Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Марина Боровская: "В новом веке ЮФУ будет готовить мировую элиту"

11.03.2015

Южный федеральный университет, реализуя программу развития, на деле доказывает своё лидерство в научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности страны и равноправное функционирование в сети ведущих мировых университетов. О том, каким видит себя университет, отмечающий 100-летие, в новом веке своей истории, мы спросили у ректора ЮФУ Марины Боровской.

 — Марина Александровна, ЮФУ, как федеральный универ­ситет, имеет особый статус в российском образовательном пространстве. Как изменились стратегические задачи вуза?

— На ЮФУ сразу была возложе­на задача — выработать и предло­жить академическому сообществу новые модели работы во всех сфе­рах: научной, образовательной и инновационной. Кроме того, как федеральный вуз, ЮФУ призван гибко реагировать на изменения в потребностях общества на образо­вательные услуги высокого уровня, максимально использовать интел­лектуальные и иные ресурсы, а так­же обеспечивать продвижение на мировом рынке образовательных услуг. Попечительский совет Юж­ного федерального университета возглавляет премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, что подчёрки­вает важность задач, уровень ответ­ственности и большие возможности ЮФУ.

Как ведущий научно-образова­тельный центр, университет сегод­ня обеспечивает генерацию, рас­пространение и применение новых знаний на основе интеграции науки, образования и инноваций. Мы в со­стоянии прогнозировать мировые тенденции в образовании, науке, технике, технологиях и готовить специалистов, востребованных се­годня и в будущем. Это залог гло­бальной конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей экономики России.

—  В 2013 г. ЮФУ впервые во­шёл в рейтинг QS, сразу заняв в нём уверенные позиции, а в этом году закрепил свои показатели в мировом рейтинге университетов. Можно говорить об этом как о важном результате развития федерального вуза?

—    Рейтинги — это своеобраз­ный индекс, по которому можно отследить, насколько результатив­на активность вузов. Позиции ЮФУ показывают, что движемся мы в пра­вильном направлении. Присутствие ЮФУ в QS подтверждает признание со стороны мирового экспертного сообщества, а также соответствие высокому качеству образования и уровню проводимых исследований. ЮФУ, реализуя программу разви­тия, стремится достичь системных результатов по основным направ­лениям деятельности.

За последние годы во многом удалось этого добиться: существенно выросли такие важные показа­тели развития, как публикационная активность, объём средств, при­влечённых за счёт научных иссле­дований, численность иностранных студентов, значительно увеличи­лось число ежегодно защищаемых кандидатских и докторских диссер­таций. В целом реализация про­граммы в 2007-2014 гг. позволила создать условия и заложить осно­вы для становления университета как крупного межрегионального, национального и международного научно-образовательного центра. При этом в университете отчётливо осознают, что ЮФУ необходимо пос­тоянно развиваться, совершенство­ваться.

—  Какими вы видите место и роль ЮФУ в развитии макрореги­она юга России?

Эффективная стратегия разви­тия региона в принципе немыслима без анализа и прогнозов, исследо­ваний наших учёных и специали­стов — выпускников университета. Можно говорить о том, что именно университет и вузовское сообщест­во в целом прогнозирует и формиру­ет будущее региона. И это касается не только социально-экономическо­го развития. Даже внешний облик городов и населённых пунктов юга России сегодня формируется учёны­ми Академии архитектуры и искусств ЮФУ, её выпускниками. Большинство генпланов городов ростовской области и Краснодарского края разрабатывались при их участии, а их главные архитекторы получили об­разование в ЮФУ.

Университет также ведёт подго­товку педагогов для системы обра­зования всех уровней, специали­стов в сфере физической культуры и спорта. ЮФУ гордится своими выпускниками, многих из которых знают в регионе и во всей стране. ЮФУ осуществляет интеграцию научно-образовательной деятель­ности и бизнеса в регионе и в стра­не в целом. На базе университета совместно с предприятиями реаль­ного сектора экономики создаётся инновационно-технологический кластер «Южное созвездие». По предварительным оценкам, его оборот превысит 15 млрд руб. в год. Также ведётся работа по развитию инновационного кластера биоме­дицины, биотехнологий и экологи­ческой безопасности.

