "Русский мир как пространство духовно-нравственного развития"

 

Стенограмма пресс-конференции в ИА «Интерфакс» 

Денис Третьяков: Сегодня мы подводим итоги круглого стола «Русский мир как пространство духовно-нравственного развития», который прошел в Южном федеральном университете. Будем говорить о проблемах сохранения русского языка и культуры.  У нас в гостях член комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам Любовь Глебова, ректор ЮФУ Марина Боровская, ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская. 

Любовь Глебова: Комитет по международным делам в гостях у Южного и Северо-Кавказского федеральных университетов. Мы провели круглый стол «Русский мир как пространство духовно-нравственного развития». За этой широкой формулировкой скрывается целый ряд обсуждений, связанный с вопросами гуманитарного международного сотрудничества, продвижения русского языка и культуры. Значение этим вопросам придает контекст и политическая обстановка сегодняшнего дня. Внимание к вопросам гуманитарного международного сотрудничества очень усилилось, в первую очередь, со стороны тех государств, которые взаимодействуют с Россией. Дипломатические и экономические контакты стали затруднены. Произошло это из-за реакции американских и европейских властей на позицию нашей страны в связи с событиями на Украине. Внимание со стороны наших партнеров  говорит о том, что не все представители гражданского общества, интеллигенции, политической элиты других стран согласны с официальной политикой европейских государств, которая ведется по отношению России, как к участнику событий на Украине. Нас хотят сделать этими участниками. Контакты, которые происходят у нас в сфере гуманитарного сотрудничества, не ослабевают, а наоборот крепнут. Мне за последний месяц удалось быть очевидцем этих событий. Во Франции мы открывали выставку Ильи Кабакова. Внимание представителей Франции к нашему визиту, формальное и неформальное общение  показывало, что отношения наших народов не подвержены изменениям в связи с политической конъектурой этих периодов. В начале июня мы открыли перекрестный год  русского языка в Германии и немецкого языка в России. Открытие этого года пришлось на день рождения Александра Сергеевича Пушкина и на день, когда проходила встреча президента Путина в Нормандии, 6 июня. Мы только что завершили большой марафон европейского клуба, который стартовал в Перми и прошел по Риге, Вене, Праге, Мальте и Лиссабону, где представители нашей делегации встречались с людьми, желающими не только посмотреть на то, что мы привезли. Мне удалось побывать на закрытии марафона в Лиссабоне, я увидела большое количество взволнованных людей, которые готовы выразить свое отношение к происходящему, хотят обсудить это с нами, а не ставить завесу в виде политических и экономических санкций. Востребованность гуманитарного международного сотрудничества на внешнеполитической арене будет усиливаться.  Комитет по международным делам решил обсудить эту тему, ее состояние: кто сегодня включен, кто как умеет работать, какой опыт есть. Мы решили это посмотреть именно в Ростове-на-Дону, в Южном федеральном университете, попросили Алину Афакоевну Левитскую, ректора Северо-Кавказского федерального университета, проанализировать состояние тех практик, которые есть у нас на юге России в большем объеме, чем где-либо. Как раз вопросы межнационального общения, вопросы развития толерантности, вопросы идентичности на тех территориях, где живут и строят свою жизнь представители различных национальностей, эта практика особенно ценна на данный момент. Сегодня мы выслушали основательный и продуманный доклад Алины Афакоевны по вопросам русского мира и всего, что связано с формами и методами работы. Марина Александровна Боровская, как человек, организующий жизнь в Южном федеральном университете, представила нам возможность выслушать заведующих кафедр, профессоров. По тому опыту, который есть в теме формы образования, как инструмента мягкой силы во внешнеполитической деятельности. Сегодня был очень интересный и практико-ориентированный разговор. Тематика круглого стола научно-исследовательская, мы и задумывали круглый стол как исследование в этой области. Но обсуждали практические стороны темы: обмен иностранными студентами; формы продвижения русского языка для его изучения в странах СНГ и дальнего зарубежья; изучали вопросы культуры, пытались разобраться, что такое «Русский мир», каковы признаки идентичности и идентификации человека по понятию «русский человек», «человек русского мира». Этот разговор мы еще продолжим: вернемся к нашим коллегам, чтобы завершить составление практических рекомендаций от этого круглого стола. Эти рекомендации попадут в Министерство образования и науки, Министерство иностранных дел, Россотрудничество, Министерство региональной политики. От имени Совета Федерации предложения будут направлены  для проработки и принятия решений в адрес наших федеральных органов исполнительной власти. Надеюсь, наш круглый стол будет иметь значение как для исследовательского контекста, так и для практической деятельности не только федеральных университетов, но и всех граждански активных людей. Совершенно очевидно, что любая активность зависит от людей. Мне хочется подчеркнуть, что в Ростове такой заинтересованный народ. Мы являемся свидетелями того, как Ростов-на-Дону сейчас взял на себя всю ситуацию с беженцами. На самом деле, вы совершаете подвиг. Обычно в ситуациях такого масштаба действуют международные организации, гуманитарные коридоры и правила. Но в условиях, когда наши коллеги в Европе и Америке не хотят признавать эту гуманитарную катастрофу и практически не замечают тысячи людей, которые бегут от войны, они закрывают возможность для международных организаций, которые готовы вносить свой реальный вклад. В этом случае все ложится на плечи Российской Федерации, а в большем объеме, конечно, на представителей исполнительной и законодательной власти, на гражданское общество, на всех тех, кто живет в Ростове-на-Дону. Низкий поклон всем людям, которые оказывают помощь. Два дня назад мы проводили большой видеомост, где ваши руководители докладывали о том, что происходит, а в зале у меня сидели люди из Сургута, которые говорили: «Мы сейчас отправили груз, у нас там столько материала, столько медикаментов». Сегодня утром, я общалась с представителями РИА «Новости»,  узнали, что я в Ростове-на-Дону, меня они просили передать, что отправили гуманитарную помощь и готовы еще помогать. Мы понимаем, что именно на ростовчан легла самая главная миссия по решению этой задачи. Хочу еще раз поблагодарить за ту включенность и оперативность, с которой Ростов-на-Дону ответил на международную беду.   

