Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Если решил спасти звезду

25.01.2013

Я закончил факультет социологии и политологии Ростовского госуниверситета. Родители у меня геологи и может быть они хотели, чтобы я пошел по их стопам. Я даже ездил на олимпиаду по геологии. Но в какой-то момент всем стало понятно, что естественные науки ; не мое призвание.

 Я все-таки гуманитарий. В 11 классе, перед окончанием, я узнал про такое направление, как социология и оно меня заинтересовало. Задался целью узнать об этой специальности побольше, читал книги,  задавал вопросы учителям, потом поехал на факультет, смотрел расписание, какие предметы там преподают, общался со студентами. Мне стало интересно, и я решил поступать. А на факультет «Регионоведение» меня пригласил мой наставник Юрий Григорьевич Волков в аспирантуру. Я писал диссертацию о молодежном экстремизме. Было проведено очень много интересных исследований, даже приходилось общаться со скинхедами. К сожалению, стоит признать, что тема экстремизма и межнациональных отношений была и остается актуальной для юга России, в котором мы живем. Об этих проблемах в данный момент я и пишу докторскую диссертацию.

В новом костюме

Должность декана я занял полтора года назад. Это, конечно, было неожиданно. Помню, вечером 31 августа меня вызвал руководитель института и сообщил, что принято решение о моем назначении и с 1 сентября уже надо выходить на работу и поздравлять первокурсников с первым учебным днем, вручать им студенческие билеты. Это было в 8 часов вечера. Я сразу вызвал такси и поехал покупать себе новый костюм. Первое время было сложно. Нужно было по-новому выстраивать отношения с коллегами, которые знали меня как аспиранта, потом обычного преподавателя. Кроме того, довольно сложно было привыкнуть к новому расписанию, фиксированному рабочему дню. Научная деятельность, которой я занимался до этого, предполагала более свободный график.

О нерадивых студентах и морских звездах

Не могу сказать, что я мягкий человек. Но часто проникаюсь проблемами студентов. Очень сложно отчислить человека, когда он смотрит на тебя глазами кота из мультфильма «Шрек» и говорит, что исправится. Я почему-то всегда верю. Как-то обсуждал эту тему с одним бизнес-тренером. Он рассказал такую притчу. На побережье океана каждый год выбрасывает множество морских звезд. В течение дня они погибнут. Каждый год в это место приезжает большая группа ученых-биологов, которые изучают эти звезды. И однажды они увидели мальчика. Он брал по одной звезде и бросал их в воду. Ученые ему говорят: «Что ты делаешь? Ты ведь все равно не сможешь их всех спасти». А он отвечает: «Это вы скажите той звезде, которую я только что бросил в воду». Иногда я чувствую себя таким мальчиком. Надо верить человеку до конца. Не опускать руки, если решил спасти звезду.

Не ребрендинг

Безусловно, появление ЮФУ — не просто ребрендинг. По сравнению с РГУ в два раза увеличилось количество факультетов, появились новые специальности. РГУ был известен в стране, но занимал определенную нишу. ЮФУ — более амбициозный проект. Здесь занимаются более глобальными темами: высокие технологии, фундаментальные научные разработки, региональная политика на Кавказе, сейчас идет речь об открытии филиала в Лондоне и т. д. Возможно, кому-то может показаться, что эти амбиции не оправданы. Но без громких заявлений и серьезных целей довольно сложно перестать быть региональным вузом и выйти на высокий международный уровень.

Правила руководителя

Помню, Евгений Примаков в одном из интервью говорил, что руководитель общается не только с «золотыми руками» и «умными головами», но еще и с людьми, с их характерами, привычками и судьбой. Еще одно правило, близкое мне, сформулировал Юрий Андреевич Жданов. Он считал, что в коллективе должен быть управляемый хаос. То есть, давая максимальное количество свободы сотрудникам, нужно всегда держать курс на поставленную задачу. В среде творческих людей хаос просто неизбежен. Иначе ни о какой креативности речи быть не может.