ЮФУ успешно взаимодействует с органами исполнительной власти регионов, отраслевыми предприя­тиями и организациями. По заказам партнёров университет проводит исследования состояния и перспек­тив развития рынков труда и образо­вательных услуг ЮФО. Итогом такой аналитической работы становится открытие новых направлений под­готовки и разработка соответствую­щих образовательных программ.

Осенью 2014 г. подписано трёх­стороннее соглашение о сотруд­ничестве между правительством Ростовской области, Фондом содей­ствия развитию малых форм пред­приятий в научно-технической сфе­ре и ЮФУ, которое консолидирует усилия учёных, правительства обла­сти, инноваторов для выведения на рынок инновационной продукции. Университет, таким образом, стано­вится «драйвером регионального развития». Для решения этой страте­гической задачи мобилизован весь научно-образовательный и иннова­ционный потенциал университета.

Задачи комплексного развития территории юга России требуют формирования единого информа­ционного и научно-образователь­ного пространства. По инициативе и на базе Южного федерального уни­верситета создан научно-исследова­тельский консорциум вузов юга Рос­сии. В его состав вошли 29 научных и образовательных организаций юга России; созданы ресурсные цен­тры по совместному использованию учебно-научного оборудования. Мы хорошо понимаем, что для того, что­бы развивать прорывные направле­ния в науке, нам нужно выступать единым сообществом.

ЮФУ также является лидером территориальной системы подго­товки профессиональных кадров высшей квалификации. Университет координирует и методически раз­вивает всю систему профессиональ­ного образования на юге России, создавая условия для системного обеспечения профессиональными кадрами программ социально-эко­номического развития региона и страны. На сегодня в университете уже реализован целый ряд обра­зовательных программ, проектов и моделей, направленных на совер­шенствование системы образова­ния в регионе, организацию сетево­го взаимодействия федерального и макрорегионального уровней.

— Одной из самых серьёзных проблем всей системы высшей школы в стране считается про­блема качества образования. Как удается её решать в Южном феде­ральном университете?

—   Безусловно, проблема качест­ва — главный вопрос сегодняшнего дня, неслучайно этому уделяется такое внимание на самом высоком уровне. Критерии качества обра­зования как комплексной характе­ристики обозначены в Законе «Об образовании в Российской Федера­ции». Они должны отражать степень соответствия подготовки студентов стандартам, потребностям обучаю­щегося, планируемым результатам образовательной программы.

Сегодня же вузы страны на­столько расширили количество образовательных программ и ком­петенций, что зачастую квалиметрировать степень достигнутых ре­зультатов очень сложно. Например, в Южном федеральном университе­те таких компетенций около 70. На заседании Учёного совета ЮФУ в конце 2014 г. мы приняли решение выработать матрицу базовых компетенций, которых будет не более 10. Это позволит организовать сис­тему объективного контроля дости­жения планируемых результатов.

Важный аспект качества подго­товки — качественный состав аби­туриентов. Уже два года ЮФУ удер­живает требования к абитуриентам на достаточно высоком уровне, что позволяет нам отбирать лучших. Но этой работы явно недостаточно. Не­обходимо самим формировать ка­чественный абитуриентский состав, работать с будущими абитуриента­ми задолго до поступления в вуз. И многие наши коллеги успешно ведут такую работу по естественно­научным направлениям.

Ещё одной важнейшей состав­ляющей высокого качества образо­вания в университете всегда счита­ли фундаментальную подготовку и интеграцию образования с наукой. По ряду естественнонаучных на­правлений университет является национальным лидером и включён в глобальные научные сети. В ЮФУ созданы сильные научные школы, 58 из них получили разного рода поддержку, а пять в 2014 г. были удостоены грантов Президента РФ. Научные школы традиционно обеспечивают непрерывный ход исследований, продуцирование новых знаний и подготовку кадров. При этом научный потенциал ЮФУ постоянно растёт — университет демонстрирует высокую для России динамику роста публикаций в рецензируемых мировых журналах.

