Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Театр со студенческим лицом

15.05.2012

Заметки с фестиваля ЮФУ "Весна-2012" Такая была замечательная традиция в Ростовском университете - на каждом факультете жил активной творческой жизнью и собирал публику любительский театр: и драматический, и малых форм, и близкий к нему СТЭМ. Прижухнув в 90-е годы, он возродился усилиями новой молодой команды, и студенческие "весны" вновь привлекают к себе всеобщее внимание. Нынче 16 фестивальных вечеров ЮФУ (а в его структуру входят, кроме университета, и неснолько институтов) включали большие концертные программы и одноактные спектакли, о которых и пойдет речь.

 Поскольку студенческий театр не озабочен зарабатыванием денег, то ему и коммерческие пьесы ни к чему. Правда, одна из них - сборной факультетов "Турмалина" - все же в фестивальной афише была: "Смешные деньги" Р.Куни, драматурга, который "кормит" театры страны уже несколько десятилетий.
Здесь, конечно, были другие мотивы: лихо закрученная интрига, забавная цепь недоразумений - отчего бы и не повеселить публику? Комедии показали и геологи ("Человек из шкафа" А. Винокурова ), институт экономики и внешнеэкономических связей ("8 любящих женщин" Р Тома), факультет филологии и журналистики (тоже бессчетно тиражируемый на отечественной сцене чеховский "Юбилей"). Спектакли выигрывали в основном за счет двух-трех артистов, уже имеющих сценический опыт и чувствующих природу жанра. А студенты с отделения регионоведения в постановке водевиля "Беда от нежного сердца" В. Соллогуба развернулись с неожиданной широтой, явив полноценную, во всех подробностях сценографию, богатство костюмов, а главное - ансамблевость исполнения.
Нешуточную отвагу проявили несколько факультетов, взявших к постановке такие сложные пьесы, как "Нас обвенчает прилив" Ж. Ануя - биофак, притчу "Урод" М. Майенбурга - факультет высоких технологий, "Девятый праведник" Е. Юрандота - истфак, "Слепой художник в темной комнате" О. Зверлиной - юрфак, "Тот самый Мюнхгаузен" Корина -институт архитектуры и искусств, "Тень" Е. Шварца - факультет математики, механики и компьютерных наук. Что же касается химического и физического факультетов, показавших спектакли "Шагреневая кожа" по Бальзаку и "За миллиард лет до конца света"
Стругацких, то перед ними еще и стояла задача сделать из прозы пьесы, и - заметьте! - из объемной прозы короткие инсценировки. А выступления Таганрогского технологического института и экономического факультета университета можно числить по ранжиру эксперимента. Талантливая таганрогская труппа, хорошо обученная и сценически обаятельная, показала пластический спектакль "На рассвете" с самостоятельно рожденной фабулой истории о людской вражде, которая непременно должна закончиться миром. А экономический факультет представил авторскую пьесу "Джумео и Рометта" - искренний рассказ о превратностях любви.
Никаким огрехам (от которых, между прочим, не свободна и профессиональная сцена) не стоило удивляться, когда выяснялось, что в половине спектаклей есть ребята, вообще впервые вышедшие на сцену.
Удивляться и радоваться следовало умению режиссеров-студентов (только двумя театрами ЮФУ руководят профессиональные артисты и еще одним - режиссер по профессии) дать внятное решение драматургического материала. При всех слабостях, касающихся построения спектаклей, владения речью, искусства партнерства, стоит отдать должное попыткам собственной трактовки. Это относится к спектаклям "Урод", "Слепой художник в темной комнате", отчасти - к "Девятому праведнику".
Театр "Самокат", в котором играют студенты мехмата, показал двухчасовую "Тень" -изобретательное, яркое, хоть и не безупречное зрелище, в котором заняты и одаренные артисты, воспитанные в этом коллективе, и дети подросткового возраста.
Сюрпризом фестиваля стал "Тот самый Мюнхгаузен". Хотя и на прошлогоднем фестивале институт архитектуры и искусств представил умный, вполне профессионально сыгранный спектакль, нынешний поразил оригинальностью и скрупулезностью изобразительного решения - это тонкая, филигранная резьба по бумаге, главному материалу и оформления, и костюмов. Над воплощением чудного замысла работали, кроме постановщиков, целые бригады (больше 25 человен!) художников, декораторов, дизайнеров, визажистов, специалистов по звуку... Ну, просто театральный холдинг
В "Мюнхгаузене" тоже играли и новички, и "аксакалы", и разница их уровней по части владения речью ощущалась, но жесткий режиссерский "каркас" крепко держал общую архитектонику спектакля. Все исполнители овладели стилем игры в полумасках, завораживая публику ее карнавальным блеском, обостряющим парадоксы необычной судьбы барона Мюнхгаузена...
Театр - дело тонное, кто ж поспорит! И студенческому театру эти тонкости, как видим, вполне по силам.