Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Покорение космоса продолжает философия

06.07.2011

27 мая в Северо-Кавказской академии государственной службы прошел круглый стол "Философская инноватика и русский космизм", посвященный 50-летию первого полета человека в космос.

В числе соорганизаторов научной встречи были Российская академия кос­монавтики им. К.Э. Циол­ковского и Донское фило­софское общество. Круглый стол собрал ученых СКАГС, факультета философии и культурологии Южного фе­дерального университета, Таганрогского технологиче­ского института ЮФУ, Таган­рогского государственного педагогического института, Южно-Российского гумани­тарного института и других вузов. Накануне вышел в свет том научных докладов «Философская инноватика и русский космизм» с работа­ми ведущих отечественных космистов: академика НАН Республики Молдова А.Д. Урсула, профессора Т.А. Урсула, профессора В.М. Мопельман, профессора Л.А. Минасян.

Круглый стол вел доктор политических наук, кан­дидат философских наук, член-корреспондент РА космонавтики, заведующий кафедрой философии и методологии науки СКАГС профессор А.М. Старостин. Его доклад назывался «Рус­ский космизм как область философской инноватики». Понятие русского космизма, подчеркнул профессор, является составной частью фе­номена мирового космизма, истоки которого восходят к творчеству античных мысли­телей. Как таковой русский космизм берет свое начало в работах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вер­надского, А.Л. Чижевского, впоследствии выливаясь в оригинальное для мировой мысли течение.

С момента старта космической эры начался новый виток осмысления человеком космоса. 60-е годы прошлого столетия стали знаковым периодом в истории как отечественной науки, так и отечественной литературы: интенсивно развивались философско-мировоззренческие иссле­дования (работы Е.Т. Фаддеева, Н.А. Варварова, А.Д. Урсула, И.М. Забелина), космическая проблематика обрела художественные формы (произведения И.А. Ефремова, А. и Б. Стругац­ких). Так были обозначены контуры современного отечественного космизма. Но­вый подъем интереса к его идеям был связан с выходом в свет трудов классиков, а также недоступных ранее по идеологическим причинам работ Н.Ф. Федорова и П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского и К.Э. Циолковского. Особый акцент А.М. Ста­ростин сделал на том, что не стоит считать процесс раз­вития русского космизма за­вершенным, а само это по­нятие - затвердевшим кри­сталлом: «Отечественный космизм - не прошлое, а ак­туальное течение». Действи­тельно, основные пробле­мы российского космизма по-прежнему дают ученым обширный материал для построения новых теорий, выдвижения новых меж­дисциплинарных проблем и их решений. Это касается вопросов несоизмеримости и возможностей преодо­ления разрывов микро- и макромира, ментальных анализаторов, астросоциологического парадокса. «В Ростове-на-Дону мно­гие годы поддерживается интерес к перспективным направлениям современ­ного космизма, - заключил профессор. - Под научным руководством Ю.А. Жда­нова, Е.Я. Режабека, В.Е. Давидовича по этой про­блематике защищено десять философских диссертаций». Этот ключевой доклад вызвал активное творческое обсуждение. Например, доктор геолого-минерало­гических наук, профессор СКАГС А.В. Кокин пред­ложил взглянуть на астросоциологический парадокс - извечное «почему космос молчит?» - сквозь призму биологической науки. Так, причиной молчания косми­ческих миров может являть­ся межвидовой барьер.

Доктор философских наук, заведующий кафе­дрой исторической культу­рологии ЮФУ профессор О.М. Штемпель нашел со­ответствующие аналогии в культурологической сфере - например в мультикультурализме, провозглаша­ющем необходимость со­хранения в мире культурных различий.

Председатель Донского философского общества, доктор философских наук, профессор кафедры фило­софии и методологии на­уки ЮФУ Т.Г. Лешкевич в докладе «Проблема эпистемологического статуса проекта русского космизма, его метаантропологическое значение и влияние на картину мира» выделила три направления космизма: естественнонаучное, рели­гиозно-философское и по­этически-художественное. Профессор остановилась на концепциях К.Э. Циол­ковского и А.Л Чижевско­го. «Новое обращение к проекту русских космистов открывает для современ­ной науки многообразные исследовательские направ­ления», - уверена Татьяна Лешкевич.

Циолковского современ­ники иногда называли «без­умным фантазером». Но его исследования с 20-х годов прошлого века до сих пор привлекают к себе всеобщее внимание. Представление мыслителя о космосе как о будущем пристанище че­ловеческого рода считается одним из наиболее перспек­тивных в мировой науке. С именем К.Э. Циолковского связано появление «косми­ческой этики». В ее основе идея превосходства более совершенных форм жизни над менее совершенными. Следовательно, вполне закономерна возможность будущей колонизации кос­моса самыми высокоразви­тыми существами, которые постепенно вытеснят, а воз­можно, и искоренят другие, более простые виды.

