Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Манифестировать "креативистов"

02.06.2011

Понятие "креативность" всего десятилетие как обосновалось в русском языке, но уже прочно внедрилось в самые разные сферы нашей жизни. Этот термин взяла на вооружение и отечественная наука, решив, что скоро с его помощью будет обозначаться не только абстрактная категория творчески мыслящих людей, но и вполне четко определенный новый социальный спой. Как он может возникнуть и что должен принести стране? Об этом рассказал директор Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, доктор философских наук, профессор Ю.Г. Волков. Он выступил на мартовском заседании Профессорского клуба ЮФУ.

На первый взгляд, идея появления в России еще одного социального класса могла показаться гостям встречи теоретическим измышлением. Однако Юрию Волкову удалось представить ее убедитель­но, вписав в живую картину нынешней отечественной реальности. Именно в этом современном контексте, как в питательном бульоне, заложены потенциальные предпосылки зарождения новой общности.

Сегодня российский со­циум разъедает поляри­зация, проявляющаяся не только в доходах, но и в различиях образа жизни, ценностных ориентациях, человеческих установках. При этом властно-эконо­мическая элита России по­ражена двумя серьезными пороками. Во-первых, все представители финансо­вой олигархии находятся в зависимости от Запада. Во-вторых, правящий слой лишен теории, рефлек­сии и идеологии развития. Именно поэтому у страны нет и не может быть осмыс­ленного вектора движения. «В отечественной тради­ции принято вести речь о среднем классе, при­званном стабилизировать общество. Но что именно следует сделать стабиль­ным - тенденции распада?» - задал Юрий Григорьевич риторический вопрос.

Итак, стабильность - во­все не то, к чему следу­ет стремиться. Напротив, нужно подобрать способ грамотной и не слишком резкой трансформации ситуации. Бездействие в настоящем опасно для будущего. Ведь сегодня не нужно быть ученым, чтобы назвать навскидку несколь­ко проблем глобального характера, стоящих перед Россией и миром. Напри­мер, все страны готовятся к серьезному системному кризису, который должен наступить в 30-40-е годы (минувший экономический кризис был его предте­чей). Как выходить из него? На этот вопрос могла бы помочь ответить отече­ственная фундаментальная наука, если бы канал ком­муникации «наука- власть» не был бы в России безна­дежно испорчен.

Очевидна острая потреб­ность создания своего рода «фабрики мысли», способ­ной обеспечить обществу внутренние механизмы прогрессивного развития. А для этого нужны люди, обладающие качественно новым образом мысли. Согласно идее современ­ной науки, они и должны образовать креативный класс. В чем его базисные характеристики?

Этот термин в 70-е годы прошлого века ввел в науч­ный оборот американский экономист Питер Дракер, автор теории о глобаль­ном рынке и концепции «информационного работника». Основным социаль­но-статусным показате­лем для представителей креативного класса вы­ступает творческая само­реализация. Они нацеле­ны на профессиональный альтруизм, ценности свободы, творчества, разви­тия личности. С большей частотой эти ценностные ориентации проявляются в сфере науки, культуры, управления и более размыты у представителей «бюд­жетных» профессий. По­тенциальный состав нового социального слоя весьма многолик: интеллигенты, предприниматели, прави­тельственные чиновники и простые труженики самых различных профессий.

Казалось бы, объедине­ние этих групп невозможно из-за очевидной разницы в их материальном и со­циальном положении. Но стоит помнить важное ус­ловие: уровень доходов и особое положение, а также неформальный социаль­ный капитал не работают «пропуском» в ряды креа­тивного класса. Лакмусом служат совсем другие ха­рактеристики: способность адекватно реагировать на проблемы современного общества, аналитическое восприятие перспектив модернизации и желание личного влияния и участия в этом процессе, а также внутренняя независимость, социальная неангажированность и постоянная го­товность к самореализации и творчеству. Уровень об­разования - тоже значимый, но вовсе не опреде­ляющий критерий.

Препятствием для спло­чения креативного класса в России Юрий Волков назвал слабую консолидированность его пози­ций, невысокий уровень самоидентификации и отсутствие механизмов коллективного представи­тельства и мобилизации. Тем не менее в российском обществе (в котором все же сохранился творчес­кий потенциал!) процесс консолидации креативного класса можно отнести к ближайшей перспекти­ве. Постепенно ценно­сти творчества и свободы будут становиться более приемлемыми для групп с высокой «заявкой» на со­циальное участие.

Главная миссия креатив­ного класса - быть рефе­рентом общественной инициативы. Общество объ­ективно заинтересовано в его появлении и развитии. Однако пассивная надеж­да на «милости от приро­ды» российского социума была бы слишком наивной. Креативный класс нужно взращивать. Следователь­но, не обойтись без актив­ной позиции политической и экономической элиты. Именно она должна трезво осознать неизбежность на­растания отставания, если страна будет продолжать жить внешними заимство­ваниями (и культурными, и технологическими), а го­сударство - игнорировать творческую спонтанность креативного класса. Легко понять очевидность того, что гораздо эффективнее поддерживать рост кре­ативных способностей, чем затрачивать немалые усилия на блокирование страха безработицы или конкуренции за выгодную высокооплачиваемую ра­боту.

Но не следует думать, что креативный класс можно создать «лабораторным» способом, сконструиро­вать по социальному или политическому заказу. Нуж­ны одновременно и реаль­ная заинтересованность государственных структур в формировании в обществе базы поддержки модерни­зации, и самостоятельная способность инноваци­онных слоев общества к самоорганизации.

В заключение Ю.Г. Вол­ков обратил внимание на три значимых момента. Во-первых, креативный класс включает представителей и «новых», и «старых» соци­ально-профессиональных общностей, нацеленных на массовые инновацион­ные практики. Во-вторых, придерживаясь установки на независимость и компе­тентность, «креативисты» исходят из баланса инте­ресов личности, общества и государства. В-третьих, модернизация требует конструктивной мобили­зации социальных сил, стремящихся к качествен­ному развитию, к интег­рированной социальной жизни.

- Каковы механизмы вли­яния креативного класса на жизнь общества? - задал вопрос президент Про­фессорского клуба, дирек­тор Института экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ профессор А.Ю. Архипов.

- Сегодня пока не суще­ствует устоявшегося на­учного представления об этих механизмах. Задача социологии - разработать четкие методологические критерии определения класса, выявить его черты, выйти на уровень его взаи­модействия со всеми сло­ями общества, - пояснил Ю.Г. Волков. - Пока рост­ками креативного класса можно назвать молодеж­ные телеканалы и центры, а также различного рода интеллектуальные клубы - например, Профессорский клуб университета.

Итак, на уровне теории креативный класс мыслит­ся как аналитический кон­структ. Он необходим для того, чтобы ориентировать общество на выявление «креативистов» различных социальных групп и сло­ев. Возможно, уже сегод­ня класс стоит на пороге своего самоопределения. И социологическая па­ука обязана его манифе­стировать. Именно тогда он начнет превращаться из аморфной социальной массы в твердый кристалл. Есть надежда, что за этим последуют реальные по­зитивные изменения в обществе и рост доверия к социальным институтам и ценностям.

Светлана СМОЛЬЯНИНОВА