Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Наследие Аристотеля в интерпретации современной философии

26.11.2011

20-21 октября т.г. в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) прошла Международная конференция "Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки". Ее организаторами выступили факультет философии и культурологии ЮФУ, Российское философское общество, Культурно-просветительское общество донских и приазовских греков "Танаис", Донское философское общество.

Участники конференции представляли Москву, Ростов, Санкт-Петербург, Краснодар, Таганрог, Грозный, Челябинск, Электросталь, Ярославль и др.

По просьбе редакции "Столицы+" информацию об этом форуме нам предоставил доктор философских наук, профессор ЧГУ Вахит Акаев.

Как известно, Аристотель (384-322 гг до н.э.), уроженец древнегреческого города Стагир, по праву считается энциклопедистом античной науки, и для такого вывода имеются прочные основания: обширность научных знаний своей эпохи, осуществленная им классификация наук, подведение итога всей предшествовавшей философии, постановка новых философских проблем, осмысливаемых многими поколениями философов.
Интеллектуальная деятельность Аристотеля высоко оценивалась многими философами. Так, немецкому философу Гегелю принадлежит высказывание: "...он был одним из богатейших и глубокомысленнейших из когда-либо явившихся на арене истории научных гениев, человек, равного которому не произвела ни одна эпоха".

Многие философские и логические разработки Аристотеля нашли отражение и развитие в творчестве представителей арабо-мусульманской философии, так называемого "восточного перипатетизма", представленного аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Синой, ибн Баджжой, ибн Туфейлем, ибн Рушдом.

Важное научное значение логика Аристотеля имеет и для современности: ни одна диссертация не обходится без соблюдения в рассуждениях излагаемого текста логических требований, сформулированных им более двух тысяч лет тому назад.

Пленарное заседание "Аристотелевских чтений" проходило в актовом зале главного корпуса Южного федерального университета. С основными докладами выступили д. филос. н., проф., декан факультета философии и культурологии ЮФУ Г.Драч, д. филос. н., проф., декан философского факультета МГУ В.Миронов, д. филос. н., проф. А.Майданский, д. филос. н., проф. ЮФУ В.Шкуратов, к. филос. н., доцент МГУ А.Кротов.

В своем докладе профессор Г.Драч раскрыл историю зарождения в СССР аристотелевских чтений, которых в общей сложности было проведено четыре в г.Цалка, месте компактного проживания греков, при поддержке ученых Тбилисского государственного университета и Института философии АН Грузинской ССР. У их истоков находился антиковед, академик Ф.Кессиди.

Проведение этих научных форумов, участие в них известных отечественных специалистов по античной философии Ф.Кассиди, А.Чанышева, В.Соколова, Г.Майорова, М.Поповича вызывали большой интерес у философов к античной культуре. В них принимали участие молодые философы, получившие в последующем известность своими исследованиями по античной философии:

В.Гуторов, В.Горан, А.Семушкин, В.Зверевич, М.Махарадзе. Как отмечал Г.Драч, на III научной конференции (1984 год) после докладов Ф.Киссиди и Г.Майорова поднимался вопрос "о культурных конститутивах и типах культурной нормативности, имеющих актуальность по сей день и открывающих целый спектр антиковедческих исследований".
Содержательным и глубоким был доклад профессор В.Миронова, в котором раскрывалась метафизическая сущность философии. Как отмечалось, в условиях господства массовой культуры, раскручиваемой в масс-медиа, игнорируются ее рациональные основы. Модные образцы философствования, почерпнутые в стереотипах обыденного сознания, составляя основу постмодернизма, отчуждаются от подлинной философской рефлексии, рациональной интерпретации мира.

Докладчик убедительно отстаивал позицию рационалистического понимания философии, подвергая критике постмодернистское прочтение философских проблем, осуществляющих поиск новых смыслов и значений, порой далеко неудачных. И здесь нельзя не согласиться с утверждением, что подобная интерпретация философии позволяет объяснить мир лучше и полнее.

Основываясь на учении Аристотеля о бытии, В.Миронов утверждал, что "метафизика отождествлялась с наукой о бытии (онтологией) и выступала как знание о сверхчувственных принципах и началах бытия". Им дана высокая оценка философским достижениям Аристотеля, после него образовался определенный вакуум в исследованиях метафизики и даже деградация уровня исследования.

