Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
В числе соорганизаторов научной встречи были Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского и Донское философское общество. Круглый стол собрал ученых СКАГС, факультета философии и культурологии Южного федерального университета, Таганрогского технологического института ЮФУ, Таганрогского государственного педагогического института, Южно-Российского гуманитарного института и других вузов. Накануне вышел в свет том научных докладов «Философская инноватика и русский космизм» с работами ведущих отечественных космистов: академика НАН Республики Молдова А.Д. Урсула, профессора Т.А. Урсула, профессора В.М. Мопельман, профессора Л.А. Минасян.
Круглый стол вел доктор политических наук, кандидат философских наук, член-корреспондент РА космонавтики, заведующий кафедрой философии и методологии науки СКАГС профессор А.М. Старостин. Его доклад назывался «Русский космизм как область философской инноватики». Понятие русского космизма, подчеркнул профессор, является составной частью феномена мирового космизма, истоки которого восходят к творчеству античных мыслителей. Как таковой русский космизм берет свое начало в работах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, впоследствии выливаясь в оригинальное для мировой мысли течение.
С момента старта космической эры начался новый виток осмысления человеком космоса. 60-е годы прошлого столетия стали знаковым периодом в истории как отечественной науки, так и отечественной литературы: интенсивно развивались философско-мировоззренческие исследования (работы Е.Т. Фаддеева, Н.А. Варварова, А.Д. Урсула, И.М. Забелина), космическая проблематика обрела художественные формы (произведения И.А. Ефремова, А. и Б. Стругацких). Так были обозначены контуры современного отечественного космизма. Новый подъем интереса к его идеям был связан с выходом в свет трудов классиков, а также недоступных ранее по идеологическим причинам работ Н.Ф. Федорова и П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского и К.Э. Циолковского. Особый акцент А.М. Старостин сделал на том, что не стоит считать процесс развития русского космизма завершенным, а само это понятие - затвердевшим кристаллом: «Отечественный космизм - не прошлое, а актуальное течение». Действительно, основные проблемы российского космизма по-прежнему дают ученым обширный материал для построения новых теорий, выдвижения новых междисциплинарных проблем и их решений. Это касается вопросов несоизмеримости и возможностей преодоления разрывов микро- и макромира, ментальных анализаторов, астросоциологического парадокса. «В Ростове-на-Дону многие годы поддерживается интерес к перспективным направлениям современного космизма, - заключил профессор. - Под научным руководством Ю.А. Жданова, Е.Я. Режабека, В.Е. Давидовича по этой проблематике защищено десять философских диссертаций». Этот ключевой доклад вызвал активное творческое обсуждение. Например, доктор геолого-минералогических наук, профессор СКАГС А.В. Кокин предложил взглянуть на астросоциологический парадокс - извечное «почему космос молчит?» - сквозь призму биологической науки. Так, причиной молчания космических миров может являться межвидовой барьер.
Доктор философских наук, заведующий кафедрой исторической культурологии ЮФУ профессор О.М. Штемпель нашел соответствующие аналогии в культурологической сфере - например в мультикультурализме, провозглашающем необходимость сохранения в мире культурных различий.
Председатель Донского философского общества, доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки ЮФУ Т.Г. Лешкевич в докладе «Проблема эпистемологического статуса проекта русского космизма, его метаантропологическое значение и влияние на картину мира» выделила три направления космизма: естественнонаучное, религиозно-философское и поэтически-художественное. Профессор остановилась на концепциях К.Э. Циолковского и А.Л Чижевского. «Новое обращение к проекту русских космистов открывает для современной науки многообразные исследовательские направления», - уверена Татьяна Лешкевич.
Циолковского современники иногда называли «безумным фантазером». Но его исследования с 20-х годов прошлого века до сих пор привлекают к себе всеобщее внимание. Представление мыслителя о космосе как о будущем пристанище человеческого рода считается одним из наиболее перспективных в мировой науке. С именем К.Э. Циолковского связано появление «космической этики». В ее основе идея превосходства более совершенных форм жизни над менее совершенными. Следовательно, вполне закономерна возможность будущей колонизации космоса самыми высокоразвитыми существами, которые постепенно вытеснят, а возможно, и искоренят другие, более простые виды.
