Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Наука вечных вопросов

16.02.12

Руководитель ростовской философско-культурологической школы, декан факультета философии и культурологии Южного федерального университета профессор Г.В. Драч делится с читателями "Академии" своими воспоминаниями и размышлениями о путях развития философской науки и образования.

Кто были учителя

- Судьба подарила мне счастье - пре­красных учителей. Сначала на историче­ском факультете Ростовского университета довелось слушать лекции Ю.В. Кнышенко, тогдашнего декана факультета профессора В.А. Золотова, профессоров Ю.И. Серого и А.П. Пронштейна - нашего любимого лектора и видного ученого. Начиная с третьего курса я параллельно учился на философском фа­культете. Запомнились лекции Ю.Р. Тищенко, который познакомил меня с незаурядными учеными факультета. Уже тогда выделялся своей экстравагантностью и необычайным складом ума А.В. Потемкин, ставший моим руководителем в философской аспирантуре. В тот же период мне посчастливилось слушать лекции М.К. Петрова, сейчас по праву при­знанного одним из крупнейших философов XX века. Он давал нам, студентам и аспи­рантам, читать свои первые научные рабо­ты, еще не опубликованные. Опираясь на традиции нашей ростовской школы, нашел я замечательных наставников в Москве. Когда защищал еще кандидатскую диссертацию, по­знакомился с профессором Ф.Х. Кессиди (он был оппонентом). На всю жизнь стал он моим другом и учителем. Когда он переехал жить в Грецию, встречался с ним там. Крупнейший исследователь с мировым именем, он ввел меня в мир античной культуры и философии. Делился знаниями, зарубежными издания­ми, что помогло в антиковедческих штудиях.
 
Памятны встречи с профессором МГУ А.Н. Чанышевым - философом и поэтом, редким специалистом по античной философии, а также с В.В. Соколовым. В 1989 году, когда я защищал докторскую в Тбилисском универ­ситете, повезло сблизиться с грузинскими античниками: академиком Ш.В. Хидашели, членом-корреспондентом Р.В. Гордезиани - одним из признанных в мире специалистов по эпосу Гомера. Антиковедческие исследо­вания в Грузии считаю важнейшим этапом биографии.
 
С благодарностью вспоминаю заведующего кафедрой философии ИППК профессора В.Е. Давидовича. Он проявлял удивительное вни­мание к молодым ученым: на всех хватало у него времени, ко всем был неподдельный человеческий и научный интерес. Он был человек незаурядный, крупный специалист в области философской антропологи. Сейчас факультет готовит научную конференцию, по­священную его памяти.
 
Когда окидываю мысленным взором эти времена, понимаю, с какими выдающимися учеными, яркими людьми довелось быть ря­дом. Их имена вошли в историю интеллекту­ального развития нашей страны и всего мира.
 
Как рушатся империи
 
Неизбежно отталкиваешься от образова­тельного опыта, который был в Советском Союзе, в частности в РГУ.
 
Семидесятые... Я преподаватель уни­верситета, где философия изучалась на экономико-философском факультете. РГУ проходит период серьезного научного роста. По инициативе Ю.А. Жданова укрепляется научная составляющая образовательного континуума. Создаются НИИ, расширяются факультеты. В 1970 году образован само­стоятельный философский факультет, он бурно развивается. Ежегодно по три группы набора, одна из которых - иностранные студенты из Германии, Венгрии, Югославии, Болгарии, с Кубы.
 
Это была горячая пора для нас, молодых преподавателей. Изучение истории филосо­фии, логики требовало глубокой разработки, развивались кафедры и отдельные направления. Особенно значимым было философское науковедение, так называемое sciense of sciense, развиваемое М.К. Петровым. Это направление поддерживалось Ю.А. Ждановым - выдающимся ученым, обладавшим энциклопедическим умом и философской глубиной мышления. Здесь обосновывалась не только история культуры, но и практиче­ские сценарии повышения эффективности развития науки в Советском Союзе. Когда задумываешься о том, почему рухнул СССР, в числе других возникает вопрос: была ли наука эффективна насколько нужно. Суть проблемы состояла в том, что тяжелая, не подвижная система промышленного произ­водства, не знавшая разнообразия форм собственности, не позволяла использовать научные наработки для технологического обновления.
 