О науке

На науку, к сожалению, остается меньше времени, чем хотелось бы. Зачастую приходится задерживаться на работе допоздна. Много времени уделяется различным коммерческим исследовательским проектам, например, замерить политический рейтинг перед выборами, оценить эффективность рекламной кампании, известность бренда и многое другое.  Сейчас мы делаем социологический портрет молодежи Ростовской области для Комитета по молодежной политике. Вышла книга по армянским диаспорам, по донскому казачеству, закончен проект «О чем мечтают жители Ростовской области». Кстати, они мечтают о справедливости.  Недавно из типографии забрали коробку с книгами, посвященными феномену агрессии. Эта тема очень актуальна. За рубежом на изучении агрессии выделяются очень серьезные средства, особенно после событий, которые произошли в Норвегии, происходят в США.

Ставка на разум

Интуиция помогает в работе, но я все-таки больше рациональный человек. Перед сном всегда на отдельном листке составляю список дел на следующий день, расставляя их в том порядке, в каком их нужно сделать. Если говорить о решениях, то здесь, конечно, бывает по-разному. Хотя я очень редко делаю что-то, не подумав.

О КВН

КВН было просто увлечением. Я с самого начала понимал, что серьезно заниматься этим не буду. На двух стульях очень тяжело сидеть. Я сейчас об этом говорю нашим студентам-квнщикам. Но тем не менее определенную пользу это принесло — проще стало общаться с людьми. На первых курсах университета, помню, я был достаточно застенчив. Выступление на сцене придает уверенности.

Отцовский совет

Когда мне исполнялось 18 лет, отец сказал тост. Он пожелал мне успеха и добавил, что очень важно быть готовым к счастливой случайности. В какой-то момент жизнь может предложить хорошую возможность, но не все способны увидеть ее, оценить и воспользоваться. Это как в старом анекдоте, когда человек во время наводнения ждал, что его спасет Бог. А мимо проплывали лодки, бревна, которые и были посланы для его спасения, но он этого не понял. Надеюсь, что пока в жизни всеми своими счастливыми случаями у меня получилось воспользоваться.

Портрет соискателя

В России существует многоуровневая структура педагогического образования. Педагогов готовят в средних специальных и высших заведениях. Для работы в высших учебных заведениях преподавателям необходимо закончить аспирантуру и докторантуру, после чего специалисту присваивается ученая степень, он получает возможность обучать в вузах, а также заниматься научно-исследовательской деятельностью.  В зависимости от того, в какой области науки специалист получил степень, он может преподавать один или ряд предметов в вузах.
По данным HeadHunter, портрет соискателя – преподаватель в Ростовской области выглядит следующим образом: 84% представителей профессии –  женщины. Большинство соискателей (62%) находятся в возрастном интервале от 22 - 35 лет, 13% – от 36 до 45 лет. У 91% представителей профессии есть высшее образование, у оставшихся 9% – образование среднее специальное. Английским языком на уровне чтения профессиональной литературы владеет 51% соискателей. Основная часть кандидатов (59%) имеет опыт работы от 3 до 6 лет.
Для преподавателя помимо высокой квалификации и знаний своего предмета необходимо иметь лидерские качества, уметь увлекать аудиторию своим предметом. Иметь практический опыт в предмете, для того чтобы общаться со студентами, предоставляя больше жизненных примеров. В системе образования есть иерархия, и достигнуть высших позиций в учебном заведении можно, пройдя определенный путь, получив ученую степень, заслуги в научно-исследовательской деятельности. Также для преподавателя открыты возможности консалтинговой, предпринимательской деятельности.
Зачастую вузы не ведут активного поиска внешних сотрудников, так как сами подготавливают и «выращивают» свой преподавательский состав. Многие студенты, продолжая путь в аспирантуре, остаются в своем вузе и на своей кафедре, и работают там продолжительное время. В среднем в сентябре-ноябре 2012 в сфере образования предлагали заработную плату 21 000 руб. в месяц, а ожидания соискателей несколько выше – 25 000 руб. в месяц. Заработная плата преподавателей вуза может быть больше, в зависимости от нагрузки, коэффициентов.

Константин Щербинин