Зачем бабушке выглядеть девушкой? Загадки генетики

28.07.2016

- За последние тысячи лет ни одна обезьяна не превратилась в человека. И крайне маловероятно, что когда-то подобное случится, - говорит Татьяна ШКУРАТ, известный ростовский генетик. Зачем предпринимают попытки генной модификации... людей? Удастся ли в обозримом будущем победить рак? На пороге каких открытий сейчас мировая и ростовская науки? Об этом и о многом другом мы побеседовали с Татьяной Шкурат.

Удел фантастов

- Татьяна Павловна, в послед­ние полтора десятка лет одно громкое открытие в области генетики следует за другим. Например, расшифровали геном человека, близки к тому, чтобы научиться одолевать рак. Но понять основу основ, откуда человечество на Земле, наука никогда не сможет?
- (Долго молчит). Это действительно непонятно. В том, что касается генома, люди и обезьяны очень похожи, вопросов нет. У нас одинаковы 95% генов. Но на памяти человечества ещё ни одна обезьяна не превратилась в одного из нас.
Можно, разумеется, допустить, что миллионы лет назад перерождение шимпанзе в человека мог спровоцировать фактор, которого нет сейчас. Допустим, скачок температуры. Вы­брос радиации. Резкое изменение электромагнитного поля. Однако десятки лет на протяжении XX века генетики пытались отыскать тот самый фактор, который может вызвать искомые мутации. Но обнаружить его не удалось.
Да что обезьяны... Большой вопрос: а реально ли превратить одного человека в другого? Скажем, меня в вас, Васю в Петю. Даже это удел лишь фантастов.
Многое из того, что описал Дарвин, безусловно, имеет место быть. Но вопрос происхождения жизни по-прежнему потрясающая загадка.

- Слышала, что генетики ЮФУ  тоже ведут исследование, одна из задач которого - всё же докопаться до ответа на вопрос, кто мы и откуда.
- Это очень крупный проект, которым мы гордимся. Кстати, вовлечены в него не только генетики, но и сотрудники механико-математического факультета. Задача - изучить микроо­кружение гена, который отвечает за выработку гормона роста как у человека, так и у животных. Слон такой большой не оттого, что объедается. А мышь маленькая совсем не потому, что голодает. И мы уже понимаем, что заставляет ген продолжать увеличивать размеры живого существа либо наоборот - накладывает запрет на дальнейший рост и наращивание массы.
Возвращаясь к разговору о зарождении жизни... Сопоставляя геномы человека и млекопитающих, мы видим в каждом из них закономерность, потрясающую филигранность! Поверить, что человек или млекопитающие появились сами собой, невозможно.

- Какую-то практическую пользу ваше исследование принесёт?
- Поняв, как работают гены, мы опять же приближаемся к разгадке «кода жизни». Продвинемся и в лечении заболеваний. Например, теоретически мы уже понимаем, КАК сделать из человека великана или карлика.

Прощай, ботокс!

- Во время нашего прошлого разговора вы утверждали: самый большой прорыв в генетике связан с открытием японца Синъи Яманаки, за которое он получил Нобелевскую премию. Яманака нашёл способ ни много ни мало поворачивать старение вспять, омолаживать многие клетки, а значит, и органы. Или в то, что подобное не сказка, уже закрадываются сомнения? И почему вы одна из тех скептиков, которые не верят, что открытие Яманаки может аукнуться вечной жизнью?
- Синъя Яманака набрал группу больных с ретинобластомой - тяжелейшим заболеванием, при котором сетчатка глаз атрофирована. Это полностью слепые люди. Ему разрешили на этих добровольцах опробовать часть его методики «ре­программиро­ва­ния генома». Некоторые неплохие результаты у эксперимента уже есть. Сама же методика (в этом сомнений нет) поразительна. Яманака доказал, что любую клетку, активировав в ней лишь четыре гена, можно вернуть в начало начал - сделать стволовой. Эти клетки можно ввести, допустим, в печень, что заставит организм выращивать в этом органе молодые клетки. Это открытие со временем позволит значительно продлить период комфортной жизни, когда у человека относительно крепкое здоровье, он не мучается от тяжёлых возрастных заболеваний. Ведь можно будет выращивать новые клетки сердца, почек, суставов и пр. взамен тех, что поражены болезнью.

