Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Уроки жизни научного сотрудника Северо-Кавказского научного центра ЮФУ

10.09.2012

Сегодня исполняется 80 лет Николаю Степановичу Авдулову ; ведущему научному сотруднику Северо- ведущему научному сотруднику Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета. Накануне юбилея Николай Степанович вспомнил ситуации, которые послужили уроками на долгие годы его жизни, и делится ими с читателями газеты.

 Давным-давно, когда я учился в пятом классе, домашнее задание выполнил с особым старанием, и мне так понравилось то, что я сделал, что я не удержался, поставил себе "отлично". На другой день учительница перечеркнула "отлично" и поставила "плохо". С тех пор я старался сам себя не оценивать, не переоценивать сделанное, свои возможности и способности.
Во время учебы в Ростовском военно-инженерном училище преподаватель математики постоянно требовал при ответе на поставленные вопросы просчитывать до десяти. По его мнению, этого времени достаточно для понимания и осмысления вопроса. Этого совета я придерживаюсь в своей жизни, и это зачастую помогает избавиться от лишних слов и необдуманных поступков.
В первое время службы в армии в Мурманской области пришлось исполнять обязанности секретаря комсомольской организации воинской части. Возникла необходимость выехать в РК ВЛКСМ, который находился в 120 км от расположения воинской части. Способ один - на попутной большегрузной машине, которая перевозила никелевую руду. Я так и сделал, обратился с просьбой к водителю. После приезда в конечный пункт я (как мне советовали) предложил водителю 25 рублей за услугу. В ответ на это он с негодованием заявил: "Что это еще за барские замашки. Зачем меня оскорблять. Я рабочий человек и способен заработать столько, сколько мне надо". Мне пришлось извиниться и поблагодарить. На обратном пути уже другому водителю по окончании поездки я сказал "Спасибо", он ответил "Возьми спасибо себе".
Этот эпизод постоянно вспоминается, когда я оказываюсь в подобных ситуациях. И находить правильное решение бывает очень трудно, особенно в наши дни.
Иной раз, после чтения лекции, я просил у 4-5- студентов их конспекты, чтобы узнать, что им удалось записать, и всякий раз поражался тому, что там было написано. Более 50% записей не имели даже косвенного отношения к тому, о чем я говорил в лекции. Почему это происходило? Да потому, что, оказывается, студент, как и любой человек, видит и слышит только то, что хочет и что способен понять и принять. Он записывал не мою лекцию, а свое понимание услышанного. Это стало для меня поводом: одну и ту же мысль повторять 2-3 раза в разных выражениях, на разных примерах и избегать непонятных слов и терминов.
Как работнику обкома партии мне было поручено сопровождать делегацию немецких ученых. Для встречи с первым секретарем обкома И.А. Бондаренко был назначен и день, и час. Делегация вошла в зал встречи на одну минуту раньше назначенного. Встреча прошла тепло и по-деловому. После встречи я получил замечание за то, что делегация вошла в зал раньше установленного времени. Это был урок для меня: как важно быть пунктуальным и ценить свое и чужое время.
В свое время были открыты архивные документы известного автора теории относительности А. Эйнштейна. Среди них были обнаружены письма, адресованные разным женщинам в разное время. В печати возникла дискуссия о том, публиковать эти письма или не публиковать. Поинтересовался мнением Ю.А. Жданова по этому поводу. Сошлись на том, что - не надо. Эйнштейн был и оставался выдающимся ученым в истории человечества. А выискивать что-то сугубо личное, тем более интимное, недостойно.
Поучительной была акция, связанная с тем, чтобы детские дома в нашей области бесперебойно снабжались яблоками, с расчетом - одно яблоко каждому ребенку в день. Все организационные вопросы были решены. "Донплодпром" в своих хранилищах заложил необходимое количество фруктов, руководители детских домов могли в любое время на бесплатной основе получать эти яблоки. Однако неоднократные проверки показали, что акция была сорвана, дети не получали яблоки каждый день. Выяснился просчет организаторов этой акции. Не учитывался интерес воспитателей и обслуживающего персонала.
Яблок на всех не хватало. Вывод: в любом деле важно и нужно учитывать интерес всех участников акции.
На вооружении в моей жизни были пожелания неизвестного мне автора: Не живите уныло.
Не жалейте, что было.
Не гадайте, что будет.
Берегите, что есть… Жизнь продолжается и преподносит каждому свои уроки. Важно научиться их осваивать и учитывать в своей жизни.