Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

В начале долгого пути

19.05.2011

Я критически отношусь к системе современного бизнес- и управленческого образования, но уверен: мы точно знаем куда идти, и усиленно движемся к цели. Безусловно, тема, поднятая Вашим изданием, - дефицит управленческих кадров в индустриальном секторе, а я бы сказал, и во всех секторах реальной экономики - очень важна и актуальна. В связи с этой темой в последние годы раздается очень много критики в адрес того бизнес- и управленческого образования, которое дают российские вузы. Как руководитель одного из ведущих южнороссийских вузов в этой сфере, хочу напомнить об основополагающих вещах, без понимания которых трудно дальше что-то обсуждать.

А учит кто?

Начну с общего: достаточно давно, в 90-е годы, в ходе научно-экономических диспутов мне попалось высказывание американцев, что с рыночной экономикой у русских ничего не получится, потому что советский строй отучил русских рисковать. Сначала меня это задело и даже обидело, но, подумав, я понял: да, это так. Ведь советская власть в свое время наиболее предприимчивых и деятельных людей, которые строили расширенное воспроизводство, давали работу людям, восприняла как эксплуататоров со всеми вытекающими последствиями. Лучшая интеллигенция была обличена Лениным как гнилая и вечно сомневающаяся в отличие от решительного и ни в чем не сомневающегося рабочего класса, и она частично уехала из России, частично была расстреляна. Во время войны мы также понесли невосполнимые потери, потому что, как говорила моя мама, лучшие и отчаянные чаще погибали.

К чему все это привело? По очень оптимистичной оценке, в среднем производительность труда в сельском хозяйстве, промышленности и управлении у нас в шесть раз меньше, чем в развитых странах. Вроде бы все это знают и обсуждают этот вопрос со всех точек зрения, кроме одной: почему это так? Мы - дети сложного для творчества и невозможного для предпринимательства советского времени, люди советского воспитания и менталитета, отученные рисковать и мыслить рыночными категориями. Нам сегодня непросто научить молодежь рисковать и тем более управлять рисками. Выход пока один: нужно не бояться и не стесняться приглашать специалистов извне, активно учиться у них.

Успешный западный или российский бизнесмен больше расскажет за два часа, чем профессор советской школы за 20 часов лекций. Но, с другой стороны, этому маститому бизнесмену за два часа надо заплатить больше, чем профессору за 20 часов. А у любого вуза есть финансовые ограничения. Государство это поняло, но при самых его благих намерениях можно не сомневаться, что денег на поддержку всех не хватит, да и не делается это ни в каких странах - везде выбирается когорта лучших и она поддерживается. Два шага в этом направлении в России уже сделаны - созданы федеральные университеты и им выделены приличные деньги. На миллиард с лишним рублей, выделенных государством, мы закупили оборудование, которым мог бы гордиться любой самый продвинутый университет в мире.

Вторая огромная проблема, которую, пожалуй, и государству не решить, потому что тут не в деньгах вопрос и не в законах, - у нас нет культуры предпринимательства как таковой. Фазиль Искандер о нашем российском рынке высказался так: рынок без этики - это зверинец с открытыми клетками.

Полностью солидарен. Какое бы мы образование ни давали, но если человек по культуре своей считает нормальным деловой каннибализм, то его никто не научит быть хорошим предпринимателем. Вывод: ребенок должен в семье получить стимул и стремление добиться успеха в жизни и сформировать цивилизованную систему жизненных ценностей и морали.

Увы, по моим наблюдениям, у нас из студентов, которые пришли после школы, лишь 20% понимают, что образование даст им возможность стать успешными. В Америке 99% мотивировано на получение образования. А почему? Потому что там иная культура и в том числе платное образование.

Государство может дать ссуду на образование, но ты ее должен вернуть: с неоплаченной ссудой ты не устроишься на хорошую работу, не получишь другие кредиты, будешь ущемлен в гражданских правах. Люди, получающие у нас в России второе образование, отличаются кардинально: они хотят получить за свои деньги больше, чем заплатили. И чтобы соответствовать их ожиданиям, вузам надо потрудиться и не стесняться учиться самим. В ЮФУ мы, разрабатывая учебные программы, берем за основу не только свой опыт и госстандарты, но и опыт лучших зарубежных университетов. Мы привлекаем к оценке наших программ экспертное сообщество как в России, так и за рубежом. Около ю% образовательных программ ЮФУ прошли аккредитацию в международных агентствах и организациях США, Германии, России.

Аккредитованы, например, программы по психологии, менеджменту, математике, инженерные. При этом нам приходится решать еще одну системную проблему:

Принципиальное отличие нашей страны в том, что раньше мы готовили специалистов для страны в целом, а сегодня мы должны готовить специалиста, ориентируясь на личность самого студента, выбранные им самостоятельно или с работодателем курсы. Существующая сегодня система отлажена под массы - вот парадокс и противоречие. Мы идем к тому, чтобы вуз служил студенту, а не наоборот.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО ПОСЕЯНО

Есть у нас в дополнительном образовании и бюджетная составляющая, есть смешанные курсы и программы, есть чисто платные. По нашим наблюдениям, процентов 70 наших выпускников по бюджетным программам - а мы их судьбы отслеживаем и поддерживаем связь - продолжили свою карьеру весьма успешно, процентов 30 можно назвать несостоявшимися - возможно, они не смогли перестроиться, может, мы что-то недодали... Но этими госпрограммами было положено начало новой философии и той самой культуре, о которой мы говорили выше. На мой взгляд, самое главное в этих программах - создание генерирующей интеллектуально-управленческой элиты. Это ускорение, как я считаю, было задано президентом страны очень правильно. Выпускники президентских программ, которые у нас учились, сейчас присылают к нам уже своих работников и подчиненных, своих детей, они берут наших студентов к себе на стажировку, а впоследствии и на постоянную работу. То есть вполне можно расценивать их как авангард нового и в культурном, и в образовательном, и в мотивационном аспектах поколения предпринимателей и управленцев.

Мы уже наблюдаем всплеск интереса к дополнительному образованию в самых разных слоях - у предпринимателей из малого и среднего бизнеса, у врачей, причем с именем и авторитетом, у инженеров и физиков. Их никто не гонит и не принуждает, это их личная осознанная потребность.

Мы работаем четыре года, и за это время от 26 программ дополнительного профобразования мы сегодня пришли к 533 программам. Не факт, что они все востребованы. Мы это сделали потому, что сегодня потребность во втором образовании на порядок выше, чем в первом, основном. Я считаю, что второе образование находится на начале подъема, и это очень здорово. Нам теперь нужно не только успевать за растущим спросом, но и предвосхищать его.

В 2010 году у нас дополнительное образование по коротким программам прошли без малого 7,5 тыс человек - за один год, а у нас всего студентов 45 тысяч. И эта цифра говорит прежде всего о том, что люди поняли: знания являются одной из составляющих успеха. Мне недавно один вполне успешный и состоятельный предприниматель говорил: лишь после учебы я понял, что столько денег за эти годы потерял, столько ошибок наделал и столько упустил возможностей только потому, что делал многое по наитию, без знания основ менеджмента и экономики.

Мы должны понимать, что нужна долгая, кропотливая, планомерная работа, и тогда успех обеспечен.

Владислав ЗАХАРЕВИЧ