Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

А вы говорите - инновации!..

12.04.2012

Труден и неисповедим путь того, кто в нашей стране решился на внедрение собственной научной разработки. О том, как это происходит в российской действительности, "Молоту" рассказал Анатолий Пономаренко, замдиректора по инновационной деятельности и прикладным исследованиям НИИ физической и органической химии ЮФУ.

Не секрет, что многое в этом мире держится на личных связях. И люди, занимающиеся делами в одной и той же сфере, как правило, знают друг друга. Есть в НИИФОХе ЮФУ отдел, который занимается клеями и смазками, и есть Российская железная дорога, у которой возникла проблема - защита тормозной системы вагонов от обледенения.
Железная дорога своими научно-исследовательскими заведениями располагает. Но и здесь не знали, как эту проблему решить. РГУПС прекрасно может справиться со многими проблемами, но профиль адгезионных покрытий, тех самых, что от обледенения защищают, - не их профиль. А в НИИФОХе этими материалами занимались, когда разрабатывали прочные клеи.

Федеральная пассажирская компания, дочернее предприятие ОАО "РЖД", объявила конкурс для тех, кто готов проблему обледенения решить. В НИИФОХе заранее знали, что такой тендер готовится, потому стали к нему готовиться, проводя соответствующие изыскания. Но чиновники работают медленно... У самого института права на заключение договора и участие в конкурсе нет - он не самостоятельное юрлицо. И надо было убедить участвовать в этом тендере руководство университета и собрать за малый срок огромное количество документов. Но это сделать удалось, как удалось и вовремя доставить этот тюк документации в проводящую конкурс организацию.

Тендер ростовские химики выиграли, но получалось, что работу им можно начать с... 10 декабря (дата подписания самого договора), а 31 декабря - ее сдать. А сам-то договор - на миллионы рублей, и все деньги до 31 декабря необходимо было потратить. Кто из получавших средства "на науку" не знаком с такими ситуациями?!.

Поскольку наши ученые с такими вещами сталкиваются не в первый раз, изыскания по теме, как уже сказано, шли несколько месяцев, и результаты были представлены в срок. Даже испытания удалось провести на вагонах поезда "Ростов-Москва". Со сдачей работы, то есть подписанием документов, тоже были проблемы - никто не верил, что работа выполнена. Отчет о выполнении договора занимал 500 страниц. Правда, было сказано, что отвечать за все будет Анатолий Григорьевич - головой отвечать. Правда, этой головой можно ответить и не за такое.

А вы говорите - инновации!.. Приводит Анатолий Пономаренко и другой пример, демонстрируя присадку к двигателю, которая в буквальном смысле слова двигатель возрождает, увеличивая его мощность на 10 процентов. На Кубани главный инженер одного хозяйства попросил эту присадку от отчаяния. У одного из тракторов двигатель работал еле-еле, а сев надо было закончить вовремя. И трактор, где использовалась эта присадка, не только закончил сев, но и отпахал и отсеял озимый клин. Называется сама присадка "Автодоктор Комол", возможно ее применение и на грузовых, и на легковых автомобилях. Есть один предприниматель, который ее собирается производить, правда, пока только собирается...

А вы говорите - инновации!.. А сотрудничество с волгоградцами такое получилось. В Ростове работают над лекарственными препаратами сотрудники НИИФОХа, в Волгограде их испытывают в медицинском университете. Пока на организуемый в Волгоградской области фармацевтический кластер придут обещанные федеральные средства, одна подмосковная фармфирма уже изъявила желание ряд лекарств выпускать, предлагая средства на приобретение патентов. Сейчас идет оформление документов. Медленно идет, и не факт, что когда вся бумажная волокита закончится, у фирмы еще будут средства и желание работать в этом направлении.

И это еще не самая большая неприятность. Предприятие, которое в России готово внедрить изобретение (да и просто нормально работающее предприятие), подвержено воздействию такого количества проверяющих, что сто раз подумаешь, прежде чем связаться с чем-то новым и этому самому проверяющему неизвестным. На дверях одного из донских предприятий вывешен список тех, кто имеет право проходить сюда без пропуска - таких проверяющих организаций оказалось в этом списке 64!

А вы говорите - инновации!..