Огромный научно-образователь­ный, кадровый и инфраструктурный потенциал Южного федерального университета позволяет учёным сфокусироваться на пяти приори­тетных научных направлениях дея­тельности, которые можно назвать «мегапроектами ЮФУ». Это иссле­дования в сфере нанотехнологий, биотехнологий, информационных и телекоммуникационных техноло­гий, разработки морской, авиаци­онной и ракетно-космической тех­ники, гуманитарные исследования и архитектурно-художественное творчество. По мнению экспертно­го сообщества ЮФУ, стратегия кон­центрации на наиболее сильных направлениях позволит улучшить международную академическую ре­путацию университета, обеспечит его интеграцию в глобальное науч­но-образовательное пространство.

Мы понимаем, что исключитель­ное внимание к перспективным на­учным разработкам позволит совер­шать научные прорывы. Например, в ЮФУ создан Центр перспективных исследований, на базе которого ра­ботает инновационно-технологи­ческий центр «Новые сегнетоэлектрические материалы, приборы и устройства». ИТЦ позволит органи­зовать серийное производство не имеющих промышленных аналогов пьезоактивных микро- и нанопористых материалов с улучшенными характеристиками, упрощённой технологией изготовления и низкой себестоимостью. По плану к 2020 г. производство выйдет на первое ме­сто в России по разнообразию выпу­скаемых элементов и на второе — по объёму производимой продукции.

Ещё одно направление деятель­ности — разработка и серийный выпуск нового поколения медицин­ской и диагностической аппарату­ры. Большой амбициозный проект ЮФУ — разработка ДНК-маркеров селекционно ценных признаков сельскохозяйственных растений и животных. Наши разработки в этой высококачественной и доступной сельхозпродукцией. Химиками ЮФУ совместно с Волгоградским государственным медицинским университетом разработаны уни­кальные церебропротекторные субстанции, применимые в терапии заболеваний мозга и центральной нервной системы. Представляют значительный интерес разработки мощных обезболивающих препара­тов без наркогенного эффекта.

Развивается перспективное на­правление работы по созданию наноструктурированных интеллек­туальных материалов для фотоники, спинтроники и электроники будущего. Эти разработки мирового уровня станут перспективной ос­новой компьютерной памяти со сверхвысокой плотностью записи информации (на три порядка пре­восходящей существующие техни­ческие решения), а также смогут стать основой концепции «молеку­лярных вычислений» — базой для «молекулярного компьютера».

Для исследования и разработки «умных» наноструктурированных пористых материалов с помощью многомасштабного компьютерно­го моделирования, передовых ме­тодов химического синтеза и сов­ременных спектральных методов нанодиагностики создан Междуна­родный исследовательский центр «Интеллектуальные материалы». Девять проектов университета в 2014 г. получили гранты Российско­го научного фонда. Это разработки в области химии и науки о матери­алах, инженерных наук, физики и наук о космосе, фундаментальные исследования для медицины.

— Вы упомянули о сотрудни­честве. Насколько сегодня важна совместная деятельность в науке?

 Научно-исследовательская деятельность ЮФУ на международ­ном рынке ориентирована на круп­ные международные корпорации и научные центры, с которыми сло­жились устойчивые партнёрские связи. Интеграции ЮФУ в мировое научно-образовательное простран­ство способствует и то, что универ­ситет является членом крупнейших международных ассоциаций. Стоит отметить, что уникальное научное оборудование, приобретённое ЮФУ в рамках нацпроекта, сегодня интегрировано в научно-образова­тельное пространство России.

