Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Услышать экономику

17.06.2016

26-28 мая в Южном федеральном университете прошел международный научный форум "Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития".

Встреча объединила сразу два представительных события: Шестую научно-практическую конференцию, традиционно организаторами которой стали Высшая школа бизнеса, экономический факультет, факультет управления, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах ЮФУ, Центр общественных наук при МГУ им. М.В. Ломоносова и Третий Политэкономический конгресс, организованный Международной политэкономической ассоциацией, Институтом нового индустриального развития имени С.Ю. Витте при поддержке Фонда Фридриха Эберта.

Участие в форуме приняли экономисты из России, Азербайджана, Белоруссии, Великобритании, Венгрии, Казахстана, Польши, Украины, Франции, руководители госструктур и общественных организаций, представители бизнес-сообщества.На открытии выступили проректор по организации научной и проектно-инновационной деятельности ЮФУ, профессор И.К. Шевченко, заместитель министра экономического развития Ростовской области Л.А. Жадан, первый вице-президент Торгово-промышленной палаты РО А.Г. Кобилев, декан экономического факультета ЮФУ профессор Е.В. Михалкина.

 

Диалог направлений

Как отметил директор Высшей школы бизнеса ЮФУ профессор А.Ю. Архипов, форум соединил для диалога и координации научных сил представителей различных экономических течений. Появившись в разные исторические периоды, каждое из них имеет свой современный «голос».

О том, в чем актуальность политэкономии, рассказал профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.В. Бузгалин. «Политэкономия задается вопросом, который предпочитают не замечать другие направления: вопрос «почему?» или «в чьих интересах?» – так обозначил ключевую задачу науки Александр Владимирович. – Почему в России кризис? Какие силы заинтересованы в современном политическом курсе? Почему нынешняя модель организации науки бюрократическая? Почему бюрократии в России стало больше, чем в советское время? Почему в приоритете находится только формальный рост ВВП, а не задачи развития? Полиэкономия объясняет экономические основы поведения человека как рационального экономического субъекта. Ведь экономика формирует особый тип личности. В современной России это смесь феодально-патриархального, бюрократического и криминально-капиталистического типов. Мы пытаемся вскрыть причина появления такого типа: анализировать не формы, а сущности, которые являются причиной форм».

Заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер представил достаточно молодое направление системной экономики. Он сфокусировал внимание на двух основных силах, которые удерживают экономические системы – конкуренции и кооперации. Их соотношение определяет экономическую ситуацию. «Сегодня в России ставка сделана исключительно на конкуренцию, а кооперация считается наследием ушедшего режима, тормозом народного хозяйства, – при таком одностороннем подходе страна не сможет достичь координации экономики и будет находиться в состоянии раскоординации, полагаясь на ручное управление. Сверхзадача нашей научной группы и всего экономического сообщества в целом – создать единую теорию координации, способную вывести Россию на путь устойчивого развития», – подчеркнул Георгий Клейнер.

Основатель и руководитель научной школы философии хозяйства директор Центра общественных наук МГУ профессор Ю.М. Осипов отметил, что его направление не претендует на знание полной и объективной «правды». Задача философии хозяйства – понять мир как объект хозяйственного воздействия, осмыслить процесс воспроизводства человека как субъекта хозяйства и проанализировать его деятельность в этом аспекте.

 Университеты как экономические драйверы

Проректор по организации научной и проектно-инновационной деятельности, профессор ЮФУ Инна Шевченко отметила мировую тенденцию: рост значимости университетов в смене технологических укладов, а также в региональной промышленной политике. Университеты выполняют роль драйверов экономического развития, определяя масштабный конкурентный спрос. Идет активная интеграция научно-образовательных учреждений с реальным сектором экономики, вузы становятся центральными очагами развития регионов. Сегодня главный элемент стратегии вузов России – развитие региональных отраслевых кластеров, от которых зависит реиндустриализация отечественной экономики. 

Рост или депрессия?

В своем докладе профессор А.Ю. Архипов показал необходимостьв сложных современных условиях обеспечить взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в преодолении кризисных явлений в экономике,развивать импортозамещение,сделал акцент на положительных тенденциях, наметившихся в последний «трудный» год. Так, в условиях санкций и контрсанкций, при сокращении основных экономических показателей, улучшаются условия для ведения малого и среднего бизнеса, что стало следствием принимаемых специальных мер, в том числе работы Агентства стратегических инициатив по улучшению инвестиционного климата. Об этом свидетельствует скачок, который сделала Россия в мировом рейтинге по данному показателю: с 92-го места в 2014 году страна переместилась на 51-е. Также изменился в лучшую сторону индекс мировой конкурентоспособности страны: 53 – в 2014-м и 45 – в 2015-м (кстати, это лучший результат, которого удалось достичь за последние 14 лет).

Начинает улучшаться и качество самого бизнеса. «Кризис заставил предпринимателей развивать сферы производства, уходить от бизнеса чисто посреднического характера, – отметил Алексей Архипов. – Важно, чтобы считалось возможным и нормальным получать небольшую стандартную прибыль, возрастала социальная ответственность».

