Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Продолжение следует...

21.12.2012

В декабре исполняется 50 лет журналистскому образованию на Дону. Выпускники журфака ЮФУ (РГУ) работают сегодня в областных и центральных изданиях газет и журналов, на телевидении, в отделах по связям с общественностью, пишут книги и сценарии, преподают на любимом журфаке.

 В преддверии юбилея мы попросили ответить их на наши вопросы:

1. Почему вы решили поступить на журналистику?

2. Что удивило на отделении журналистики, когда поступили?

3. Кто из преподавателей и чем запомнился?

4. Какой бы вопрос вы задали себе?

5. Чтобы вы пожелали факультету?

 Татьяна ЗАСОРИНА, выпускница факультета филологии и журналистики РГУ 1980 года, руководитель Ростовской телевизионной школы «ТЭФИ» при медиапарке «Южный регион — ДГТУ»:

1. На самом деле ответ очень простой. В 10-м классе появилась замечательная учительница русского языка и литературы, которая нас «подсадила» на «Комсомольскую правду». А поскольку я неплохо писала, она мне предложила написать заметку в газету. Я написала материал в районную газету, и его опубликовали, практически без правки. Даже оставили мой заголовок, а потом заплатили гонорар, первые в жизни 4 рубля 62 копейки. И это все определило.

2. Меня многое удивляло. Потому что я приехала из сельской глубинки. Удивила научная библиотека, где мы писали вступительное сочинение. Яков Романович Симкин, потому что декан для меня тогда был каким-то недостижимым и непостижимым. И когда я увидела себя в списке зачисленных, я не очень в это поверила, мне нужна была какая-то бумажка о зачислении. Я пришла к нему и сказала: «Дайте мне справку, что я студентка». Он посмотрел на меня с интересом и сказал: «Ты что, слову декана не веришь?» Вот это было огромнее удивление.

3. Если говорить о первых занятиях, то самые яркие впечатления, конечно же, от первого семестра и первой сессии, от Ирины Александровны Слезиной, которая у нас преподавала древнерусскую литературу и в перерывах между лекциями смолила «Беломорканал». Она сама была из тогда еще Ленинграда, закончила Ленинградский госуниверситет. Ее лекции мы слушали, раскрыв рот. Естественно, запомнилась Алла Арсентьевна Кузнецова. Незабываемое впечатление от того, как она читала курс античной литературы. И первый тест у нее, наверное, все написали на два, три балла. Удивлением для меня был Марат Тимофеевич Мезенцев, который на каждом курсе раскрывался для меня с разной стороны, и с особенной — когда он поехал нашим руководителем на практику в ГДР. Мы его страшно боялись, но, как оказалось, он был восприимчивым человеком и за все наши шалости только нас журил.

4. Я бы задала два вопроса. Первый: зная все, что со мной случилось за последние 30 лет, поступила бы я на журналистику? И я отвечаю на него: «да». Несмотря на то, что и профессия, и наша жизнь, и СМИ тысячу раз менялись. Это не очень радостная профессия, кроме положительных эмоций, она очень часто доставляет и отрицательные эмоции. Но тем не менее я говорю: «Да», может, потому, что мне нравились и нравятся мой факультет, мои однокурсники и мои преподаватели. А второй вопрос, который я бы себе задала: что значит для меня факультет? Для меня лично — это преподаватели, которые меня учили. Это и Любовь Васильевна Шибаева, и Ирина Семеновна Маилян, Александр Иванович Акопов, Евгений Алексеевич Корнилов, Владислав Вячеславович Смирнов. Но, кроме моих преподавателей, это еще и мои студенты, естественно, дипломники и те, кто делал со мной на факультете самые разные проекты, начиная от газеты «Бедный студент». Ее придумал мой второй курс, и потом она выходила несколько лет. Это и приложение к университетской газете «Игитур», которое придумала Настя Кононова, а потом семь лет она выпускалась только студентами. Это студенты, которые вместе со мной готовили выпуск «Молодого журналиста» к 40-летию журналистики и юбилейный альманах к 90-летию РГУ, и «Лимонах» — к 50-летию университетского «Лиманчика». Что бы о каждом поколении студентов ни говорили, они во все времена — студенты. Есть активные ребята, есть пассивные, есть направленные в себя и вовне. И всегда кто-то что-то делал. Делали «ЖиФы», «Русло», «Преддверье». Были СТЭМы, КВНы, театр «Размазня». Факультет без преподавателей и студентов — это не факультет. Неважно, как он назывался: сначала историко-филологический, потом филологический, сейчас филологии и журналистики, но это — родной факультет. И атмосфера на факультете во все времена была творческой. Все деканы, на моей памяти, всегда поддерживали студентов, поддерживали творчество, охраняли, окрыляли его, делали какие-то послабления тем, кто им занимался, и всем, кто занимался профессией. Потому что в разные годы студенты работали по-разному. Но практически всегда все учились, все искали «свою» редакцию, приходили, подрабатывали во время учебы. Кто-то сначала ради гонораров, кто-то потому, что прикипал душой к той или иной редакции. А кто-то, скажем, курс, на котором учился Сережа Строителев, создали газету «Город N». Игорь Бураков, еще студентом третьего курса, сделал сначала газету «Квартиры Ростова», которая потом стала «Домашней газетой». То есть все воплощали свои профессиональные амбиции, и каждый раз были успехи. Для меня эта творческая атмосфера, наверное, главное, ради чего я бы снова поступила на факультет.