В рамках деятельности ЮФУ в составе национальной ассоциа­ции «Исследовательские установки мегакласса» (координатор — На­циональный исследовательский центр «Курчатовский институт») и с активным привлечением участни­ков Консорциума «Научно-иссле­довательская деятельность вузов юга России» на базе университета создаётся ЦКП «Центр ядерной ме­дицины».

Ещё один пример — в сотрудни­честве с СФУ проходит совместная НИР на тему «Идентификация Мало-ляховского шерстистого мамонта». Учёные двух федеральных универ­ситетов определили полный геном вымершего шерстистого мамонта и могут восстановить популяцию, применяя современные биоинфор­мационные технологии и суперком­пьютерные вычисления. Причём это только задел, который демон­стрирует перспективы совместной научной работы.

— Ещё одной из составляющих качества образования можно на­звать уровень квалификации на­учно-педагогических кадров. Как университет наращивает свой ка­дровый потенциал?

—    Научно-педагогический кол­лектив — это главный ресурс раз­вития ЮФУ. Трансформация ЮФУ в мировой научно-образовательный центр требует качественно новых подходов к профессиональной под­готовке преподавателей и научных сотрудников. Они должны обладать восприимчивостью к новациям, профессиональной компетентно­стью на уровне мировых стандар­тов, аналитическими и управлен­ческими способностями. Поэтому сегодня кадровая политика в уни­верситете строится таким образом, чтобы привлекать на должности НПР специалистов, способных ор­ганизовывать образовательную и научную деятельность на уровне лучших мировых стандартов.

Для решения этих задач в универ­ситете создаются условия для про­фессионального и личностного роста работников, омоложения кадрового состава. Серьёзными стимулами уже стали конкурентоспособная зара­ботная плата, предоставление слу­жебного жилья для молодых сотруд­ников, широкие исследовательские перспективы, включённость уни­верситета в мировой рынок обра­зования и науки. И мы уверены, что молодые ученые и преподаватели предпочтут и в дальнейшем развивать свою карьеру в ЮФУ. 

—    Каким образом включено в стратегию развития вуза со­трудничество с индустриальны­ми партнёрами? Может ли стать итогом такого взаимодействия развитие высокотехнологичных производств?

—    Для понимания роли ЮФУ в инновационном развитии достаточ­но сказать, что университет выпол­няет в год НИОКР на сумму более 1,6 млрд руб., что составляет при­мерно 60% от общего объёма НИОКР в Ростовской области. ЮФУ — один из нескольких вузов России, где уже реализован один и реализуются ещё два проекта в соответствии с поста­новлением Правительства РФ «О ме­рах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и орга­низаций, реализующих комплекс­ные проекты по созданию высоко­технологичного производства».

Хозяйственный договор с ОАО «Азовский оптико-механический завод» предполагает создание вы­сокотехнологичного производства для изготовления комплексных ре-конфигурируемых систем высоко­точного позиционирования объек­тов на основе спутниковых систем навигации. А проект с ОАО «НПП КП «КВАНТ» предусматривает создание высокотехнологичного производ­ства по изготовлению мобильного многофункционального аппаратно-программного комплекса длитель­ного кардиомониторирования и эргометрии.

Взаимодействие объектов инно­вационной инфраструктуры ЮФУ с «поясом малых инновационных предприятий», включающим в себя более 80 малых предприятий, позво­ляет выпускать медицинское обору­дование, ресурсосберегающие систе­мы, специализированные комплексь и системы, промышленную электро­нику, программное обеспечение, те­лекоммуникационное оборудование и многую другую высокотехноло­гичную продукцию. Общий годовой объём этой продукции составляет более 2,5 млрд руб. ЮФУ принимает активное участие в формировании программ инновационного развития 31 государственной компании. С уча­стием университета также создано 20 хозяйственных обществ.

— В мае 2015 г. в рамках меро­приятий, посвященных столетию университета, состоится встреча выпускников ЮФУ. Кого вы при­глашаете на эту встречу?

