Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Научая - развлекай, развлекая - научай

21.01.2014

Автор образовательного проекта "Человек изобретающий" Михаил КЛЕЦКИЙ на протяжении нескольких лет своим примером доказывает, что наука может быть увлекательной, интересной и доступной для каждого.

Два раза в месяц по четвергам Ростовский област­ной музей краеведения работает дольше обычного. Вечером зал заполняют посетители. Здесь проходят лекции об окружающем нас мире, послушать которые могут все желающие.
 
Михаил Ефимович, ваш проект «Человек изобретающий» существует уже три года. А как он вообще родился?
- Из моего опыта работы в Южном федеральном университете. Дело в том, что самая большая проблема любого образования - мотивация. Зачастую у тех, кто учится или работает, она просто отсутствует. И происходит это порой из-за того, что люди не понимают, о чём им рассказывают и как эти знания потом использовать. Мы же раскрываем человеку суть вещей, объясняем, как и когда они появились, кто автор того или иного изобретения. Когда ты знаком с истоками, тебе проще понимать настоящее. Задача нашего проекта - заинтересовать людей, расширить их кругозор, пробудить жажду к знаниям.
Поэтому во время лекций мы стараемся не просто рассказывать. На экране постоянно мелькают слайды. Мой помощник Олег Буров то и дело проводит различные химические и физические опыты, а я порой даже стихи читаю. Этот жанр в английском языке носит название «эдьютеймент», что на русском языке звучит как поговорка «Научая - развлекай, развлекая - научай». Если скучно рассказывать о сути науки, то можно не привлечь, а оттолкнуть людей.
 
- Среди ваших слушателей есть и школьники, и студенты, и представители старшего поколения. Некоторые приходят семьями. Что же их всех привлекает?
- Наши посетители приобретают в первую очередь интерес к жизни. Дело не в знаниях. Хотя есть и такие, кто записывает всё, что я говорю. Но существует и другая категория людей. Многие после нашего вы­ступления приходят домой и начинают рыться в Интернете, справочниках, литературе, ищут свою, более подробную, информацию о том, что мы рассказываем. В человеке просыпается интерес к познанию мира. И это я считаю самым важным.
 
И о чём вы рассказываете на своих лекциях? Какие темы за­трагиваете?
- В общей сложности у нас сегодня разработано около пятнадцати занятий, и все они о самых обычных на первый взгляд вещах. О лекарствах и медицинских приборах, об одежде и косметике, о средствах личной гигиены.
У нас было несколько лекций, посвящённых ароматам, в том числе и афродизиакам, так называемым запахам любви. На некоторые выступления посетителей пришло столько, что не всем хватило мест в зале. Несмотря на это, люди готовы были слушать лекции стоя. А музей краеведения даже был вынужден прекратить продажу билетов...
 
- Так что же это за ароматы любви такие, которыми вы буквально заворожили людей?
- Начнём с того, что любое произведение парфюмерии рассчитано на привлечение одного человека другим. Самыми сильными афродизиаками мож­но назвать розу, лаванду, ирис. Пробуждают интерес и страсть также корица и имбирь. Кстати, эти пряности, даже когда мы употребляем их в пищу, воздействуют в первую очередь через обоняние, а не через вкус. Конечно, всё зависит ещё и от индивидуальной переносимости человеком того или иного компонента. Кому-то запах может не понравиться, а у кого-то и вовсе вызвать аллергическую реакцию.
 
- И вы предоставляете своим посетителям возможность вдохнуть эти ароматы во время лекции?
- Разумеется. А ещё у нас на занятиях можно всё трогать. А самое интересное, как ни странно, начинается по окончании встречи. Все желающие могут остаться и под нашим руководством изготовить, например, мыло или духи. Мне кажется, именно это и привлекает многих людей к нам. Осознание того, что вот этот брусочек мыла ты не в магазине купил, а сделал сам, дорогого стоит. Мы работаем по готовым рецептам, но разрешаем посетителям экспериментировать. Они могут сами выбрать, чем будет пахнуть их творение. Пожалуй, это и есть самые настоящие ароматы любви. Ведь в них вложена душа.
 
