Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Инноваторы должны рождаться в студенческой среде

26.11.2011

На прошедшем XI Международном бизнес-форуме на Дону Южный федеральный университет представил свои многочисленные новейшие научные разработки. Каким образом на их основе в университете предпринимают попытки воспитать инноваторов - то есть тех выпускников, которые уже готовы воплощать эти научные идеи в производство, "Молоту" рассказал заведующий кафедрой общей и неорганической химии ЮФУ профессор Тимофей Лупейко.

По его словам, на кафедре предпринята попытка иначе организовать учебный процесс. Уже надоело, говорит Тимофей Григорьевич, что наши идеи возвращаются из-за рубежа в западных, а теперь - и в восточных "одежках". Надоело, что наши нобелевские лауреаты - не у нас, а в ответ слышишь: образование у нас отличное. А дальше - что? Раз оно такое отличное, значит, в ответе за все вышесказанное. У нас мало уделяется внимания инновационным работам. То есть не учат студентов создавать инновационные продукты, не учат, как из идеи создавать новый продукт.

Четыре года назад на химическом факультете мы организовали новую специальность - химия, физика и механика материалов. Мы вторые после МГУ, - говорит Тимофей Лупейко, - у кого появилась такая специальность. После нас она уже есть в Петербурге, Новосибирске, Воронеже.

Но дело даже не в этом. На новых материалах строятся новые идеи, и мы в отличие от москвичей пытаемся делать следующее: у нас есть свои научные разработки, которые уже имеют опробированный путь от научных идей до готовых продуктов, пользующихся спросом. Причем эти разработки - на базе новых материалов, в том числе наноматериалов. То есть у нас есть база, на которой, мы считаем, студентов можно учить становиться инновационными менеджерами. Путь от идеи до готового продукта - это тоже, в конечном счете, технология.

И мы пытаемся обучение этим технологиям поставить на поток. Мы создали спецкурс, который студенты изучают от первого до четвертого курса, под названием "Материаловедение и инновационные технологии". Под него подтягиваем и то, что нужно из физики, из механики, а также из теории предпринимательства.

Сама идея уже начала работать. Ребята осваивают новые изделия, которые пользуются спросом. Работают они неплохо, более того, работая по специальности, они получают зарплату. И это совсем другой уровень мотивации, чем в учебном процессе.

Будущее у них такое: заканчивают они университет, все операции знают, так почему им не создать свое малое предприятия при университете? Раньше это звучало как фантастика. А сейчас для университета чуть ли не обязательство - такие малые предприятия организовывать. Так что у студента получается не просто диплом, а уже перспективная работа. Университет становится в таком случае образовательным учреждением, влияющим на рынок труда.

Когда начали выяснять, возможно ли это, в ответ получили: у них будут и льготные тарифы, и льготную аренду они получат. Фонд Бортника ответил: мы постараемся им помочь с оборудованием, а софинансирование там очень приличное. То есть идея начинает прорастать в реальность.

Пока не все получается. Нагрузка у студентов очень большая. Из 15 набранных первокурснинов к четвертому курсу остались 10 человек. Сейчас мы верстаем магистерскую программу и все сложности обучения по новой специальности постараемся учесть.