Профессор ЮФУ О.С. Белокрылова охарактеризовала нынешнее положение в отечественной экономике как депрессию: ВВП падает пять кварталов подряд. Согласно мировому опыту, импортозамещение обеспечивает производственный рост лишь в краткосрочной перспективе. В будущем из-за сокращения международной торговли неизбежно снижение темпов. Негативные эффекты налицо: инфляция, рост цен на продовольствие, увеличение на 40 процентов стоимости госконтрактов на поставку продукции, на которую распространяются меры поддержки. Покупать продовольствие в странах третьего мира оказалось не выгодным: так импорт мяса из Бразилии обходится примерно в два раза дороже, чем его ввоз из США. Еще одна опасность связана с тем, что протекционистская политика российского правительства не имеет никаких обозначенных временных границ. А это означает одно: качество отечественной продукции будет неизбежно ухудшаться. Кроме того, стратегия импортозамещения –дело дорогостоящее, требующее 100 миллиардов долларов. Под угрозой находится рост АПК из-за недостаточного финансирования и инвестирования. Санкции сократили доступ к инвестиционным товарам и относительно дешевым западным кредитам.

«Единственный возможный вариант реализации стратегии импортозамещения – через реиндустриализацию», – считает Ольга Белокрылова. Одно из перспективных направлений – развитие индустриальных парков. Успешный пример реализации этой идеи демонстрирует Ростовская область, где валовый региональный продукт в 2015 году составил 104 процента, а показатель промышленного производства достиг 154,6 процента. Разгадка этого отчасти кроется в новом институте индустриальных парков, которые были созданы в соответствии с утвержденной губернатором РО в 2012 году концепцией.

Нужна ли нам «рука государства»?

Насколько адекватны государственные меры противостояния кризису, принимаемые в России? Заведующий кафедрой экономической теории Санкт-Петербургского госуниверситета, координатор Международной политэкономической ассоциации профессор В.Т. Рязанов обратил внимание на сходство нынешнего кризиса с экономической ситуацией в США 30-х годов. Тогда государство решило действовать, опираясь на рыночный монетаризм и управление процентной ставкой. На деле это означало повышение привлекательности депозитов за счет увеличения процентов по банковским вкладам и искусственные денежные «вбросы» в экономику, сбивающие инфляцию как температуру. Однако такое «жаропонижающее» способно было дать лишь внешний эффект, но не «вылечить» экономику.

Альтернативу предложил Джон Кейнс: вместо того, чтобы призывать граждан отдавать свои деньги на хранение в банки, напротив – стимулировать их покупательную способность на основе госсподдержки. Он рекомендовал метод социализации инвестиций – активное финансирование, кредитование частных предпринимателей из государственного бюджета в целях увеличения притока в экономику частных капиталовложений. Таким образом финансы населения начинают работать на благо экономики, выводя ее из кризиса естественным путем. В этом состоит главная суть кейнсианства. А посткейнсианец Хайман Мински настаивал на необходимости постоянного жесткого контроля финансовой сферы со стороны государства.

В современном мире идеями Кейнса и его последователей руководствуются правительства почти всех развитых стран – от государств Европы до США и Японии. Банковские ставки снижают до минимума и даже вводят отрицательные, вынуждая вкладчиков платить за возможность хранения своих средств в банке. В Швеции обсуждается закон об отмене хождения наличных денег, чтобы государство могло полностью контролировать любые финансовые взаимодействия.

Россия же, как и некоторые другие развивающиеся страны – увеличила ставку рефинансирования Центробанка, при этом затруднив кредитование бизнеса, выход из рецессии.

«России необходима социализация финансов, – уверен Виктор Рязанов. – Нужно расчистить экономику от спекуляций и создать новую модель смешанной экономики, предполагающую государственный контроль и регулирование финансового сектора».

После того как наша страна резко порвала с советским прошлым, в народном сознании укоренился ложный стереотип: где есть «рынок», там нет «госплана». Однако мировая практика говорит об обратном.

«Промышленное планирование работает во всех развитых странах мира, – напомнил основатель и управляющий директор компании «International bussiness development» Жан-Луи Трюэль (Франция). – Например, в США оно четко зафиксировано. В национальной промышленной политике Германии плана формально не существует, но он есть на уровне земель. А во Франции сложилась традиция индикативного (рекомендательного) планирования, которая восходит к 30-м годам прошлого века».

Главным проповедником планирования был Шарль де Голль. В 1946 году он создал специальный офис, занимавшийся анализом будущих экономических тенденций и определявший основные направления экономической политики (которые затем утверждались парламентом). После 90-х значение планирования упало. А в 2012-м вновь была признана важность роли государства. Однако «новое планирование» во Франции имеет более прогностический характер, не обладая силой политических решений. И, по мнению Ж.-Л. Трюэля, это негативно отражается на экономической ситуации в стране. Ключевой же плюс промышленного планирования в том, что оно заставляет все силы народного хозяйства консолидироваться и работать вместе. .

На форуме также состоялись пленарное заседание «Регионы России в условиях современного кризисного мирового развития»,круглый стол главных редакторов экономических журналов «Политическая экономия: потенциал в решении проблем теории и практик социально-экономического развития», многочисленные тематические секции, круглые столы.

 Светлана Смольянинова
 
Еженедельник науки и образования Юга России «Академия» N 20 (28.05.2016)