— Университет ждёт всех выпуск­ников и тех, кто сегодня заинтере­сованно участвует в деятельности и развитии альма-матер. В университе­те в преддверии 100-летия проходит много встреч, мероприятий, на кото­рых выпускники отмечают, как много дал им университет. И многие сегод­ня задаются вопросом — а что я могу сделать для университета? Перед ЮФУ стоит важная задача — собрать, сохранить лучшие традиции, имена тех, кто вошёл не только в историю университета, но и в историю страны и мировой науки и культуры.

На встрече мы, конечно, вспом­ним наиболее известных и име­нитых наших коллег, тех, кого уже сегодня считаем частью истории. С именем университета связана деятельность выдающихся матема­тиков — Дмитрия Мордухая-Болтовского и Виктора Юдовича, пси­холога, создателя биохимического направления в психологии Алек­сандра Ющенко, микробиолога, основоположника вирусологии Дмитрия Ивановского, лаурета Нобелевской премии Александра Солженицына, члена-корреспондента РАН Иосифа Воровича, академика РАН Анатолия Каляева. Целая эпоха жизни университета — это деятель­ность выдающегося организатора науки и образования, члена-корре­спондента РАН Юрия Жданова.

Мы надеемся увидеть на встре­че выпускников ЮФУ академиков РАН Григория Матишова (почётный доктор ЮФУ), Владимира Минкина (научный руководитель ЮФУ), Вла­димира Колесникова (почётный до­ктор ЮФУ), члена-корреспондента РАН Игоря Каляева (директор НИИ МВС ЮФУ), главного учёного секре­таря РААСН академика Георгия Есаулова, члена-корреспондента РААСН Евгения Миронова, академика РАО Евгению Бондаревскую, академика PAX, председателя Южного отделе­ния Сергея Олешню, академика РАО Павла Ермакова, члена-корреспон­дента PAX Ларису Ушакову, члена корреспондента РАО Ирину Аба­кумову, заместителей губернатора Ростовской области Игоря Гуськова и Александра Ищенко, судью Кон­ституционного суда Николая Бон­даря (почётный доктор ЮФУ), судью Конституционного суда РФ, члена-корреспондента РАН Марата Баглая, президента агрохолдинга «Юг Руси», почётного консула Франции на юге России Сергея Кислова, режиссёров Кирилла Серебренникова и Генна­дия Тростянецкого, главного редак­тора журнала «Знамя», известного российского литературного критика Сергея Чупринина, народного арти­ста РСФСР Игоря Богодуха, телеве­дущего Дмитрия Диброва, писателя Даниила Корецкого и многих, мно­гих других. И это только малая часть имён, которые составляют сегодня имя Южного федерального универ­ситета.

      Историческая справка

Южный федеральный университет ведёт своё происхо­ждение от Императорского Варшавского университета, уч­реждённого 8 июня 1869 г. указом Александра II в столице Царства Польского.

В 1915 г. актуализировалась проблема размещения университета, хотя бы временно, в одном из российских городов. Право принять у себя «варшавян» сумел получить Ростов-на-Дону, выдержав конкуренцию с Саратовом, Пермью, Екатеринодаром и Тифлисом, — на нужды станов­ления университета на новом месте Ростовская городская дума была готова выделить 2 млн руб. и предоставить более 20 зданий и корпусов.

12 августа 1915 г. учёный совет принял решение о переезде университета в Ростов-на-Дону. 10 ноября 1915 г. состоялось его торжественное открытие. Так в Ростове появился первый на юге России университет в составе четырёх факультетов (физико-математического, медицин­ского, юридического и историко-филологического) со сло­жившимся штатом авторитетных учёных и значительным контингентом студентов.

Усилиями профессоров и администрации был создан ряд учебных заведений: Высшие женские курсы, Археоло­гический институт, Народный университет. Коммерческий институт; возобновили свою работу научные общества, существовавшие в Варшаве; восстановлено издание «Уни­верситетских известий».

Университет в первые ростовские годы сохранял своё название Варшавского и свой формально временный статус пребывания. Только 5 мая 1917 г. постановлением Временного правительства Варшавский университет в Ростове-на-Дону был упразднён, но на его интеллектуальной, материальной и учебно-методической основе был создан с 1 июля 1917 г. Донской университет.