В теперешнем ЮФУ идет инновационное развитие. И еще острее понимаешь, как мно­го было упущено в те годы. По инициативе ректора В.Г. Захаревича за эти несколько лет много сделано для обновления университе­та: закуплено современное оборудование, вводятся в строй новые корпуса общежитий.
 
Важно, что основной костяк профессор­ско-преподавательского состава смог познакомиться с зарубежным опытом, увидел ведущие вузы мира. Мы узнали, что универ­ситет может быть не только пространством научной мысли. Это еще и пространство разработки новейших технологий вплоть до создания первых промышленных образцов.
В американских университетах производ­ство находится в их структуре. Благодаря тому, что есть научные наработки и производственные возможности, внедряются новые технологии: их быстро обкатывают и через пару лет обновляют, затем обкатывают новые, а отживающие «сбрасывают» в раз­вивающиеся страны.
 
В СССР такого механизма не могло быть в силу тяжеловесности плановой экономики. Кому и для чего было нужно обновление, если план и так выполнялся на 110-120 процентов? Все вроде бы шло хорошо, а на самом деле копилось колоссальное от­ставание.
 
Об этом и дискутировали профессора М.М. Карпов, А.В. Потемкин, этим штудиям были посвящены работы М.К. Петрова. По при­глашению Ю.А. Жданова в РГУ почти каждый год приезжали выдающиеся философы XX века.Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, Г.Н. Волков, Н.В. Мотрошилова, В.В. Соко­лов, Ф.Х. Кессиди. Это была незабываемая лаборатория «творческого марксизма» со всей требуемой культурой мышления и кри­тикой догматизма. Ростов-на-Дону прослыл «возмутителем спокойствия». Работы таких мыслящих людей, как М.К. Петров, Г.Н. Волков, поначалу получили поддержку в ЦК КПСС. Но когда там осознали, что результаты исследований выливаются в обоснование социальных преобразований, поддержка этих ученых прекратилась, и, в конце концов, Петрова отстранили от преподавательской работы.
 
Кто девальвирует образование
 
В тот период философское образование было в центре проблем, которыми жила страна. Философов, с одной стороны, поддер­живали (государственный заказ, иностран­ные студенты, плановое трудоустройство), а с другой - был жесткий идеологический контроль. Партком обсуждал статьи наших ведущих ученых, например статью Петрова в журнале «Вопросы философии» по проблемам историко-философской науки. И это были не тридцатые годы, а конец семидесятых. Но такой контроль существовал потому, что в руководстве страны понимали роль и значе­ние философии.
 
Сегодня уход государства из сферы об­разования привел к его девальвации и дис­кредитации. Количество высших учебных заведений неимоверно раздуто. Появилось множество коммерческих вузов. Кто деваль­вирует образование? Боюсь, что само пре­подавательское сообщество. В девяностые произошел развал экономики, людям стало негде работать, вузы создавались для рабо­чих мест. Теперь образование можно полу­чить за деньги; мест столько, что принимают всех желающих; но эффективность обучения крайне мала.
 
В особенности пострадало философское образование. Появилось, например, 38 фило­софских факультетов. Прежде их было всего четыре. Откуда взялось вдруг столько препо­давателей и какое качество обучения они обе­спечивают? Считаю, необходимо вернуться к опоре на фундаментальные вузы. МГУ, СПбГУ, Уральский и Ростовский госуниверситеты всегда были центрами философской мысли в стране: таковыми они и остались. Наш факультет выпускает больше научных публикаций, чем иной вуз. Ежегодно - четыре-пять монографий, до десятка учебников, из них половина с грифами министерства, триста-четыреста статей в год. Мы сохранили свою школу, свою позицию.
 
Граждане мы или нет?
 
Сегодня, как и в прежние времена, фун­даментальные философские исследования  крайне необходимы. Ведь философия всегда обращена к основополагающим вещам. От со­циального развития она ведет к фундаменталь­ному обоснованию развития науки, взаимоот­ношений природы и человеческого познания, то есть тому, что «не возьмешь» чистым социологическим или политологическим исследованием. В массе нынешних политологических анализов фундаментальности не вижу. Филосо­фия еще со времен Аристотеля обосновывала социальные модели, рассматривала важные гражданские вопросы. Сегодня, когда проходят митинги и общественные возмущения, мы обращаемся к тем же базовым вещам. В чем специфика социального развития в Рос­сии? Может ли демократия прийти извне? Что такое вообще демократия? Что такое права человека? И кто же этими вопросами должен заниматься - разве только правозащитные организации, которые ходят консультироваться в американское посольство? А мы сами имеем право анализировать? Никак не обойтись без ясной государственной политики, без серьез­ных философских размышлений. Убежден, именно философия - та самая академическая подготовка, которая делает более значимым, по-хорошему тяжеловесным и политическое, и административное, и социологическое об­разование. Не получив верных ориентиров, человек в трех соснах заблудится, что мы и видим на митингах. Люди отстаивают то, что близко их политическим интересам. А инте­ресы эти зачастую сводятся к групповщине, политиканской выгоде. Считаю, должны быть услышаны подлинные идеалы философии, потому что она позволяет опираться на много­вековую мысль, воспроизводить изначальные ценности - демократию, свободу.
 
Многие наши политологи смеются над по­нятием суверенной демократии. Я же, как ис­следователь античной культуры, могу сказать: здесь есть над чем подумать. Демократия и свобода всегда были достоянием определен­ного гражданского сообщества. Не могу себе представить, что можно навязать свободу другому городу, государству, другой стране. Это значит поставить их в подчиненное положение по отношению к себе.
 
Жан-Пьер Вернан прекрасно эти вещи опи­сал: демократия - это для граждан, рабы не находятся внутри гражданского сообщества. А другие города - это потенциальные рабы, не более того, их жители не могут стать гражданами. Гражданами становятся только по рожде­нию. Перикл, имевший незаконнорожденного сына от гетеры, со слезами просил народное собрание, чтобы тому дали права гражданства.
 
А теперь нас пытаются учить, что демо­кратия и свобода есть лишь в одной стране и все остальные должны ее принять. Видим, к чему сводится это принятие: произошли трагические события в Ираке, Ливии, Египте. Это страшно.
 
Нам нужно подняться до осознания фун­даментальных понятий философии. Прийти к пониманию силы. Считать, что надо все при­нимать, считать себя бессильным - не путь к свободе. Достоинство, свобода, демократия требуют и самоуважения гражданина. Так что философское образование не только не утратило своего значения, но и приобрело новое звучание. Ученые изучают проблемы современной государственности и должны потребовать от власти, чтобы к ним прислушивались. Мы обязаны сказать свое слово в определении общественных ценностей, в формировании гражданского общества.
 
Геннадий Владимирович ДРАЧ - доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель Науки Республики Ингушетия, вице-президент Российского философского общества, председатель регионального отделения Южного российского культурологического общества, создатель многих учебников и монографий, постоянный автор ведущих философских журналов.
 
Философское сообщество поздравляет
 
7 февраля коллеги, друзья, ученики, единомышленники собрались на факультете философии и культурологии ЮФУ, чтобы поздравить своего декана с 70-летием. Расширенное заседание Ученого совета началось с фотопрезентации, где был запечатлен Геннадий Владимирович Драч в юности, в годы службы в морской авиации, вместе с выдающимися учеными, во время посещения  научных центровВеликобритании, Швейцарии, Австрии, вкругусемьи. ПервыйпроректорЮФУ И.М. Узнародов отметил особые заслуги юбиляра в развитии философской науки. Была оглашена весть о присвоении ему звания заслуженного деятеля науки Республики Адыгея. Пришло много приветственных телеграмм из МГУ, СПбГУ, Чеченского госуниверситета, других вузов страны. С поздравлениями выступили руководитель Института архитектуры и искусств ЮФУ В.А. Колесник, ректор Южно-Российского гуманитарного института В.О. Пигулевский, заместитель директора Южно-Российского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ A.M. Старостин, заместитель директора Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ Е.Е. Несмеянов, специально приехавший из Грозного заведующий кафедрой философии ЧГУ С.А. Дауев. Декан факультета психологии ЮФУ П.Н. Ермаков подчеркнул, что возглавляемый юбиляром факультет дает парадигму интеллектуального и культурного развития для многих, работающих в науке.
 
 М. НЕВИЛЬКО