Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
На первый взгляд, идея появления в России еще одного социального класса могла показаться гостям встречи теоретическим измышлением. Однако Юрию Волкову удалось представить ее убедительно, вписав в живую картину нынешней отечественной реальности. Именно в этом современном контексте, как в питательном бульоне, заложены потенциальные предпосылки зарождения новой общности.
Сегодня российский социум разъедает поляризация, проявляющаяся не только в доходах, но и в различиях образа жизни, ценностных ориентациях, человеческих установках. При этом властно-экономическая элита России поражена двумя серьезными пороками. Во-первых, все представители финансовой олигархии находятся в зависимости от Запада. Во-вторых, правящий слой лишен теории, рефлексии и идеологии развития. Именно поэтому у страны нет и не может быть осмысленного вектора движения. «В отечественной традиции принято вести речь о среднем классе, призванном стабилизировать общество. Но что именно следует сделать стабильным - тенденции распада?» - задал Юрий Григорьевич риторический вопрос.
Итак, стабильность - вовсе не то, к чему следует стремиться. Напротив, нужно подобрать способ грамотной и не слишком резкой трансформации ситуации. Бездействие в настоящем опасно для будущего. Ведь сегодня не нужно быть ученым, чтобы назвать навскидку несколько проблем глобального характера, стоящих перед Россией и миром. Например, все страны готовятся к серьезному системному кризису, который должен наступить в 30-40-е годы (минувший экономический кризис был его предтечей). Как выходить из него? На этот вопрос могла бы помочь ответить отечественная фундаментальная наука, если бы канал коммуникации «наука- власть» не был бы в России безнадежно испорчен.
Очевидна острая потребность создания своего рода «фабрики мысли», способной обеспечить обществу внутренние механизмы прогрессивного развития. А для этого нужны люди, обладающие качественно новым образом мысли. Согласно идее современной науки, они и должны образовать креативный класс. В чем его базисные характеристики?
Этот термин в 70-е годы прошлого века ввел в научный оборот американский экономист Питер Дракер, автор теории о глобальном рынке и концепции «информационного работника». Основным социально-статусным показателем для представителей креативного класса выступает творческая самореализация. Они нацелены на профессиональный альтруизм, ценности свободы, творчества, развития личности. С большей частотой эти ценностные ориентации проявляются в сфере науки, культуры, управления и более размыты у представителей «бюджетных» профессий. Потенциальный состав нового социального слоя весьма многолик: интеллигенты, предприниматели, правительственные чиновники и простые труженики самых различных профессий.
Казалось бы, объединение этих групп невозможно из-за очевидной разницы в их материальном и социальном положении. Но стоит помнить важное условие: уровень доходов и особое положение, а также неформальный социальный капитал не работают «пропуском» в ряды креативного класса. Лакмусом служат совсем другие характеристики: способность адекватно реагировать на проблемы современного общества, аналитическое восприятие перспектив модернизации и желание личного влияния и участия в этом процессе, а также внутренняя независимость, социальная неангажированность и постоянная готовность к самореализации и творчеству. Уровень образования - тоже значимый, но вовсе не определяющий критерий.
Препятствием для сплочения креативного класса в России Юрий Волков назвал слабую консолидированность его позиций, невысокий уровень самоидентификации и отсутствие механизмов коллективного представительства и мобилизации. Тем не менее в российском обществе (в котором все же сохранился творческий потенциал!) процесс консолидации креативного класса можно отнести к ближайшей перспективе. Постепенно ценности творчества и свободы будут становиться более приемлемыми для групп с высокой «заявкой» на социальное участие.
Главная миссия креативного класса - быть референтом общественной инициативы. Общество объективно заинтересовано в его появлении и развитии. Однако пассивная надежда на «милости от природы» российского социума была бы слишком наивной. Креативный класс нужно взращивать. Следовательно, не обойтись без активной позиции политической и экономической элиты. Именно она должна трезво осознать неизбежность нарастания отставания, если страна будет продолжать жить внешними заимствованиями (и культурными, и технологическими), а государство - игнорировать творческую спонтанность креативного класса. Легко понять очевидность того, что гораздо эффективнее поддерживать рост креативных способностей, чем затрачивать немалые усилия на блокирование страха безработицы или конкуренции за выгодную высокооплачиваемую работу.
Но не следует думать, что креативный класс можно создать «лабораторным» способом, сконструировать по социальному или политическому заказу. Нужны одновременно и реальная заинтересованность государственных структур в формировании в обществе базы поддержки модернизации, и самостоятельная способность инновационных слоев общества к самоорганизации.
В заключение Ю.Г. Волков обратил внимание на три значимых момента. Во-первых, креативный класс включает представителей и «новых», и «старых» социально-профессиональных общностей, нацеленных на массовые инновационные практики. Во-вторых, придерживаясь установки на независимость и компетентность, «креативисты» исходят из баланса интересов личности, общества и государства. В-третьих, модернизация требует конструктивной мобилизации социальных сил, стремящихся к качественному развитию, к интегрированной социальной жизни.
- Каковы механизмы влияния креативного класса на жизнь общества? - задал вопрос президент Профессорского клуба, директор Института экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ профессор А.Ю. Архипов.
- Сегодня пока не существует устоявшегося научного представления об этих механизмах. Задача социологии - разработать четкие методологические критерии определения класса, выявить его черты, выйти на уровень его взаимодействия со всеми слоями общества, - пояснил Ю.Г. Волков. - Пока ростками креативного класса можно назвать молодежные телеканалы и центры, а также различного рода интеллектуальные клубы - например, Профессорский клуб университета.
Итак, на уровне теории креативный класс мыслится как аналитический конструкт. Он необходим для того, чтобы ориентировать общество на выявление «креативистов» различных социальных групп и слоев. Возможно, уже сегодня класс стоит на пороге своего самоопределения. И социологическая паука обязана его манифестировать. Именно тогда он начнет превращаться из аморфной социальной массы в твердый кристалл. Есть надежда, что за этим последуют реальные позитивные изменения в обществе и рост доверия к социальным институтам и ценностям.
Светлана СМОЛЬЯНИНОВА