Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

"Воробьевы горы": талант выявляют не по ЕГЭ

20.03.2013

Тема ЕГЭ стала самым острым вопросом пресс-конференции, состоявшейся перед началом олимпиады на информационной площадке "Медиа-С". Возможно ли сегодня в России получить бесплатное качественное образование и насколько оно востребовано предприятиями ; проблемы, которые обсуждались в пресс-центре.

 Ректор ЮФУ Марина Боровская, декан мехмата ЮФУ Михаил Карякин, преподаватель МГУ Дмитрий Камзолкин, топ-менеджер «ГРУППЫ АГРОКОМ» Янис Галаниди и представитель Министерства образования Ростовской области Эрика Шевцова обозначили несколько ключевых аспектов нынешнего образования: перевес юристов и экономистов, нежелание абитуриентов получать образование по инженерным специальностям, отсутствие системы распределения и, как следствие, потеря квалификации по диплому, слабое взаимодействие высших учебных заведений и предприятий.

Сегодня крупнейшие вузы страны используют олимпиады как механизм отбора способных детей. «Это наш спасательный круг, — утверждает преподаватель МГУ Дмитрий Камзолкин. — Даже если на первых этапах олимпиады, которые проходят заочно, вероятны подмены и обманы, то в финале мы видим глаза детей, их личные способности, и тогда беремся учить». «С «детьми ЕГЭ, — говорит декан мехмата ЮФУ Михаил Карякин, — мы вынуждены наше образование строить совершенно по-другому. Первый семестр сейчас и десять лет назад — это небо и земля». Мнение коллеги разделяет и Дмитрий Камзолкин: «Первый год мы ставим детям мозги на место: учим думать, а не зубрить формулы».

После того как появился ЕГЭ, замечательная идея — дать детям из глубинки возможность получить образование — привела к двоякости. ЕГЭ оценивает не только ребенка и его способности, но и учителя, который заинтересован в высоких баллах. Есть два способа получить хороший результат: натаскать по предмету или научить ему. Первое в десятки раз проще. «Мы видим, — отмечает Михаил Карякин, — что натаскивание заменяет собой обучение. Ребенок заучивает пять формул: задача b3 — одна формула, задача b6 —другая формула, и, как заклинание, их повторяет. Ему не надо понимать, откуда формулы выводятся и зачем. На подготовительном курсе мехмата школьники учат профессора: здесь одна клеточка — значит, ответом должно быть целое число и ни к чему решать эту сложную задачу». ЕГЭ убил главное в математике, считают университетские коллеги, — доказательное рассуждение. Он привел к заучиванию формул: подставили значение и не надо ничего выводить, подтверждать, думать.

По мнению ректора ЮФУ Марины Боровской, ЕГЭ — система тестирования, которая не должна заменять образовательный процесс. «Сегодня характерен технический подход к ЕГЭ, и это серьезная проблема, которую мы намерены решать на совете ректоров вузов страны», — резюмировала Марина Александровна.