Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Траектория расширения. В ЮФУ взят курс на междисциплинарность

01.02.2012

В декабре 2011 года исполняется пять лет Южному федеральному университету. Всего на два месяца старше Программа междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) ЮФУ. Первые 14 человек с трех факультетов Ростовского госуниверситета - исторического, философии и культурологии, филологии и журналистики - были зачислены на обучение в октябре 2006 года. Сегодня МИГО объединяет около 150 талантливых студентов восьми гуманитарных факультетов ЮФУ. А в сентябре этого года к программе присоединились гуманитарии Института архитектуры и искусств и Таганрогского технологического института ЮФУ. Работу со студентами ведут около 40 тьюторов.

Программа МИГО предоставляет студентам возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Это значит, что студенты МИГО могут посещать занятия на других факультетах ЮФУ, а также осваивать курсы, специально разработанные в рамках программы. Так, политолог, мечтающий научиться писать профессиональные статьи и комментарии, делать обзоры и готовить рецензии, может прослушать соответствующий курс на факультете филологии и журналистики. А студент экономфака, будущий менеджер по работе с персоналом, имеет возможность расширить свои познания на факультете психологии. И комбинации бывают очень разными! Такой опыт не только расширяет интеллектуальный горизонт студента, но и дает ему большую свободу в построении образовательной траектории - вплоть до существенного изменения ее направленности.

Каждый студент МИГО в конце своего обучения должен защитить междисциплинарный проект. Темы исследований - от антропологии аудиальных форм городской жизни до гендерных клише танцоров танго, от исследований рынка отечественной бытовой техники до проблематики явления фальшивой биографии. Идеи часто рождаются в дискуссиях на традиционных методологических семинарах МИГО, которые проходят раз в месяц.
Многие выпускники программы МИГО продолжают свое обучение в аспирантуре или магистратуре факультетов ЮФУ и других ведущих вузов России. Так, выпускник юридического факультета ЮФУ и программы МИГО Андрей Возьянов сейчас учится в магистратуре Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Эта программа привлекает студентов не только шансом дополнить вкладыш к диплому дисциплинами других факультетов и тем самым повысить свою конкурентоспособность, но и реальной возможностью поучиться за границей. Программа МИГО активно сотрудничает с Варшавским университетом, где существует целый интердисциплинарный колледж, объединяющий около 500 студентов гуманитарного профиля. Студенты МИГО могут несколько раз в год на конкурсной основе принять участие в сессиях, конференциях и научных стажировках, проводимых Варшавским университетом, а также получить приглашения на летнюю школу по изучению польского языка и культуры. Также МИГО сотрудничает с Львовским национальным университетом им. И.Франко (Украина), где существует подобная образовательная программа.

Сегодня связь с польскими и украинскими студентами поддерживается не только участием в совместных сессиях, но и в режиме он-лайн. С апреля 2011 года запущен специальный проект - “Академия в публичном дискурсе. Россия - Польша: открывая окно”. В его рамках проводятся семинары в форме телемоста, где связь между участниками из Варшавы, Ростова-на-Дону, Львова, Санкт-Петербурга, Казани осуществляется через Интернет. Серия весенних семинаров была посвящена проблемам современного университета и завершилась первыми российско-польскими дебатами в Ростове-на-Дону, когда МИГО и ЮФУ принимали у себя около 40 ученых, преподавателей и студентов из Польши, Украины, Белоруссии и России. Осенние российско-польские семинары он-лайн будут посвящены истории отношений России, Польши и Германии.

Программа МИГО шагнула в российское образовательное пространство: в зимней школе МИГО ЮФУ “Археология текста в пространстве классической текстологии и вне ее пределов” приняли участие 50 студентов из ведущих университетов России и Польши. Результаты удивили даже самих участников. “За это время я научилась писать бизнес-планы, которые будут успешны во всех направлениях, распознавать плагиат,  подбирать слова при ведении переговоров. Здесь я ощутила себя в полной мере исследователем”, - выразила свое мнение студентка Казанского (Приволжского) федерального университета Мария Вятчина. “Экономист в среде историков, филологов и юристов - своего рода экзотика, - признавался Павел Ильичев из НИУ “Высшая школа экономики”. - Нас на зимней школе было меньше всех, но это нисколько не повлияло на степень вовлеченности и интереса”.

За плечами координаторов МИГО ЮФУ колоссальный опыт проведения мероприятий: российско-польский обучающий семинар “Тьюторинг в системе междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования”, летняя школа “Преодоление границ: коммуникативные практики и технологии” в студенческом лагере ЮФУ “Лиманчик”, дебаты “Университет и проблемы нашего времени (“Башня из слоновой кости” vs “супермаркет”)” в рамках российско-польского проекта “Академия в публичном дискурсе”, а также несколько десятков методологических семинаров, мастер-классов, специально разработанных междисциплинарных курсов.

Но и дальнейшие перспективы не менее масштабные. В планах ближайших месяцев - участие в новой серии российско-польских онлайн-семинаров и дебатах в Варшаве, стажировка студентов МИГО в институте междисциплинарных исследований “Artes Liberales” Варшавского университета, проведение зимней школы “Археология текста - 2: гул языков”.

Выпускники программы называют себя “МИГОшниками”. О себе они говорят так: “Каждый из нас избрал свою область знаний, свое второе “я”. Мы вместе, подобно флорентийской мозаике из шлифованных драгоценных камней, образуем единое здание. В единстве знаний кроется сокрушительная сила, способная изменять окружающий мир”.
Желающих обучаться по программе МИГО в ЮФУ с каждым годом становится все больше. Интерес к программе проявляют и вузы России. ЮФУ готов делиться опытом междисциплинарного гуманитарного образования.

Ирина БУРМИСТРОВА