- Так у вас рождаются парфюмеры?
- Не знаю, не знаю. Может кто-то и появится со временем. Но стоит оговориться: не всё, что мы позволяем людям делать в музее, можно повторять дома. Во-первых, иногда нужно специальное оборудование. А во-вторых, необходимо тщательно соблюдать технику безопасности.
 
- Помимо музея краеведения, вы читаете лекции и на химиче­ском факультете Южного федерального университета. При этом не всё, что вы рассказываете в рамках проекта «Человек изобретающий», касается химии. Откуда у вас такой пласт знаний?
- Из жизни. Но очень многое приходится доучивать и узнавать в ходе подготовки той или иной лекции. Нас в команде восемь человек, и каждый отвечает за свою часть. Но мы обязательно собираемся вместе и обсуждаем. К каждому занятию готовимся не меньше двух месяцев. Это бешеный труд. Например, лекция об одежде почти готова, но пока отложена. Мы к ней вернемся через какое-то время. Заново посмотрим, насколько это интересно.
 
- А почему такая долгая подготовка - несколько месяцев? Да и что нового можно рассказать об одежде?
- Так ведь нам из обилия сведений нужно отобрать только самое главное. Мы не можем рассказать посетителям всё. Есть лимит в полтора часа. Вот и решаем, что нужно включить в разговор, а что можно оставить за кадром. Заядлых модниц хочу сразу огорчить: речь пойдёт не о фасонах, а о материалах, из которых делают одежду. Посетители узнают, как родилась нитка, какую роль в истории сыграла иголка. Такие простые и обычные предметы, но мало кто знает, как они появились. Все секреты раскрывать не буду.
 
- Наверное, если бы занятия в школе или университете проходили так же интересно, то в нашей стране было бы больше увле­чённых своим делом людей...
- Для того чтобы такие проекты работали в учебных заведениях, нужна поддержка на местах. К сожалению, система образования у нас очень косная. Предметов много, времени мало. Всех поджимают проверки знаний типа Единого государственного экзамена. Люди вынуждены подчиниться этому ритму. Поэтому даже самые увле­чённые и креативные преподаватели с трудом находят время, чтобы приобщить своих учеников к чему-то интересному и полезному. Но, с другой стороны, существуют ведь всевозможные кружки и секции, где можно развивать себя и свои способности.
 
- Вы ещё и директор одного из музеев в Южном федеральном университете. Где он находится? Что за экспонаты там представлены?
- Естественнонаучный музей ЮФУ был создан в 2007 году и объединил под своей крышей предметы, связанные с изобретениями в разных областях. Это спички, зажигалки, ручки, редкие виды бумаги, керамика, стекло - всего не перечислить. Экспонаты выставлены в одной из аудиторий химического факультета. Правда, увидеть можно лишь процентов 30 из того, что у нас есть. Остальное находится в хранилище. Нашим посетителям мы разрешаем практически всё трогать. Посетить музей могут все желающие, а вот лекции там проходят только по договорённости.
 
- В университете преподаёте, музей создали, научные и просветительские статьи пишете. Вам, Михаил Ефимович, путь в науку, наверно, с самого детства был проложен?

- Я родился на Украине. Мама у меня работала врачом, отец - юристом. В нашей семье всегда был культ образования. Родители создали дома демо­кратичную обстановку. Мне никогда ничего не навязывали. К тому же меня всегда окружали интересные и одарённые люди: преподаватели в школе и университете,  нынешние коллеги. Это всё прекрасно стимулирует, за­ставляет развиваться, а не сидеть на месте. Поэтому каждому советую: окружите себя неординарными и талантливыми личностями - и сами станете такими.