5. Факультету я бы пожелала хорошей материальной базы. Вузы всегда отставали от практики, и, когда мы учились, нас тоже водили на экскурсию в издательство «Молот», где стояли линотипы. И хочется, чтобы факультет, если не перегонял, то догонял время. А для этого ему нужна современная материально-техническая база: теле-, радиостудии, типография, чтобы можно было учить всему, не отходя от кассы. Это пожелание всем — и выпускникам, которые могут чем-то помочь. И, конечно, отметить факультету и 100, и 200 лет. И чтобы те люди, которые будут отмечать эти праздники, вспоминали тех, кто начинал создавать наш факультет, кто выпускался первым, кто оставил свой след в профессии.

Андрей РАКУЛЬ, выпускник факультета филологии и журналистики РГУ 1981 года, главный редактор Южно-Российского выпуска газеты «Коммерсантъ»:

1. Когда учился в школе, посмотрел фильм «Дайте жалобную книгу», в котором снимались молодые тогда актеры Олег Борисов, Анатолий Кузнецов, Лариса Голубкина. Фильм мне очень понравился. Его герои были умными, стильными, мобильными. Олег Борисов играл журналиста, корреспондента газеты «Юность» Юрия Никитина. И мне тоже захотелось стать журналистом. О чем я и сообщил родителям. Родители меня целиком поддержали. Но после школы я решил сначала поступить на истфак, чтобы получить конкретную профессию. Я решил, что для начала надо набраться опыта, а потом уже поступать на журналистику. На истфак я не поступил. И уже со второй попытки поступил прямо на журналистику.

2. Необходимость учиться. В школе знания даются легко, а учеба в университете, тем более на журналистике, — это прежде всего труд. Так в принципе и было, но тогда часть времени тратилась на студенческую жизнь. Этого можно было не делать. Это я понял, когда уже стал работать. Некоторые проблемы в образовании приходится восполнять в процессе работы. Это говорит не о низком образовании, которое дает университет, а о собственной непредусмотрительности. Лучше время учебы тратить на учебу. Факультет филологии и журналистики нашего университета дает такую возможность.

3. Запомнились Грета Эдуардовна Кучерова, преподаватель зарубежной журналистики, Евгений Алексеевич Корнилов, декан факультета, Любовь Васильевна Шибаева, ее информационные жанры. Теперь понимаю, что запомнились все преподаватели. И чем больше жизнь продолжается, тем чаще они вспоминаются.

4. Все ли ты сделал за отведенные пять лет учебы? Нет, не все. А правильно ли ты сделал, что поступил на журналистику? Да, правильно.

5. Чтобы он был!

Владимир ЛАДНЫЙ, выпускник факультета филологии и журналистики РГУ 1982 года, главный редактор Южного выпуска «Российской газеты»:

1. Все банально: на эту профессию меня «подсадили» мама — преподаватель литературы, и отец — полиграфист. С детства помню запах типографии, и уже тогда, в дошкольном детстве, я стал вырезать и собирать «Окна в природу», которые каждую неделю публиковал замечательный журналист «Комсомолки» Василий Песков.

И когда я уже состоялся в профессии и переехал в Москву, в ту самую любимую мной «Комсомолку» в качестве заведующего отделом, кабинет мне выделили наискосок от кабинета того самого Пескова. И я поражался, что за это счастье мне еще и собираются платить деньги. Но, наверное, не сложилась бы так моя жизнь, если бы между этими двумя вехами не стояло обучение на отделении журналистики РГУ.

2. Мне все казалось, что практики на занятиях могло быть и больше. Ну, чтобы выходили бы с этого факультета уже законченными журналюгами, с ходу умеющими делать в газете все. Кстати, теперь я работодатель, и мне все еще хочется того же. И все-таки… Факультет дает нам больше, чем практические навыки. Он дает некую базу знаний, фундамент, а уж там строй на нем, что захочешь. А главное — лучше студенческой жизни все равно ведь ничего нет, особенно на таком факультете, где люди окружают талантливые и творческие.

