Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Артем Попов: "Мы хотим помочь слепым во всех уголках мира"

07.08.2015

Проект студентов ЮФУ получил на форуме "Территория смыслов" грант в размере 250 000 рублей на создание "Трогательного музея" для слепых. Кроме того, проект собрал более 60 000 рублей на краудфандинговой площадке. Руководитель "Трогательного музея" Артем Попов рассказал "Городскому репортеру" о том, какие экспонаты можно потрогать в музее, как посетителям обойтись без гида, и можно ли сделать Мону Лизу объемной.

Артем, расскажите, как появилась идея создать проект для инвалидов по зрению?

— До «Трогательного музея» у нашей студенческой команды был проект «Voice for you», мы пытались адаптировать компьютеры для слепых. Точнее, сделать технологию дешевле, чем ныне существующие. Мы пробовали реализовать свой проект, пока не оказалось, что это не нужно: обычные компьютеры можно оборудовать дополнительными устройствами, которые помогут слепым людям ими пользоваться.
 
— А как вы пришли к тому, что новым проектом должен стать именно музей?
— Мы готовили проект для Таганрогского художественного музея — приложение-гид, с помощью которого гаджет воспроизводит аудио- или видеоконтент, когда наводишь камеру на QR-код. Звуковая передача информации дополняет визуальную. А что, если человек не получает визуальную информацию?
 
Во-первых, люди с инвалидностью по зрению априори не видят картины, которые обычно висят в музеях. Во-вторых, обычно музейные экспонаты трогать нельзя, все помнят висящие на стенах грозные таблички «Руками не трогать». А просто слушать — недостаточно.
Вот так у меня голове все сложилось в одну картину. Я подумал, что технологии 3D-печати можно использовать для создания тактильных пособий в виде музейных экспонатов.
 
— Что собой представляет музейный экспонат? И в чем заключается технология создания?
— Экспонат состоит из модели и карточки, с которой аудиогид считывает информацию. В интернете есть базы моделей, оттуда можно скачать готовую и распечатать. Печать занимает примерно восемь часов. Текстура модели не совсем гладкая, ее можно глянцевать, но это лишние временные затраты. Геометрия самих экспонатов ограничивается печатными возможностями 3D-принтера. У нас сейчас только такие устройства, которые могут напечатать модели размером не больше 20*20*20.
 
 
— А как работает аудиогид?
— Мы используем обычные карточки метро. Они достаются бесплатно: люди их просто выкидывают, а мы можем их направить на благое дело. Метки карточек мы будем встраивать прямо в экспонат.
Считывать с них информацию можно при помощи аудиогида — в нем находится такая же считывалка, как в метро. Он позволит прослушать информацию о том экспонате, который на данный момент в руках у посетителя.
 
Сейчас мы берем готовые MP3-записи, но в будущем планируем записывать аудиоконтент сами. У нас в университете есть звукозаписывающая студия, думаю, мы сможем привлечь профессиональных дикторов.
 
— Где теперь можно потрогать эти экспонаты?
— Трогательный музей мы решили размещать в библиотеках для слепых, потому что в них сконцентрирована целевая аудитория. Но библиотеки для слепых есть только в региональных центрах. Нужно находить варианты взаимодействия с музеями, у которых найдется площадь для 120 экспонатов.
Мы задаемся целью помочь слепым во всех уголках мира, в маленьких городах нужно делать трогательные музеи в обычных музеях или домах культуры.
 
— Какие экспонаты уже есть в музее? Они все сделаны по уже готовым моделям из Интернета?
— Сейчас в трогательном музее ростовской библиотеки для слепых есть три экспозиции: «Животные», «Биология» и «Известные личности».
Вот пример, на мой взгляд, удачного экспоната из общей библиотеки ресурсов: строение клетки. Человек с инвалидностью по зрению может потрогать и понять, как устроена животная клетка: вот ядро, комплекс Гольджи, митохондрии. Некоторые экспонаты мы спроектировали сами. Например, бюст Чехова.
В рамках проекта мы также занимаемся оцифровкой культурных памятников. Уже готова трехмерная модель памятника Козьме Крючкову — прототипу Григория Мелехова из «Тихого Дона». Теперь она есть в открытом доступе в Интернете.
 
— Как первые посетители отнеслись к идее?
— Не было еще человека, зашедшего в библиотеку, который не потрогал бы наши экспонаты. Люди, прикасаясь к моделям, всегда испытывают массу положительных эмоций, они рады, и не только тому, что их проблеме уделяют внимание, но и тому, что это реально помогает.
В библиотеке есть работник, который потерял зрение в школьном возрасте. У нас есть экспонат — маленький крокодильчик. Так он его взял в руки и сказал: «А, у него четыре лапы!» Понимаете, он забыл, что у крокодила четыре лапы. Прочтенная и услышанная информация теряется гораздо быстрее, чем визуальная.
 
— Когда проект будет полностью реализован?
— Где-то в сентябре мы получим средства по гранту, который я выиграл на «Территории смыслов» и будем дальше развивать наш проект. В будущем планируется привлечь к созданию трогательного музея школьников из Таганрога.
Заранее мы не могли предполагать, что выиграем грант, поэтому использовали краудфандинговые инвестиции.
 
— И что дало вам участие на Boomstarter?
— Мы пошли скромным путем и сделали запрос на 60 000 рублей, а собрали больше. Но главное в краудфандинге не деньги, а то, что благодаря этой площадке мы получили большую информационную поддержку.
С нами связался молодой человек из Москвы, у которого свой небольшой завод по производству пластика для 3D-принтера. У него был пластик, который не пошел на продажу из-за мелких дефектов. Он отправил этот материал не на продажу по более низкой цене, а нам на реализацию проекта — мы получили 15 кг. С одного килограмма пластика можно сделать где-то десять бюстов Чехова.
Кроме того, нам стали писать другие ребята, у которых по каким-то причинам простаивали 3D-принтеры. Это необязательно бизнесмены, просто люди, у которых есть необходимая техника, и они готовы тратить время и машиночасы на создание тактильных экспонатов.
 
— Собираетесь ли вы заниматься распространением проекта? Какие перспективы развития «Трогательного музея» видите в будущем?
— После нашего появления на Boomstarter с нами связались коллеги из других регионов, занимающиеся 3D-печатью. У нас появился центр единомышленников в Екатеринбурге, сейчас мы получим деньги по гранту и просто перенаправим часть средств туда. Ребята закупят пластик и будут там делать то же самое.
Коллеги из Санкт-Петербурга предложили заняться оцифровкой картин классического и современного искусства. Мы можем сделать Мону Лизу объемной, выпуклой. Не обязательно полностью, а просто контуры.
И если ничто не помешает реализовать проект по всей России, мы сможем передавать свой опыт странам Европы. В принципе, уже сейчас можно делать англоязычный аудиоконтент, а волонтеры из других стран смогут его переводить для своих соотечественников.
Сделать филиал музея очень просто в любой точке мира. Скачал, распечатал, купил коробочку для аудиогида, вставил карточку, записал туда наш софт, и он будет обновляться, подкачивая аудиоконтент.