Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
С высоты XXI века видно, что стратегия развития Ростовского государственного университета (с 2006 года - Южный федеральный университет) в конце 60-х и в 70-х годах XX века была связана с реализацией Ю.А. Ждановым двух ключевых принципов развития классического университета: принципа единства образовательного и исследовательского процессов и принципа развития университета как центра образования науки и культуры региона (т. е. всемерная поддержка региональной миссии университета).
В конце 50-х годов, когда Ю.А. Жданов стал ректором РГУ, в системе высшей школы (и в целом в системе управления экономикой) доминировал отраслевой принцип специализации и локализации вузов. Их научная деятельность имела вспомогательный характер и не определяла направления и содержания образовательного процесса.
Ю.А. Жданов впервые реализовал на Юге России предметно-материализованную форму единства образования и науки, создав в университете комплекс НИИ по всем основным направлениям естественных наук - физики, химии, математики и механики, биологии, а также обществоведческого профиля. Тем самым была заложена основа единства естественнонаучной и гуманитарной составляющих образовательного процесса в классическом университете. Межпредметные, междисциплинарные связи в образовательном процессе и исследовательской практике стали реальностью, существенно расширив горизонты вуза в подготовке специалистов. Университет получил мощный толчок к развитию в качестве научно-образовательно-инновационного комплекса.
Второй принцип развития классического университета был блестяще материализован в созданном в 1969 году Северо-Кавказском научном центре высшей школы. Главной своей функцией - организационно-координирующей - он изначально был развернут в сторону Северного Кавказа, ориентируя вузы на более активное участие в разработке социально-экономических проблем регионов. Так Ю.А. Жданов впервые в России реализовал модель сетевого университета.
Была разработана и последовательно осуществлялась концепция университета как центра образования, науки и культуры региона. Ее поддержали сеть координирующих структур (отделений, советов и т. п.), проведение общерегиональных научных конференций, совместные коллективные научные труды, издание научных журналов...
Университеты Северного Кавказа весьма продуктивно развили свои региональные миссии, внесли существенный вклад не только в подготовку кадров для своих локалитетов, в решение прикладных проблем производства и социальной сферы, но и в развитие культуры, расширение пространства региональной и этнокультурной идентичности, взаимообогащение народов Северного Кавказа и русской культуры.
В 90-е годы рыночные реформы атомизировали вузы, снизили уровень социального обмена в образовательном пространстве региона. Соответственно, региональная миссия РГУ (как и СКНЦ ВШ) ослабла, оказалась в значительной мере невостребованной.
При создании в 2006 году Южного федерального университета его региональная миссия была конституирована как одна из ключевых. После более чем десятилетнего перерыва потребовалась разработка новых стратегий и инструментов реализации этой миссии классического университета. Однако она соотносится уже с другой внешней средой, да и сами классические университеты, исходно построенные по модели университета Гумбольдта, претерпела существеннее изменения.
Если в основу идеи классического университета были заложены принципы отрицания утилитарного взгляда на образование, приоритет фундаментально-теоретического знания, важность гуманитарного образования, то для условий существования современного университета характерны возрастающая прагматика, распространение правил рынка на все стороны жизни человека, в том числе образование, усиление социальной дифференциации и фрагментации общества.
Утилитарный, практикоориентированный характер современного университета, поддержанный и закрепленный в принципах Болонского процесса, привязал его к рынку, причем к возникшему глобальному рынку с его доминированием конкуренции,'межрегиональным перемещением компетенции, территориальной мобильностью, унифицированными программами.
Все это дало право известному канадскому специалисту по проблемам образования Биллу Ридингсу заявить: «Университет пережил свое историческое оправдание и сегодня не исполняет общественной миссии, превратившись в институт, формируемый не национальным государством, а корпоративным капитализмом».