Константин Циолковский выступал за разумный эго­изм, определяя его как «за­боту о будущности своих атомов и, значит, обо всем мировом целом, в котором они рассеются после исчез­новения их обладателя». Говоря об атомарном бес­смертии, ученый рассматривал любой организм как сгусток бессмертных атомов. Трагедию смерти он считал всего лишь иллюзией эгоистической эмоциональ­ности человека.

Основатель космобиологии А.Л.Чижевский ввел понятие живого и разумного Космоса, «трепета пульса земли». Все важные про­цессы на Земле, а также исторические события уче­ный связывал с ритмами солнечной активности. По его подсчетам, ее периодич­ность составляет приблизи­тельно 11-17 лет.

Оживленную дискуссию вызвал вопрос космичес­кой этики в контексте не­избежности постоянного нравственного выбора. На­пример, бороться ли с ви­русами? Пропалывать ли сорняки? А.М. Старостин высказал мнение, что чело­век, задумывающийся над подобными дилеммами, сравним с сороконожкой, которая постоянно рассуж­дает, с какой ноги ей начать движение.

Две четко разделяемые культуры - естественнона­учная и гуманитарная - мо­гут быть органично синтезированы в натурфилософии космизма. Это позволит создать целостную картину мира, в которой не будет не­преодолимых границ между микро- и макрокосмом, разумом и природой. Раз­мышлениями на эту тему поделился профессор О.М. Штомпель.

Доктор философских наук, доцент ЮРГИ Ю.В. Шичанина сосредоточи­лась на общих чертах и раз­личиях между современным русским космизмом и за­падным трансгуманизмом.

Участники круглого стола не обошли вниманием и художественную составля­ющую русского космизма. Профессор Е.В. Золотухина-Аболина проанализи­ровала творчество Ивана Ефремова, одного из пер­вых фантастов, занявшихся космической тематикой. Писатель Н.Е. Ерохин и публицист А.И. Царев на­помнили, что космос - вовсе не фантастика, рассказав о своих впечатлениях от встреч с Ю.А. Гагариным.

Безусловно, разговор об осмыслении человеком категории космоса полу­чился бы односторонним без участия представителей естественнонаучной сферы. Профессор А.В. Кокин оз­накомил со своей моделью развертывания Вселенной в выступлении «Глобальный эволюционизм: выводи­мость развития». Разверты­вание предполагает одновременно ускоренное раз­витие, возрастание энтро­пии при росте сложности объектов развертывания. При этом неограниченно самопроизвольное услож­нение систем во времени ведет к нарастанию вну­тренних противоречий в них. Эти противоречия в конце концов становятся источником системного саморазрушения. Обрат­ное же возможно только в случае сворачивания слож­ности до точки в строгом соответствии с законом динамического равнове­сия. Автор поддержива­ет теорию американского астронома Э. Хаббла о рас­ширяющейся Вселенной, считая при этом интеллект наиболее совершенной формой организации. А так как разум не может существовать в единичном варианте, это исключает су­ществование какого-либо Сверхразума. По мнению А.В. Кокина, мы живем в тот момент, когда «Все­ленная должна отдыхать», а человек как обладатель самой совершенной формы самоорганизации может управлять космосом.

Зинаида СМИРНОВА

КОСМИЗМ (греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представле­ние о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики. Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие К. связано с учением древних греков о мире как структурно организованном и упорядоченный целом.

КОСМИЗМ РУССКИЙ - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце 19 - начале 20 вв. Он намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценнос­тей традиционного общества с динамикой цивилизации. Будучи целостным социокультурным явлением. К. ориен­тирован на синтетическое видение реальности, восприя­тие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания. В русском К. традиционно принято выделять несколько направлений: религиозно-философское, методологическо-философское и поэтически-художественное. Однако в качестве концепту­альной системы К. конституируется именно в философской традиции.

Под АСТРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ПАРАДОКСОМ (АС-парадокс, АСП) понимается противоречие между широко распространенными представлениями о множественности внеземных цивилизаций (ВЦ) и отсутствием явных про­явлений их деятельности. В узком смысле его связывают с отрицательными результатами SETI-экспериментов (слабая форма АСП); в более широком смысле - с отсутствием любых наблюдаемых проявлений деятельности ВЦ в космическом пространстве; в этой форме АС-парадокс называют также парадоксом Молчания Вселенной (Великого Молчания). В наиболее сильной форме он трактуется как противоречие между предполагаемой множественностью ВЦ и отсутствием колонизации или хотя бы следов деятельности инопланетян на Земле (парадокс Ферми).