Константин Циолковский выступал за разумный эгоизм, определяя его как «заботу о будущности своих атомов и, значит, обо всем мировом целом, в котором они рассеются после исчезновения их обладателя». Говоря об атомарном бессмертии, ученый рассматривал любой организм как сгусток бессмертных атомов. Трагедию смерти он считал всего лишь иллюзией эгоистической эмоциональности человека.
Основатель космобиологии А.Л.Чижевский ввел понятие живого и разумного Космоса, «трепета пульса земли». Все важные процессы на Земле, а также исторические события ученый связывал с ритмами солнечной активности. По его подсчетам, ее периодичность составляет приблизительно 11-17 лет.
Оживленную дискуссию вызвал вопрос космической этики в контексте неизбежности постоянного нравственного выбора. Например, бороться ли с вирусами? Пропалывать ли сорняки? А.М. Старостин высказал мнение, что человек, задумывающийся над подобными дилеммами, сравним с сороконожкой, которая постоянно рассуждает, с какой ноги ей начать движение.
Две четко разделяемые культуры - естественнонаучная и гуманитарная - могут быть органично синтезированы в натурфилософии космизма. Это позволит создать целостную картину мира, в которой не будет непреодолимых границ между микро- и макрокосмом, разумом и природой. Размышлениями на эту тему поделился профессор О.М. Штомпель.
Доктор философских наук, доцент ЮРГИ Ю.В. Шичанина сосредоточилась на общих чертах и различиях между современным русским космизмом и западным трансгуманизмом.
Участники круглого стола не обошли вниманием и художественную составляющую русского космизма. Профессор Е.В. Золотухина-Аболина проанализировала творчество Ивана Ефремова, одного из первых фантастов, занявшихся космической тематикой. Писатель Н.Е. Ерохин и публицист А.И. Царев напомнили, что космос - вовсе не фантастика, рассказав о своих впечатлениях от встреч с Ю.А. Гагариным.
Безусловно, разговор об осмыслении человеком категории космоса получился бы односторонним без участия представителей естественнонаучной сферы. Профессор А.В. Кокин ознакомил со своей моделью развертывания Вселенной в выступлении «Глобальный эволюционизм: выводимость развития». Развертывание предполагает одновременно ускоренное развитие, возрастание энтропии при росте сложности объектов развертывания. При этом неограниченно самопроизвольное усложнение систем во времени ведет к нарастанию внутренних противоречий в них. Эти противоречия в конце концов становятся источником системного саморазрушения. Обратное же возможно только в случае сворачивания сложности до точки в строгом соответствии с законом динамического равновесия. Автор поддерживает теорию американского астронома Э. Хаббла о расширяющейся Вселенной, считая при этом интеллект наиболее совершенной формой организации. А так как разум не может существовать в единичном варианте, это исключает существование какого-либо Сверхразума. По мнению А.В. Кокина, мы живем в тот момент, когда «Вселенная должна отдыхать», а человек как обладатель самой совершенной формы самоорганизации может управлять космосом.
Зинаида СМИРНОВА
КОСМИЗМ (греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики. Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие К. связано с учением древних греков о мире как структурно организованном и упорядоченный целом.
КОСМИЗМ РУССКИЙ - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце 19 - начале 20 вв. Он намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. Будучи целостным социокультурным явлением. К. ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания. В русском К. традиционно принято выделять несколько направлений: религиозно-философское, методологическо-философское и поэтически-художественное. Однако в качестве концептуальной системы К. конституируется именно в философской традиции.
Под АСТРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ПАРАДОКСОМ (АС-парадокс, АСП) понимается противоречие между широко распространенными представлениями о множественности внеземных цивилизаций (ВЦ) и отсутствием явных проявлений их деятельности. В узком смысле его связывают с отрицательными результатами SETI-экспериментов (слабая форма АСП); в более широком смысле - с отсутствием любых наблюдаемых проявлений деятельности ВЦ в космическом пространстве; в этой форме АС-парадокс называют также парадоксом Молчания Вселенной (Великого Молчания). В наиболее сильной форме он трактуется как противоречие между предполагаемой множественностью ВЦ и отсутствием колонизации или хотя бы следов деятельности инопланетян на Земле (парадокс Ферми).