Алина Левицкая: Мы обсуждаем проблемы «Русского мира», как уникального цивилизационного феномена, принадлежность к которому ощущают люди, проживающие не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами независимо от национальности. Здесь, на Северном Кавказе, этот феномен имеет особые характеристики, параметры, особое содержание. На Северном Кавказе «Русский мир» с его многовековой историей – это, прежде всего, русская культура и русский язык, посредник в диалогах, у которого культурно-просветительская миссия. Ни один из народов Северного Кавказа сегодня не будет отрицать, что ядро его интеллигенции формировалось в лоне «Русского мира». В настоящее время эта миссия русской культуры и языка будет более востребована. И мы, живущие здесь, на Северном Кавказе, чувствуем это более остро. Мы сегодня много об этом говорили, потому что тематика многомерная, но мне хотелось остановиться на одном аспекте, который актуален для коллективов университетов – это аспект, связанный с проблемой формирования в молодых людях осознанной принадлежности к единой российской гражданской нации. Мы стараемся эту работу строить с опорой на уровни этнической и региональной идентичности личности каждого молодого, потому что без учета этих ипостасей успешно решить задачу, о которой я сказала, невозможно. Это подтверждают данные исследований наших ученых. С 2004 года ученые СКФУ, ЮФУ, ЮНЦ РАН, других университетов системно ведут наблюдения за тем, как меняется соотношение идентификационных профилей. Хочу сказать, что десять лет назад молодежь вузов Северного Кавказа в анкете на вопрос «мы – это кто?»  очень редко выбирала ответ «граждане Российской Федерации», он был на шестом месте в рейтинге результатов. Сегодня группа выбравших этот ответ, поднялась выше – второе-третье место. По-прежнему, молодежь Северного Кавказа предпочитает этническая или конфессиональная идентификация. К этой информации мы присоединим понимание, что у нас здесь, в двух округах, молодежь в структуре населения находится на первых позициях. В этом смысле мы очень отличаемся от других округов. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе до 30% населения – молодежь. Если мы будем понимать, что у молодежи такая самоидентификация и присоединим еще к этому и другие мониторинговые данные (что такое в их понимании Россия как страна-цивилизация). Молодежь интуитивно отвечает, что мы – уникальная страна, у нас особый путь, мы не относимся ни к Западной, ни к Восточной цивилизации. Следующий шаг – мы должны понять, какие доминанты культурного кода делают нас уникальными, здесь уже наши ученые в долгу перед нами, потому что они должны дать этому научное осмысление. Мы хотим понять, почему молодые люди, когда они отвечают на вопрос, то ставят на первое место этническую и конфессиональную идентичность. Ответ достаточно понятен, потому что основные смыслы, ценности человеческой жизни входят в объемы понятий этнической идентичности, а для народов Северного Кавказа очень важны институты семьи, матери, старшего и младшего, институт добрососедства. Хотя в других регионах эти смыслы либо ослаблены, либо утрачены. И мы стараемся это применять в воспитательной работе и образовательной деятельности, вызывая в молодых людях чувство гордости за принадлежность к этой особой региональной ментальности и освобождая от груза, что все здесь живущие «лица кавказской национальности» маркированы отрицательно. Оказывается, мы должны гордиться тем, что сохранили лучше и являемся носителями ценностей, которые входят в культурный код и скрепляют все народы Российской Федерации. Поэтому в перечень обязательных компетенций для подготовки студентов ввели: «Культура русской устной и письменной речи», «Гражданская общероссийская идентичность» и «Правовая культура». Если все задачи, которые мы ставим для себя в этой сфере, будут последовательно решаться, то через несколько лет межнациональное напряжение будет снижено, и мы будем решать задачу в формировании единой гражданской нации, единой цивилизационной общности. 