В 1925 г.Донской университет был переименован в Севе­ро-Кавказский. Это название отражало его статус головного высшего учебного заведения обширного региона страны.

В 1930-1931 гг. университет был реорганизован: из его структуры были выделены профильные вузы (Меди­цинский институт, Финансово-экономический институт, Институт промышленности и труда, Ростовский-на-Дону педагогический институт).

В феврале 1934 г. вуз получил и новое наименова­ние — Ростовский-на-Дону государственный университет. После реорганизации университет вместо 80 учебных зданий располагал только двумя небольшими корпусами, в которых учебные занятия проходили в несколько смен. Большой недостаток ощущался и в квалифицированных преподавательских кадрах.

В 1935/36 учебном году в РГУ работали 96 профессоров и преподавателей, училась почти тысяча студентов, фонд научной библиотеки насчитывал около полумиллиона томов, университету было передано здание нынешнего Главного корпуса ЮФУ.

К началу 1941 г. университет представлял собой круп­ный исследовательский и образовательный центр на Дону и Северном Кавказе, а количество студентов достигло 1471 человека.

В годы Великой Отечественной войны Ростовский-на-Дону университет находился в эвакуации в г. Ош Киргиз­ской ССР, где был вновь объединён с Ростовским педаго­гическим институтом и вёл образовательную и научную деятельность. 16 мая 1944 г. университет вернулся в Ростов-на-Дону, оставив базу и часть преподавательского состава для Ошского пединститута, который продолжил работу после отъезда университета.

С августа 1957 г. ректором университета был крупный учёный, член-корреспондент Академии наук Юрий Анд­реевич Жданов, который внёс огромный вклад в развитие РГУ и во многом определил «классический период» в его истории, когда РГУ по праву стал одним из ведущих уни­верситетов страны.

Именно Ростовский государственный университет стал основой для создания крупнейшего научного и образовательного центра на юге России — Южного феде­рального университета, осуществлённого на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. В состав университета вошли учреждён­ный 9 сентября 1930 г. Ростовский-на-Дону педагогиче­ский институт, созданный 9 января 1952 г. Таганрогский радиотехнический институт, созданный в августе 1988 г. Ростовский архитектурный институт.

В ЮФУ работают 8786 сотрудников, в том числе 3943 науч­но-педагогических работника, в числе которых 2458 докторов и кандидатов наук. В университете обучается свыше 34 тыс. студентов, реализуется 400 основных и 97 дополнительных образовательных программ высшего образования, ориентиро­ванных на важнейшие отрасли экономики России и региона.

В состав ЮФУ входят восемь НИИ, включающих в себя свыше 221 научной лаборатории (в том числе совместных с учреждениями РАН). Научные исследования ведутся на 205 кафедрах, 15 кафедр являются базовыми кафедрами ЮФУ, шесть из которых - базовые для ЮНЦ РАН. ЮФУ имеет развитую инновационную инфраструктуру (четыре конструк­торских бюро, два опытных производства, девять инноваци­онно-технологических центров, два технопарка, включающих в себя около 80 малых инновационных предприятий. 

Развитие научно-инновационного потенциала ЮФУ осуществляется по 84 научным направлениям в рамках 35 областей знаний, которые соответствуют восьми прио­ритетным направлениям развития науки и техники, а также 27 критическим технологиям федерального уровня. ЮФУ принимает участие в формировании 22 технологических платформ и 31 программы инновационного развития госкомпаний.

Подготовка научных кадров высшей квалификации в университете осуществляется по 117 программам аспиран­туры и докторантуры по приоритетным научным направ­лениям. В университете действует 27 диссертационных советов. Аспиранты и докторанты принимают участие в выполнении научных исследований в рамках госзадания, грантов РГНФ и РФФИ, хозяйственных договоров.

ж. "Ректор вуза", N1/2015