3. Замечательных преподавателей было много, и, может, потому учиться я любил. Тройка была всего одна: по курсу «История КПСС» — терпеть не мог этот предмет и всегда прогуливал. К экзамену подготовился хорошо, но когда пришел, преподаватель отрезала: больше тройки не получишь, потому что пропускать Историю Партии — это подрыв основ. Декан поддержал: не ходить на такой курс непатриотично.

Ну а потом… Потом пришла перестройка, и эта самая преподаватель, говорят, возглавила коммерческую фирму. А декан уехал жить за рубеж.

Отделение журналистики всегда было на самом острие жизни — и политической, и всякой другой. Не случайно известнейшие люди выходили отсюда. Со мной в группе, например, учился Сергей Цой, ставший потом одним из самых влиятельных медиаменеджеров страны, а годом старше учился Дмитрий Дибров — теперь знаменитый шоумен. Их таланты тоже начали раскрываться уже на факультете — они блистали в самодеятельности.

4. Я спросил бы: правильный ли выбор я сделал, придя сюда учиться. И ответ готов: ни разу в жизни я не пожалел, что выбрал эту профессию.

5. Желаю всегда оставаться молодым и счастливым, и пусть будут сюда самые высокие конкурсы в городе, а потом — самая интересная учеба и самая веселая студенческая жизнь!

Ангелина ГАЛИЧ, выпускница факультета филологии и журналистики ЮФУ 2007 года, корреспондент телерадиокомпании «Дон-ТР»:

1. Я родилась и выросла в Сальске, и для девочки из Сальска словосочетание «Ростовский госуниверситет» звучало как «Оксфорд». Поступить в РГУ, на журфак, как мы его называем, я мечтала со школы. Основательно начала готовиться с 9-го класса. Запаслась методическими пособиями, занималась с репетиторами, писала заметки в районную газету «Сальская степь». Все слабо верили, что я поступлю. Даже моей маме говорили: «У вас есть полторы тысячи долларов?». У нас таких денег, естественно, не было. Я была медалисткой и надеялась, что мои знания не подведут. При поступлении подала документы в два вуза: РГУ и РИНХ. В обоих получила «5». И выбрала факультет филологии и журналистики РГУ. Конкурс в РГУ был высокий. Помню, на сочинении в черновике я поставила в предложении запятую, а в чистовике — нет, видимо, второпях пропустила. Потом была апелляция, на которой декан факультета Евгений Алексеевич Корнилов и преподаватель Екатерина Сергеевна Жак высоко оценили мою работу и вынесли вердикт: принять на факультет. Поступление изменило всю мою жизнь.

2. Меня потрясло инакомыслие и, я бы сказала, светорассуждение однокурсников. Мне казалось, что лучшие ребята собрались здесь, на нашем курсе. Они читали Ницше, других философов, рассуждали на моральные темы, о добре и зле. Мне было интересно с ними.

3. Каких-то курьезных случаев с преподавателями у меня не было. Я любила учиться. Но вот сейчас вспоминаю зачет по древнерусской литературе. Сдавали Екатерине Сергеевне Жак. Она разрешала приносить на зачет карточки на древнерусском языке. Но я умудрилась не просто писать какие-то выдержки на карточках, а еще и анализировать их на древнерусском языке. Потратила на это целую неделю. Я получила зачет. И передала тетрадку с записями однокурснице. Екатерина Сергеевна взяла у нее карточки и увидела «шпоры». Потом она удивлялась: «Как можно было так придумать?» Я так и не призналась, что это были мои записи. Помню преподавателей Андрея Михайловича Бердичевского, Ольгу Ервандовну Гайбарян, Ольгу Анатольевну Джумайло. Это люди не от мира сего. Они оставили след в моей душе. Восхищала их доброта, искренность.

4. Скорее, не вопрос, а рассуждение. Журналистика, а конкретно — жанры, журналистскую этику, которую вели Любовь Васильевна Шибаева, Марина Михайловна Гордеева, то, как они нас учили — такому мало где учат. А учили они нас, я бы сказала, доброй журналистике. Я стажировалась на центральных телеканалах, меня приглашали на работу в РИА «Новости», в программу «Доброе утро, Россия». Посмотрела, как работают журналисты-федералы. Для части моих коллег центральных телеканалов понятие журналистская этика не существует. Только региональные журналисты знают, как в действительности живет страна. Уважающие себя издания, как «Наше время», «Крестьянин», «Дон-ТР», отражают жизнь, людей такой, какая она есть. Я это называю качественной журналистикой. Этому нас учили преподаватели, этому учит сама жизнь. Поэтому я не уехала в Москву, а осталась работать в нашем регионе.

5. Желаю факультету, его преподавателям умных, ищущих студентов. А выпускники чтобы радовали своими творческими взлетами и удачами в профессии.

Ирина Хансиварова