Изменились не только стратегические ориентации университета, но и его организационные формы. Возникли новые типы университетов, «подстроенные» под динамику рынка и конъюнктуру спроса: бизнес-школы, корпоративные университеты, тренинговые системы, консорциумы университетов.
Но самое главное - развились университеты, максимально использующие возможности информационно-цифровых систем для дистанционного образования открытого типа: телеуниверситеты, виртуальные университеты, электронные распределенные университеты. Последний тип наиболее полно выражает надрегиональную, глобальную ориентацию университета.
В электронном распределенном университете базой образовательной системы являются индивидуально-ориентированные образовательные технологии, электронные сети («цифровой кампус»). А территориальная структура включает головной кампус и сеть филиалов, представительств, центров и точек доступа, объединенных единой информационной сетью.
Таким образом, глобализация рынка образовательных услуг, доминирование на нем спроса транснациональных корпораций, унификация и стандартизация образовательных программ как обычного товара на рынке, тотальное развитие дистанционного, открытого образования, расширение образовательного пространства электронных распределенных университетов размывают региональную миссию университета, ставят вопрос о национальной (страновой) его идентичности.
В одном из крупных полиэтнических регионов - Юге России - «перепрограммирование» управления реализовалось в создании двух федеральных округов - Южного и Северо-Кавказского. В последние два десятилетия произошло усиление фактора этнической и культурной идентичности в организации региональных систем образования. В частности, это проявилось в дальнейшей этнизации локалитетов (тенденции к моноэтничности состава населения), усилении роли конфессионального фактора в структурировании образовательного пространства, этнизации бизнеса и, соответственно, спроса на образовательные услуги, формировании неформальных структур гражданского общества по национальным, этническим, культурно-профессиональным основаниям.
Сценарий развития региональных систем образования, актуализирующих этнокультурную идентичность и социально-экономическое своеобразие регионов, раскрывается в Проекте секретариата ОЭСР «Будущее университетов».
Наряду со сценарием развития высшего образования как открытого сетевого сообщества, основой которого являются интернационализация, сетевое взаимодействие, сотрудничество и участие (а не конкуренция стейкхолдеров образования), или сценарием, где высшее образование развивается как корпорация на глобальном рынке, проектом предусматривается и сценарий развития образования, служащего интересам и потребностям региональных и местных сообществ. При этом развитие университетов основывается на: 1) ориентации на регион, 2) глубокой интеграции в жизнь регионов и практику социально-экономического стратегирования, 3) объединении образования, науки и культуры.
Стратегия развития Южного федерального университета соответствует именно этому сценарию развития, обозначенному в Проекте секретариата ОЭСР.
Одна из глобальных стратегических целей развития ЮФУ определена так: «Способствовать развитию региональной экономики, формированию реализации инновационного сценария развития ЮФО и России».
ЮФУ выступает как важный градообразующий фактор в региональной системе расселения; в качестве источника воспроизводства кадров специалистов и ученых высшей квалификации для самих университетов, образовательной системы регионов,
в том числе для школ, воспитания интеллектуальных лидеров; производителем социально-образовательных и социокультурных услуг для населения региона; производителем научного продукта, экспертных, консультативных услуг; в качестве источника развития интеллектуальной, академической деятельности; в роли хранителя этнокультурного сознания, традиций, духовной культуры народов, проживающих в регионе.
Идеи Ю.А. Жданова о ключевой роли региональной миссии классического университета, пройдя 40-летний путь проверки практикой в советское и постсоветское время, преобразуясь и модифицируясь в новой исторической реальности, остаются бесценной частью его творческого наследия.
Региональная миссия университетов поддерживается ведущими кафедрами 36-ти факультетов, тремя учебными институтами, 21-м филиалом, 70-ю научными структурными подразделениями и 20-ю структурами инновационной деятельности, ориентированными на исследование и разработку естественных производительных сил Юга России.
Университет - региону
Интеллектуальные продукты и услуги ЮФУ на юге страны: