Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Портрет студентов в интерьере проблем

06.02.12

Социологи ЮФУ провели исследование "Социализация и воспитание студентов вузов Ростовской области".

В процессе исследования были опрошены студенты 13 государственных и 3 негосударственных вузов, всего свыше 4 тыс. студентов дневной формы обучения, около 1 тыс. преподавателей-экспертов и более 400 работодателей. Сегодня - это единственное масштабное исследование в России, посвященное изучению проблем и противоречий социализации студенчества. Как отметил декан факультета социологии и политологии ЮФУ, доктор социологических наук, руководитель проекта Виктор Филоненко, проведенная работа помогла выявить тенденции и закономерности в социально-воспитательной деятельности вузов Дона.

Мама с папой подсказали… Сегодня российские социологи вынуждены признать, что полностью доступного и действительно всеобщего среднего образования в России нет.
Результаты исследований, проведенных социологами ЮФУ, показывают, что явное неравенство шансов только подстегивает энергию и напор родителей абитуриентов.

Поступление в "правильную" школу превратилось сегодня в первое нажатие кнопки социального лифта. Вторым нажатием станет поступление в вуз, когда спустя 11 лет ребенок закончит школу. Сейчас в вузах области растет число студентов, окончивших лицеи, гимназии, специализированные школы. Социсследования подтверждают известный факт - "образование есть удел образованных", то есть чем выше и качественнее образование родителей, тем чаще семьи вкладывают средства в высшее образование детей.

Выбор в пользу специализированных школ и лицеев делают родители, которых можно отнести к "инвестиционно"-способным группам населения, нацеливающим своих детей на поступление в вузы. Так, более 60% опрошенных - выпускников вышеупомянутых образовательных учреждений - указывают на наличие высшего образования у отца и матери. Для родителей выпускников традиционных школ характерно среднеспециальное образование (44% отмечают его у отца и 41% - у матери). И лишь у 2,4% студентов, закончивших гимназию или спец-школу, родители не имеют высшего образования. По рекомендациям родителей выбор вуза осуществляют более 30% опрошенных в зависимости от типа среднего общеобразовательного заведения. Данные исследований говорят о том, что в ведущих вузах Дона преобладает парентократическая (родительская) модель социализации студентов. При этом главное - желания родителей, а не способности и усилия самого обучающегося.

Выбор сделан?

"Почему вы выбрали именно эту профессию?" - один из вопросов анкеты. Судя по ответам, подавляющее большинство молодых людей при выборе профессии ориентируются на удовлетворение собственных интересов, развитие способностей, самосовершенствование. В мотивационной "лестнице" уровень будущей зарплаты занимает лишь пятую "ступеньку". Как отметила завкафедрой моделирования социальных процессов факультета социологии и политологии ЮФУ доктор социологических наук, профессор Лариса Тарасенко, исследования подтверждают недостаточное понимание молодыми людьми реалий рыночной экономики. Ориентация на собственные интересы и внешние атрибуты будущей профессии, на ее престижность не всегда прямо связаны с доходностью профессиональной деятельности.

Аналогичный вопрос был задан и преподавателям-экспертам, ответы которых полностью не совпали со студенческими. На первом месте у экспертов оказался мотив "по рекомендации родителей", на втором - "удовлетворение собственных интересов". Почти 30% экспертов выбрали вариант "И все равно, где учиться. Главное - стать обладателем диплома о высшем образовании". По мнению Ларисы Тарасенко, серьезные расхождения в позициях экспертов и студентов свидетельствуют о неглубоком понимании преподавателями личностных и социально-психологических особенностей учащихся, что вполне может становиться причиной конфликтов и противоречий в учебно-воспитательном процессе.

Ответы на вопрос о выборе профессии показали, что большинство первокурсников (по сравнению со студентами 5-го курса) выбрали вариант "очень нравится". Рост числа "разочарованных" с 1-го по 5-й курсы составляет от 3 до 8%. К ним надо добавить тех, кто затруднились ответить (на 5-м курсе таких большинство). Вероятно, они не планируют работать по специальности. Студенты-гуманитарии менее других ориентированы в профвыборе на экономические факторы. На рыночный спрос в большей степени настроены студенты инженерно-технического и сельскохозяйственных вузов. Кстати, "сельхозники" больше других ориентируются на рекомендации родителей.
 

Какие они, студенты?

Характеристику своего поколения сами студенты оценивают невысоко. Наибольшее осуждение у студентов вызывают алкоголизм, пьянство, наркомания, курение (68,4%), наименьшее - "отсутствие патриотизма, неуважение к своей истории, равнодушие к судьбе России" (6,4%). Студенты ростовских вузов весьма мало обеспокоены отсутствием у своих сверстников коллективизма и взаимопомощи (6,8%). Что касается предпочтений и жизненных ценностей, то здесь на высшую ступень они ставят такие черты, как самостоятельность, независимость, свободолюбие (48,6%), жизненная активность, оптимизм, уверенность в будущем (35,8%), целеустремленность, деловитость, организованность (35,1%). На нижней ступени оказались "стремление к знаниям, овладение культурой, гуманизм" (5,7%), "честь, порядочность, правдивость (5,6%), патриотизм, любовь к Родине" (8,4%).

Интересная работа, к чему, казалось бы, должны стремиться студенты, занимает скромное четвертое место - 22, 9%. Зато лидирует "наличие крепкой семьи и детей" - 63,3%. А вот такой параметр, как "честно прожить жизнь", выбрали лишь 4,8% опрошенных.

96,5% опрошенных не участвуют в общественных, творческих любительских объединениях на уровне города. Несмотря на "самостоятельность, независимость и свободолюбие", студенты не хотят брать на себя ответственность (по мнению большинства, организацией факультетских внеучебных мероприятий должно заниматься "начальство"). Саморазвитие наше студенчество не связывает с общественными, политическими и творческими объединениями. По мнению социологов ЮФУ, такое противоречие может стимулировать деятельность различного рода манипуляторов, стремящихся направить молодежь по нужному им руслу.

Если студенты нигде не бывают, "не состоят, не участвуют", то как и где они проводят свое свободное время? Читают газеты и журналы - 28,3%, смотрят телевизор и слушают радио - 40,7%, "сидят" в Интернете - 53,1%. Словом, большинство студентов отдают предпочтение свободному поиску информации в виртуальном пространстве, неформальному общению в социальных сетях, чатах, компьютерным играм… Меньше (29,3%) студенческая молодежь стала ходить на дискотеки, в ночные клубы и другие развлекательные заведения. Вместе с тем у студентов повысился интерес к недорогим кафе, барам, ресторанам (39,6%).

По мнению социологов, современное студенчество весьма прагматично, ориентировано на активные действия, самостоятельность и независимость. А вот активность и желание реализовать себя студенты выражают прежде всего в сфере досуга. Не в росте профессионализма и самодостаточности на рынке труда.
Кого ждут работодатели?

Дефицит кадров сегодня испытывают около трети предприятий области, однако не все они нуждаются именно в молодых специалистах. К примеру, сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность испытывают как нехватку кадров вообще, так и молодых специалистов, в частности. Сфера образования нуждается именно в молодых кадрах. На транспорте и связи, в финансовой сфере, в оптово-розничной торговле и сфере услуг нужны не столько молодые специалисты, сколько кадры вообще, вне зависимости от возраста. Каким же видят работодатели молодого специалиста в идеале? Прежде всего, обладающим высоким уровнем знаний, обучаемым, дисциплинированным, ответственным, умеющим работать в коллективе.

Наиболее высоко работодатели оценивают уровень подготовки у выпускников сельскохозяйственных вузов, наименее - естественно-гуманитарного профиля. Они положительно оценивают умение выпускников переучиваться, работать в коллективе и общий уровень культуры. Хуже всего дело обстоит со способностью молодых специалистов представить результаты своего труда и уровнем их профессиональных знаний. Каждый пятый работодатель оценил уровень знаний выпускников как неудовлетворительный. Самую высокую оценку по большей части профессиональных характеристик получили выпускники вузов инженерно-технического профиля. За ними - закончившие сельскохозяйственные вузы. И уж совсем низко был оценен профессионализм выпускников естественно-гуманитарных специальностей.

Морально-психологические качества молодых специалистов также оставляют желать лучшего. Низкую оценку работодатель поставил выпускникам вузов, работающим во всех отраслях, кроме сельскохозяйственной.

Социологи ЮФУ говорят, что для работодателя образование - это прежде всего интеллектуальное развитие, практические умения и навыки молодого специалиста. Диплом и характеристики претендента на то или иное место работы для них неважны.