Кожа у 90-летней бабули может вернуться в то состояние, какой она была у неё в 18. Снова будет в большом количестве вырабатываться коллаген. И вот будет идти по улице 90-летняя женщина, у которой на лице ни единой морщинки! И можно будет сказать «прощай!» ботоксу, каким-то мезатерапиям. А почему вы смотрите с недоверием? Всё это может стать реальностью лет через 50 - 100. Другой вопрос, что обмануть природу «по всем статьям» не удаст­ся. Вечная жизнь невозможна. Вряд ли когда-то найдут способ «перезапустить» мозг, не затронув нашей памяти, не изменив особенностей личности. Посмотрите, сколько людей во­круг! И все разные. Даже вроде растут дети в одной семье, ходят в одну школу... А всё равно различий масса. В мозге - память о маме, о друзьях детства, о первой большой любви, о том, как печь топили дровами... Сотрите, «перезапустите» всё это - и вы другой человек.

- Бич человечества - онкология. Удастся ли найти противоядие от неё?
- Сейчас от рака погибают 20% жителей Земли. Это огромное количество. Во многих странах идут масштабные исследования, призванные победить рак. Их ведут и у нас, в ЮФУ.

- На что делают ставку генетики?
- На то, чтобы исправить ошибку в «программе жизни»: заблокировать участки генов, которые заставляют плодиться раковые клетки. Сделать это в пробирке уже удаётся. Думаю, лет через 10 - 20 отключить нужный фрагмент можно будет и в организме человека.

От великана до карлика

- Вы упомянули: мол, уже понятно, что «подкрутить» в геноме, чтобы создать великана или карлика. Вам не страшно от возможностей, которые открывает генетика?
- Страшно. Звучат предположения, что в некоторых странах уже втайне получают... генно-модифицированных спортсменов. Эритропоэтин - допинг, который добавляет выносливости, позволяет быстрее нарастить мышцы. Можно не принимать его в виде таблетки. А лишь «подкрутить» кое-что в геноме, заставив организм вырабатывать больше этого белка. Не за горами день, когда теоретических знаний будет достаточно для того, чтобы создать вечно плачущего или вечно смеющегося человека... Но, понимаете, я всё же верю в здравый смысл. В XX веке человечество уже наступило на грабли евгеники, которая стала частью фашизма. Уже отзвучали речи Мюллера, пытавшегося создать сверхчеловека и призывавшего: «Женитесь по любви, но рожайте от тех, на кого укажет государство».

Тем более, в генетике пока ещё слишком много вопросов без ответов. Яркий пример - синдром Марфана. В самом худшем случае он чреват ранней смертью, аневризмой аорты, большими проблемами со зрением, болезнями суставов. Но он обуславливает способность быстро принимать решения, отвагу, высокий интеллект. Этот синдром был у Линкольна, Шарля де Голля, гениального скрипача Паганини и т.д. Порой он присущ людям, которые меняют мир. Но подчеркну: генетический дефект далеко не всегда влечёт за собой талант, как и болезнь не залог гениальности.

- Задач у генетиков много. А есть ли на Дону возможности их решать?
- Сегодня на исследования в области генетики, молекулярной биологии в России выделяют большие деньги. Можно выиграть крупные гранты. Пробел в другом - катастрофически мало современных биотехнологических заводов. Фармацевтическая промышленность в 90-е годы в России умерла.
Часть выпускников ЮФУ тоже могли бы с успехом трудиться на таких производствах. Ведь для научной работы университет может трудоустроить лишь пятую часть выпускников-биологов...
Чтобы запустить высокотехнологичную фармпромышленность, нужна особая поддержка со стороны государства - например, длительная отсрочка в опла­те кредитов. Ведь давать прибыль такие предприятия начнут лишь спустя годы! Но пока нет такой поддержки...

Татьяна ШКУРАТ.
Родилась в 1959 г. в п. Па­латка Магаданской области. Много лет возглавляла НИИ биологии ЮФУ, Академию биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского ЮФУ. Автор более 200 научных работ на темы: «Генетика экстремальных воздействий», «Медицинская генетика» и др. Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующая кафедрой генетики ЮФУ.