Предлагая свою концепцию метафизики, он выделил четыре ее уровня: онтологический, гносеологический, аксиологический и праксео-логический, охарактеризовал каждый из них и показал их взаимосвязь.

В своем докладе профессор А.Майданский подверг сомнению справедливость приписываемого Аристотелю тезиса о том, что "человек по природе есть животное политическое". По его мнению, слово politicos в устах Аристотеля не означало ничего специфического, человеческого. Это слова означало отношения, складывающиеся между любыми живыми существами в ходе выполнения какого-нибудь одного общего дела. И на этом основании Стагирит к классу "политических животных" относил людей, пчел, ос, муравьев и журавлей. Принятие этого тезиса - начало пересмотра укоренившегося в истории философии положения, согласно которому человек - существо политическое, общественное.

Оригинальным был доклад "Аристотель и аристотелевский вопрос" профессор В.Шкуратова. Ссылаясь на авторитетных немецких аристо-телеведов, он утверждал, что Аристотель не написал книги, публикуемые под его именем. От такого неожиданного начала он перешел к утверждению, что "аристотелевский вопрос" можно тематизировать по-другому, поместив его в контекст становления письменной культуры. В этом случае, аристотелевская проблема приобретает сходство с гомеровской. Гомеровский вопрос затрагивает порядок складывания всей европейской литературы, а Аристотель - основатель европейской науки.

Профессор В.Шкуратов высказал мысль о том, что крупный мыслитель древности оставляет после себя не труды, а вопрос. А ответ на него предполагает не только проблематизацию текстуальной базы, но ясного осмысления культурного генезиса. Он отмечал две тенденции генезиса культуры от древности к настоящему и от современности к древним культурам. Осмысление этих двухсторонних тенденций, как следовало из доклада, позволило бы ответить на гомеровский вопрос, пифагоровский вопрос, сократовский вопрос, платоновский вопрос, аристотелевский вопрос.

Доцент А.Кротов в своем докладе "Аристотель и французский спиритизм", прекрасно владея текстом, раскрывал противоречивое отношение французской философской культуры к наследию Стагирита. От признания его учения ложным, отбрасывая хаотическое нагромождение не связанных между собой систем (Мен де Биран), по утверждению докладчика, французы основное внимание концентрировали на его этических и психологических высказываниях.

Работа международной конференции продолжалась на секционных заседаниях. Были организованы и работали секции: "Аристотель и аристотелизм - живая традиция"; "Античная Греция в зеркале современной культуры"; "Аристотель в контексте современной логики и методологии науки"; "Аристотель и современная политическая философия". Состоялся круглый стол на тему "Античная культура" М.К Петрова и современное гуманитарное знание" (рук. професор А.Ерыгин ).

Автор публикации выступил на заседании 3-й секции с докладом "Учение Аристотеля об истине: философские и логические аспекты". Интерес к Аристотелю у автора сформировался еще в аспирантские годы, когда в его кандидатской диссертации исследовалась проблема истины. В докладе обосновывалось положение о том, что вопрос "что есть истина?" и ответ на него хотя и приписывают Аристотелю, впервые поставлен Сократом в его диалоге "Кратил", а ответ на него в письменной форме зафиксировал Платон.

Аристотель его повторяет в своей работе "Метафизика", и в лаконичной форме он звучит как "соответствие наших знаний действительности". На основе этого определения и его развития в советской философской школе сложилась классическая концепция истины. Критики этой концепции считают, что "знания" и "действительность" являются совершенно разными видами бытия, поэтому они не могут друг другу соответствовать.

С нашей точки зрения в истинных знаниях отражаются реальные связи и отношения, выражающиеся в логической форме, а их истинность проверяется на практике. Но существуют и логические критерии истины, дополняющие предыдущий критерий. Автор отстаивал позицию, что истина - это процесс, движение знаний от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

В работе конференции приняли участие 29 докторов и 38 кандидатов наук, а также аспиранты и студенты, изучающие философию Аристотеля. Такой количественный и качественный состав - свидетельство значительного интереса к наследию Аристотеля и его влиянию на современную культуру и науку.

Научный форум столь высокого уровня всегда вызывает новые творческие ассоциации, замыслы, побуждает к определенным практическим действиям. Не оставил он равнодушным и автора публикации. Возникла задумка изучить с участием молодых философов ЧГУ влияние Аристотеля на становление и развитие философии и науки в арабо-мусульманской культуре.