Марина  Боровская: Действительно, круглый стол продолжается. Мы надеемся, что вернемся и сможем подвести итоги этого круглого стола. У нас там остались коллеги, которые участвуют в этой дискуссии. И я хочу сказать, что эта дискуссия продолжила тот диалог, который достаточно серьезное время ведет общество, власть, ученые, представители вузов. Наверно, на названии этого круглого стола: «Русский мир как пространство духовно-нравственного развития» я бы в большей степени хотела сконцентрироваться. Я благодарна Любови Николаевне за то, что у нас сегодня под эгидой комитета по международному сотрудничеству Совета Федераций и Федерального Собрания РФ состоялась такая встреча. Благодарна Северо-Кавказскому федеральному университету, Алине Афакоевне, благодаря им такой диалог стал возможен. Но круглый стол – это только один из фрагментов той деятельности, которую мы ведем. Я бы хотела в большей степени остановиться на слове пространство: русский мир как часть пространства. Мы сегодня видим, когда власть обращает внимание на политику, которая в течение длительного времени строится федеральными университетами. Мы сегодня можем отметить, что именно федеральным университетам, а следовательно, и всему университетскому сообществу предстоит на территории не только России, но и общемировых ценностей сформировать то пространство соотечественников, то пространство людей, понимающих, узнающих и ценящих русскую духовность и русский мир, те основы нравственных ценностей, которые сегодня являются предметом обсуждения и на этом круглом столе. Я хочу сказать, что именно в формировании пространства заключается миссия федеральных университетов. Именно это было провозглашено при создании подобного рода институтов, которые объединят, поддержат молодежь, студенчество. Но эту миссию будут реализовывать не только для своих студентов, а будут формировать ее для создания сообщества, которое будет обладать этими нравственно-духовными устоями. И, безусловно, нам важно сегодня продолжить этот диалог о технологиях и механизмах мягкой силы, которые позволят это пространство сформировать. Я благодарна тем ученым, которые присоединились к нам на этом круглом столе. Благодарна за то, что этот диалог состоялся, потому что поиск культурного кода «Русского мира», нации – это задача достаточно важная сегодня в тех условиях, которые складываются сегодня в мире. Гуманитаризация образования – это миссия университетов. В рамках этой миссии мы сегодня проводили мероприятие. Очень бы хотелось, чтобы этот диалог не заканчивался, чтобы попытка обозначить некоторые решения могла быть дальше продолжена в дискуссии. Мне кажется, что ученые готовы к этому диалогу, потому что это обмен лучшими практиками. Когда мы на таких встречах видим только филологов, мы понимаем, что не все сделали. Сегодня понимание «Русского мира» должно быть присуще всем людям, имеющим или признающим духовно-нравственные ценности. А это не только предметная тема филологов. Сюда подключаются, и Алина Афакоевна тоже об этом говорила, люди, понимающие все ценности, которые созданы сегодня в русском мире. Мне кажется, что такой диалог, созданный властью и обществом, будет продолжен.

 

Вопросы

Интерфакс - Какие рекомендации будут даны по итогам круглого стола?

Любовь Глебова - Вы знаете, чем мне импонирует то событие, участником которого я являюсь? Его очень неформальный характер: очень неформальное обсуждение, очень практические слова, интересный обмен мнениями. И я не хотела бы итогом видеть очень формализованный документ, который бы сузил возможности восприятия такого рода обсуждения. И, честно говоря, со своими коллегами делюсь: если нам придется такое замечательное событие закончить формализованным документом – рекомендацией, резолюцией, протоколом - это снизит эффективность. Но Вы абсолютно правы в том, что практические шаги будут предприняты по итогам этого круглого стола. Я могу перечислить, как минимум, уже возникшие темы, которые я беру себе как поручения для Комитета по международным делам для дальнейшей их проработки. Первое: все то, что связано с возможностью университетов или территорий включаться в программы развития программы региональной идентичности. Программу регионального развития невозможно формировать без межрегионального взаимодействия, а заявки на участие в этой программе, согласно положению федеральной целевой программы, имеют право подавать только регионы. Наши коллеги говорят: «Любовь Николаевна, ведь вопрос совершенно точно поставлен, и мы готовы в нем участвовать, но заявку у нас не принимают, потому что формально к участию в этом конкурсе допускаются лишь регионы». Поэтому первое, что мы берем себе на проработку, это вопрос о взаимодействии с Минрегионом по возможности устранения того ограничения, которое не дает возможности федеральным университетам в этом участвовать. Второе. Мы сегодня получили согласие наших коллег на участие в этой очень важной и очень практической - она точно не теоретическая - теме, которую я бы назвала: Образование как инструмент мягкой силы во внешнеполитической деятельности. А именно: все, что связано с обустройством иностранных студентов, с возможностью вести дистанционные программы, сетевые образовательные программы в обмене между университетами нашими и университетами других государств, возможности вести общие исследования в научной сфере по каким бы то ни было вопросам. Очень много возможностей, но четкой, скоординированной работы в этом направлении у нас нет. Поэтому мы с коллегами, по моему предложению, так как я давно уже знаю активность и профессионализм наших ректоров, уверена, что если они возьмутся за дело, то точно все случится. Мы приходим к пониманию, что можно сейчас сделать межуниверситетский центр, в котором необходимо будет вести проработку этих вопросов. Это не только научно-исследовательский центр. Это центр практической деятельности. Мне бы очень хотелось, чтобы это было второе поручение по итогам круглого стола: проработать с Министерством образования, как учредителем наших двух федеральных университетов, возможность создания такого центра, чтобы Министерство иностранных дел и Россотрудничество поддержали эту идею и, собственно, дали возможность этому центру участвовать во всех конкурсах и грантах. Третье поручение я выношу для себя как поручение обобщенного плана. И Министерство иностранных дел, и Россотрудничество, представители которых тоже были на сегодняшнем круглом столе, уже согласились с этим: в гуманитарной сфере для реализации мягкой силы нужно идти рука об руку. Нельзя чтобы представители образования делали одно дело, а дипломаты – другое. Собственно, такая позиция будет выражена как итог круглого стола. Она пойдет в Министерство иностранных дел, Росссотрудничество. Надеюсь, что можно будет поговорить об этом на ежегодной встрече с послами, которые проходят и в Россотрудничестве. Я, обогащенная тем материалом, который получила на круглом столе, смогу вполне донести эту историю. Если хоть одна из этих тем будет двигаться, то уже ради этого можно было на сегодняшний день сказать, что круглый стол прошел успешно. Любые действия в сфере науки, образования в рамках внешнеполитического курса -это действия практико-ориентированные, рассчитанные на то, что репутация нашей страны через русский язык, через экспорт образовательных услуг, имеет перспективы продвигаться значительно больше, значительно эффективнее, чем через другие виды деятельности: дипломатическую, экономическую и т.д. Поэтому наша государственная политика сейчас, собственно наш круглый стол и наша активность со стороны комитета, это подтверждение того, что по вопрос о гуманитарном сотрудничестве является очень актуальным в государственной повестке дня. 

Марина Боровская: Любовь Николаевна, все-таки еще тема квот по русскому языку.

Любовь Глебова: Это настолько наше внутреннее, что я думала, что просто получила поручение от Марины Александровны и Алины Факоевны. Коллеги очень обеспокоены тем, что у нас нет сокращения контрольных цифр приема в целом, но у нас по стране есть перераспределение контрольных цифр приема. Как правило, это перераспределение идет в сторону технических направлений от гуманитарных (экономики, юриспруденции). Надо понимать, что есть территории, где вопросы изучения русского языка и литературы, подготовки специалистов в области продвижения этих тем имеют не только профессиональное, но и, в первую очередь, политическое значение. Мы будем поднимать вопросы уменьшения контрольных цифр приема через Совет Федерации, считаем это недальновидным политическим решением и попросим поменять их эту ситуацию. Мы сейчас обязательно сделаем это обращение, потом все будет зависеть от действий Министерства образования. 

«Московский комсомолец»: Смогут ли беженцы из Украины получить российское гражданство как носители русского языка и выходцы из Советского Союза? 

Любовь Глебова: Это хорошо, что у журналистов нет разграничений: являюсь ли я представителем УФМС или нет. Это значит, что журналисты думают, что федеральные политики - ответственные люди, и должны знать ответы на все вопросы. Ответ здесь очевиден. Упрощенный порядок приобретения статуса беженца, временного пребывания или российского гражданства у нас сегодня определен законодательно. Другой вопрос: многие беженцы уверены в том, что это временно, что скоро закончатся их мучения, верят в то, что скоро они вернутся домой и спокойно продолжат жить. И, как правило, за статусом беженца или временно пребывающего на территории этой страны они не обращаются, поэтому отсутствие какого-либо статуса, который определяет причастность к нашей территории, усложняет работу с ними. В таких условиях необходима индивидуальная работа с каждым человеком. На людей, которые не имеют статуса, все равно распространяются все права: медицинское обслуживание и образование. Все дети, независимо от того останутся они в Ростовской области или будут направлены в другие регионы, будут иметь возможность пойти в школу или детский сад. Сейчас Министерство образования и науки изучает ситуацию в регионах и рекомендует штабу, который есть в правительстве, дальнейшее распределение беженцев по городам с учетом возможностей образовательной системы. Чтобы облегчать эту ситуацию, нужно, конечно, приобретать какой-то формальный статус. Отягощает нашу работу еще и то, что на этот период не действуют международные нормы, которые обычно действуют в таких ситуациях. Главная черта всего того, что связано с беженцами сегодня, – большая оперативность. 

Пресс-служба ЮФУ: Будут ли проходить подобные круглые столы в других регионах? Или сейчас будет создан межвузовский центр, часть вопросов будет отнесена к нему или вузы будут самостоятельно продолжать работу в этом направлении?

Любовь Глебова: Мы настолько привыкли жить в вертикально-ориентированном обществе, что, как только возникает какая-нибудь мысль, то нам сразу нужно понять: кто начальник, кто кому указания дает и как дальше будет действовать. Вопросы развития гуманитарной сферы отличаются тем, что в них включены разные институты, которые нельзя построить по команде и дать указания. Моя задача сейчас – посмотреть на то, что нужно им как образовательным организациям для того, чтобы они могли запускать процесс. Для решения дальнейших задач им не нужны никакие указания сверху. Нужно понимать: у нас есть для реализации сетевых программ достаточная нормативно-правовая база, для организации дистанционного образования – достаточная правовая база, для обмена иностранцами – достаточная. В этом смысле, если вузы проявляют такую активность, а наши два вуза ее проявили, то они получили необходимую поддержку и помощь. Воспользуются ли этим другие вузы, я не знаю. Будет ли у них центр? Я точно не буду руководить этим центром. Самое главное в гуманитарной сфере – создать условия для запуска механизма, который будет жить сам по себе. Поэтому никого плана встреч в других регионах с образовательными организациями для реализации вот этой политики точно быть не может. Другой вопрос, что в другом регионе я буду встречаться с другими организациями. Например, сегодня, когда Алина Афакоевна говорила о развитии института матери, я точно понимала, что сейчас надо найти материнские организации, надо с ними поговорить: что им надо? может быть, их заметить, поддержать. Я всегда была убеждена в том, что невозможно сверху заставить кого-то делать то, что ты считаешь важным. Но если ты поддержишь то, что кажется важным тем, кто находится в зоне твоего влияния, вот тогда это пойдет с такой скоростью, что тебе даже делать ничего не надо. Как раз гуманитарное международное сотрудничество - та сфера деятельности, которая не требует управления с точки зрения вертикально ориентированных вещей. 

Алина Левитская: Самое главное, что у вас не должно сложиться впечатления, что вот мы собрались на круглом столе, острые и актуальные проблемы обсудили, обозначили, получили отмашку и теперь начнем работать. Мы говорили о том, что мы реально делаем и какие есть результаты и проблемы. Некоторые проблемы мы можем решить сами, без вмешательства Совета Федерации, министерств, центров. А есть те, которые мы не можем сами решить. 

Любовь Глебова: При этом не все то, что предъявляется в рамках этой дискуссии, нужно поддержать. Честно вам скажу, вот я сейчас должна пойти и в заключительной части круглого стола поговорить с «народом». Непростой будет разговор, потому что иногда эта активность заключается в том, что «вот вы мне только дайте денег, а я тут уже...» Это не активность. Когда ты знаешь, что делать, то понимаешь, каким механизмом это реализовать. А когда это декларация: «Посмотрите, вон американцы сколько денег в мягкую силу вбухали. Вы нам столько денег дайте, тогда и мы будем активны», - такой подход мы сегодня не поддержим. Не потому что мы не готовы столько денег дать, а потому, что деньги должны работать целенаправленно и эффективно. В гуманитарной сфере вообще очень сложно определить степень активности, которая иногда заменяется «мероприятивным» подходом: количество мероприятий и количество охваченного им народа. Против такого подхода я выступала, выступаю и буду выступать. Главное, что мы с участниками круглого стола находим общее понимание, но дальше я говорю: вы должны уже сами найти то, что докажет, что ваши идеи действительно, будучи реализованными, принесут какие-то результаты. И не важно, что их невозможно будет измерить. Количество доброты невозможно измерить, количество патриотизма - тоже. Уровень духовно-нравственного состояния тоже нельзя измерить. И слава Богу. Человеческое не надо измерять, его надо чувствовать. 

Марина Боровская: Сегодня было выступление профессора Хазагерова, он говорил о персоносфере. Финансовый ресурс – это только один ресурс, который может помочь решить любую задачу. Ведь есть другой ресурс, который мы сегодня хотим увидеть понять и почувствовать – ресурс «Русского мира». Мы видели это выступление и поняли, что если правильно уловить эти импульсы и правильно выстроить, вот ту технологию, которая была предложена профессором Хазагеровым, то действительно можно говорить о том, что сегодня есть часть персон, которые сегодня являются частью русского мира. И продолжение списка этих персон сегодня – вот наша задача. И говорить о том, сколько денег на это надо, мне кажется, что совсем не тот разговор.

Любовь Глебова: Говорить об этом тоже надо. Нужно быть реалистом. Другой разговор, что источники этих денег тоже должны быть разные. На самом деле, привлечение этих денег - тоже важный вопрос. Недавно у нас на комитете бы вопрос, кто будет заботиться о могилах наших солдат первой, второй мировой воин. Разгорелась дискуссия, что у нас недостаточно денег. Тогда я сказала, что, может, не в деньгах дело. Может дело в людях, которые готовы ухаживать за могилой, какая-нибудь семья, которая деткам будет рассказывать, что из той страны, откуда когда-то наши предки приехали, эта могилка. Это даже не делается за деньги. Другой вопрос, что этих людей нужно заинтересовать чем-то другим. Может, мы эти деньги дадим на что-то другое, на тех же самых учителей, которые смогут обучать их детишек русскому языку как языку семейного общения. Или мы, может, дадим денег на правовые консультации. Нужно помогать своим соотечественникам ориентироваться в другом правовом поле, тогда, может, и эффект будет больше. Когда человек понимает, что о нем государство заботится, даже то государство, которое он оставил по ряду причин, то человек тоже будет работать на это. Более того, понимать, что это ценность и для его детей. Гибкость мягкой силы должна проявляться и в том, что она непрямая, и в том, что распределение ресурсов на ее реализацию тоже должно быть очень гибким.