Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Открыт миру, полезен региону

17.02.2012

Юрий Семенович КОЛЕСНИКОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом региональной экономики и социологии Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем, заведующий кафедрой прикладной социологии Южного федерального университета, заслуженный работник высшей школы РФ.

С высоты XXI века видно, что стратегия развития Ро­стовского государственного университета (с 2006 года - Южный федеральный университет) в конце 60-х и в 70-х годах XX века была связана с реализацией Ю.А. Ждановым двух ключевых принципов развития классического университета: принципа единства образовательного и исследо­вательского процессов и принципа развития университета как центра образования науки и культуры региона (т. е. всемерная поддержка региональной миссии университета).

В конце 50-х годов, когда Ю.А. Жданов стал ректором РГУ, в системе высшей школы (и в целом в системе управления экономикой) доминировал отраслевой принцип специализации и локализации вузов. Их научная деятельность имела вспомога­тельный характер и не определяла направления и содержания образовательного процесса.

Ю.А. Жданов впервые реализовал на Юге России предмет­но-материализованную форму единства образования и науки, создав в университете комплекс НИИ по всем основным на­правлениям естественных наук - физики, химии, математики и механики, биологии, а также обществоведческого профиля. Тем самым была заложена основа единства естественнонаучной и гуманитарной составляющих образовательного процесса в классическом университете. Межпредметные, междисципли­нарные связи в образовательном процессе и исследовательской практике стали реальностью, существенно расширив горизонты вуза в подготовке специалистов. Университет получил мощный толчок к развитию в качестве научно-образовательно-иннова­ционного комплекса.

 

Второй принцип развития классического университета был блестяще материализован в созданном в 1969 году Северо-Кавказском научном центре высшей школы. Главной своей функцией - организационно-координирующей - он изначально был развернут в сторону Северного Кавказа, ориентируя вузы на более активное участие в разработке социально-экономи­ческих проблем регионов. Так Ю.А. Жданов впервые в России реализовал модель сетевого университета.

Была разработана и последовательно осуществлялась кон­цепция университета как центра образования, науки и культуры региона. Ее поддержали сеть координирующих структур (отде­лений, советов и т. п.), проведение общерегиональных научных конференций, совместные коллективные научные труды, изда­ние научных журналов...

Университеты Северного Кавказа весьма продуктивно развили свои региональные миссии, внесли существенный вклад не только в подготовку кадров для своих локалитетов, в решение прикладных проблем производства и социальной сферы, но и в развитие культуры, расширение пространства региональной и этнокультурной идентичности, взаимообогащение народов Северного Кавказа и русской культуры.

В 90-е годы рыночные реформы атомизировали вузы, снизили уровень социального обмена в образовательном пространстве региона. Соответственно, региональная миссия РГУ (как и СКНЦ ВШ) ослабла, оказалась в значительной мере невос­требованной.

При создании в 2006 году Южного федерального университета его региональная миссия была конституирована как одна из ключевых. После более чем десятилетнего перерыва потребо­валась разработка новых стратегий и инструментов реализации этой миссии классического университета. Однако она соотно­сится уже с другой внешней средой, да и сами классические университеты, исходно построенные по модели университета Гумбольдта, претерпела существеннее изменения.

Если в основу идеи классического университета были заложе­ны принципы отрицания утилитарного взгляда на образование, приоритет фундаментально-теоретического знания, важность гуманитарного образования, то для условий существования современного университета характерны возрастающая праг­матика, распространение правил рынка на все стороны жизни человека, в том числе образование, усиление социальной дифференциации и фрагментации общества.

Утилитарный, практикоориентированный характер со­временного университета, поддержанный и закрепленный в принципах Болонского процесса, привязал его к рынку, при­чем к возникшему глобальному рынку с его доминированием конкуренции,'межрегиональным перемещением компетенции, территориальной мобильностью, унифицированными про­граммами.

Все это дало право известному канадскому специалисту по проблемам образования Биллу Ридингсу заявить: «Универ­ситет пережил свое историческое оправдание и сегодня не исполняет общественной миссии, превратившись в институт, формируемый не национальным государством, а корпоратив­ным капитализмом».

