Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

В ЮФУ обсудили опыт внедрения балльно-рейтинговой системы

21.04.2017

20 апреля в Южном федеральном университете состоялась конференция "Качество образования и балльно-рейтинговая система в вузах". В работе форума приняли участие представители целого ряда вузов России, в том числе Москвы, Краснодара, Симферополя, Нальчика, Ставрополя, Волгограда, Ростова-на-Дону, общественные деятели, представители Профсоюза и руководства Южного федерального университета.

Открыл конференцию председатель первичной профсоюзной организации работников и обучающихся ЮФУ Вячеслав Семигук. С приветствием от имени руководства университета к собравшимся обратился проректор по организации проектной деятельности в сфере общественных коммуникаций Сергей Дюжиков: «Южный федеральный университет рад приветствовать такое представительное сообщество! Тема конференции важна и актуальна - качество образования является главным индикатором успешной работы любого вуза. Именно качество образования дает стране новые квалифицированные кадры, именно от этого фактора зависит будущее российской науки. При этом я хочу подчеркнуть: балльно-рейтинговая система и качество образования – не тождественные понятия. БРС - один из инструментов реализации программы повышения качества образования, элемент системы. Но, безусловно, элемент ключевой. Я от имени ректора ЮФУ Марины Боровской приветствую всех собравшихся и желаю успеха этой конференции!»

Основной темой конференции, безусловно, стала именно балльно-рейтинговая система. Опыт внедрения в тех или иных структурных подразделениях ЮФУ, практики, применяемые в других вузах, мнения общественности и отдельных специалистов о системе в целом и об отдельных аспектах БРС обсуждались с самых разных точек зрения.

Интересный и содержательный доклад представил директор института математики, механики и компьютерных наук Михаил Карякин, который рассказал об электронной системе, созданной в его подразделении ЮФУ. Эта платформа вызвала живой интерес, некоторые участники конференции выступили с инициативой распространить удачный опыт не только в другие подразделения ЮФУ, но и в другие вузы.

В рамках подготовки к конференции социологическая служба ППО ЮФУ провела исследование «Балльно-рейтинговая система во мнениях преподавателей и студентов университета». Инструментарий анкеты включал несколько блоков, касающихся осведомленности респондентов об основных положениях балльно-рейтинговой системы, отношении к БРС в целом и определенным ее аспектам в частности. Также в рамках исследования были собраны реальные предложения по улучшению или видоизменению балльно-рейтинговой системы в ЮФУ.

Итоги исследования в преподавательской среде представил заместитель председателя ППО ЮФУ Владимир Гайворонский. Одним из главных итогов исследования стало то, что систему в целом преподавательский состав университета воспринимает полезной и необходимой, но – нуждающейся в некоторой доработке и корректировке. Подавляющее большинство опрошенных отметило нехватку времени и увеличение рабочей нагрузки преподавателей в связи с использованием балльно-рейтинговой системы оценивания знаний.

Доктор биологических наук, профессор кафедры биофизики и биокибернетики Борис Владимирский вернул диалог в русло обсуждения качества образования. "Когда мне сообщили о подготовке к конференции, я услышал только первую часть - «качество образования». Именно об этом хотелось бы поговорить с коллегами". Далее уважаемый профессор выступил с целым рядом интересных и актуальных предложений, фактов и идей. Качество образования как таковое – что это? Количество полученных знаний или умение пользоваться ими по окончании? Качество самого образовательного процесса или результата? Одним из предложений Бориса Михайловича стало более широкое использование современных гаджетов и перенимание этого опыта у молодежи. Очень строго подошел профессор к проблеме плагиата: «За предложение из 12 слов, скопированное из другого источника надо отчислять, сразу» - заявил Б.М. Владимирский. Нужно с первого курса приучать студента не только искать источник знаний и информации, но и уметь правильно, творчески интерпретировать данные, находить свои подходы.

Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы в Высшей школе корпоративного управления РАНХ и ГС представила профессор, доктор экономических наук Людмила Дуканич.

Интересный опыт применения балльно-рейтинговой системы представил гость из Кабардино-Балкарского государственного университета им. Бербекова, доктор физико-математических наук Мурат Хоконов. Альтернативная система оценивания знаний, близкая к современной БРС, родилась в КБГУ еще в 1990 году! Проблемы балльно-рейтинговой системы, которые обсуждаются сейчас, были актуальны и 27 лет назад. «Одной из причин появления БРС является, как мы все понимаем, коррупция в вузах. Система призвана побороть этот недуг в образовательной сфере. Увы, реальность иногда далека от идеала: в некоторых вузах «сбор средств» проводился 1 раз за семестр, во время сессии. После внедрения в одном из вузов трех контрольных точек, таких сборов стало 4». Такая яркая сентенция вызвала живой отклик к зале.

Завершилась основная часть конференции докладом о результатах еще одного социологического исследования – «Балльно-рейтинговая система во мнениях обучающихся ЮФУ». Совокупная выборка исследования составила 805 студентов, представителей 21-го структурного подразделения университета. Разработку инструментария, проведение самого опроса, а также анализ полученных данных выполнили студентки Института социологии и регионоведения ЮФУ Виктория Ливанова и Ксения Малова под научным руководством директора института, кандидата социологических наук, доцента Антона Серикова. В работе над исследованием также приняли участие студенты младших курсов ИСиР ЮФУ, получившие возможность опробовать свои знания на практике.

Доклад вызвал острый интерес среди гостей конференции и стал рекордным по количеству вопросов, заданных выступающим. Актуальность исследования не подвергается сомнению - со времени введения БРС в 2012 году в нашем университете не проводилось крупных исследований среди студентов по этой теме. Данные, полученные в ходе исследования, в целом подтвердили выводы других докладчиков: БРС нуждается в корректировках и доработке, необходимо учитывать специфику отдельных структурных подразделений и учебных курсов, важно не забывать о том, что университет - место для получения знаний, а не борьбы за баллы. Подробный аналитический отчет в ближайшее время будет опубликован на сайте ППО ЮФУ profkom.sfedu.ru.

В завершение конференции участники встречи договорились о продолжении работы - тема качества образования станет основой будущих научных форумов и конференций. Резолюция конференции в ближайшие дни будет представлена руководству Южного федерального университета.

Информационная служба ППО ЮФУ

Фотоотчет: Роман Шевченко