Изменились не только стратегические ориентации универ­ситета, но и его организационные формы. Возникли новые типы университетов, «подстроенные» под динамику рынка и конъюнктуру спроса: бизнес-школы, корпоративные универ­ситеты, тренинговые системы, консорциумы университетов.

Но самое главное - развились университеты, максимально использующие возможности информационно-цифровых систем для дистанционного образования открытого типа: телеунивер­ситеты, виртуальные университеты, электронные распределен­ные университеты. Последний тип наиболее полно выражает надрегиональную, глобальную ориентацию университета.

В электронном распределенном университете базой образо­вательной системы являются индивидуально-ориентированные образовательные технологии, электронные сети («цифровой кампус»). А территориальная структура включает головной кампус и сеть филиалов, представительств, центров и точек доступа, объединенных единой информационной сетью.

Таким образом, глобализация рынка образовательных услуг, доминирование на нем спроса транснациональных корпора­ций, унификация и стандартизация образовательных программ как обычного товара на рынке, тотальное развитие дистанци­онного, открытого образования, расширение образовательного пространства электронных распределенных университетов размывают региональную миссию университета, ставят вопрос о национальной (страновой) его идентичности.

В одном из крупных полиэтнических регионов - Юге Рос­сии - «перепрограммирование» управления реализовалось в создании двух федеральных округов - Южного и Северо-Кавказского. В последние два десятилетия произошло усиление фактора этнической и культурной идентичности в организации региональных систем образования. В частности, это про­явилось в дальнейшей этнизации локалитетов (тенденции к моноэтничности состава населения), усилении роли конфес­сионального фактора в структурировании образовательного пространства, этнизации бизнеса и, соответственно, спроса на образовательные услуги, формировании неформальных структур гражданского общества по национальным, этниче­ским, культурно-профессиональным основаниям.

Сценарий развития региональных систем образования, актуализирующих этнокультурную идентичность и социально-экономическое своеобразие регионов, раскрывается в Про­екте секретариата ОЭСР «Будущее университетов».

Наряду со сценарием развития высшего образования как открытого сетевого сообщества, основой которого являются ин­тернационализация, сетевое взаимодействие, сотрудничество и участие (а не конкуренция стейкхолдеров образования), или сценарием, где высшее образование развивается как кор­порация на глобальном рынке, проектом предусматривается и сценарий развития образования, служащего интересам и потребностям региональных и местных сообществ. При этом развитие университетов основывается на: 1) ориентации на регион, 2) глубокой интеграции в жизнь регионов и практику социально-экономического стратегирования, 3) объединении образования, науки и культуры.

Стратегия развития Южного федерального университета со­ответствует именно этому сценарию развития, обозначенному в Проекте секретариата ОЭСР.

Одна из глобальных стратегических целей развития ЮФУ определена так: «Способствовать развитию региональной экономики, формированию реализации инновационного сценария развития ЮФО и России».

ЮФУ выступает как важный градообразующий фактор в реги­ональной системе расселения; в качестве источника воспроиз­водства кадров специалистов и ученых высшей квалификации для самих университетов, образовательной системы регионов,

в том числе для школ, воспитания интеллектуальных лидеров; производителем социально-образовательных и социокультурных услуг для населения региона; производителем научного продукта, экспертных, консультативных услуг; в качестве источ­ника развития интеллектуальной, академической деятельности; в роли хранителя этнокультурного сознания, традиций, духовной культуры народов, проживающих в регионе.

Идеи Ю.А. Жданова о ключевой роли региональной миссии классического университета, пройдя 40-летний путь проверки практикой в советское и постсоветское время, преобразуясь и модифицируясь в новой исторической реальности, остаются бесценной частью его творческого наследия.

Региональная миссия университетов поддерживается ведущи­ми кафедрами 36-ти факультетов, тремя учебными институтами, 21-м филиалом, 70-ю научными структурными подразделениями и 20-ю структурами инновационной деятельности, ориентиро­ванными на исследование и разработку естественных произво­дительных сил Юга России.

Университет - региону

Интеллектуальные продукты и услуги ЮФУ на юге страны: