Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Артур Токарев: "Архитектура - это и наука, и искусство"

18.03.2017

Четвёртую беседу спецпроекта "100 бесед о науке" мы провели с доцентом Академии архитектуры и искусств, кандидатом архитектурных наук и практикующим архитектором Артуром Токаревым. О пути к творчеству, любви к Ростову и исчезновении архитектурного наследия - читайте в новом материале.

 Артур Токарев закончил Ростовский государственный архитектурный институт по специальности «Архитектура» в 1996 году. Научные интересы - история и теория архитектуры, педагогика. Кроме преподавания в Академии архитектуры и искусств ЮФУ, занимается практической работой, выступает как эксперт по самым острым проблемам сохранения архитектурного наследия, в том числе в Ростове-на-Дону.

О свободном художнике и армии

Творчество было интересно Артуру Токареву с детства, но архитектором он решил стать далеко не сразу: однозначного решения даже после окончания школы.

- В детстве я мечтал быть свободным художником, много рисовал. Но когда передо мной стал выбор профессии после школы, это оказалось сложным. Была возможность уйти в техническую профессию, у меня многие члены семьи закончили РИСХМ, ныне ДГТУ, но мне не нравилась профессия инженера. Хотя я даже какое-то время работал лаборантом в НИИ механики и прикладной математики РГУ. В то время для студентов армия была обязательной, и тогда я решил сначала отслужить, а потом решать, кем же я буду дальше.

Как-то во время службы мне из дома прислали заметку из газеты о том, что в Ростове открыли архитектурный институт (Ростовский государственный архитектурный институт, 1988 год, - прим.авт.). Я понял, что это то, что мне нужно, потому что архитектор – это многогранная профессия, которая совмещает в себе и художника, и инженера, и философа.

«Метод А» и три стороны одной медали

Основательно заниматься архитектурой наш собеседник решил уже в студенческие годы. Поводом к этому стала ознакомительная практика после первого курса.

- Нас знакомили тогда с архитектурой города, и мне многое показалось интересным. Я ведь вырос в центре Ростова, это мой родной и любимый город, так что интерес к исторической архитектуре возник у меня вполне естественным путём. А потом я получил задание выступить перед первокурсниками с докладом об этом, и получилось так удачно, что я стал участвовать в конференциях. На третьем курсе под руководством Нины Цукановой я занялся темой архитектуры Ростова 1920-30х годов. Меня похвалили за выступления, появилась мотивация, а в тот год, когда я защищал диплом, у нас открыли специализацию «теория и история архитектуры». Поэтому и диплом у меня был теоретическим, посвящённым архитектуре Ростова 1920-40х годов.

- Чем Вы сейчас занимаетесь? На чём специализируетесь?

- После защиты диссертации я занимаюсь трёмя видами деятельности – наукой, преподаванием и реальной практикой. Всё это в умеренном режиме происходит, потому что невозможно всё успеть (улыбается), но мне интересны и первая, и вторая, и третья сторона, и в этом основная проблема.

Какое-то время после защиты диссертации я наукой не занимался, но не так давно подумал, не выпустить ли мне какой-нибудь, например, путеводитель по архитектуре Ростова? Сделать бы это на основе своей диссертации, добавить туда информации. Перед этим я работал над пособием по образовательной методике для младших курсов «Метод А», которое вызвало очень положительные отзывы. Оформление книги получилось на европейском уровне: со мной работала команда из графических дизайнеров и других хороших специалистов. Профессионалов я привлекал и дальше, во время подготовки первой монографии – её выпуск состоялся в 2013 году.

25 000 километров экспедиций

- Первую монографию я пустил в 2015 году, она была посвящена Ростову, но скоро стало ясно, что надо расширять географию исследований. Это, конечно, было очень сложно и требовало больших затрат. Но один очень хороший человек, энтузиаст, Игорь Бычков, фактически выступил как меценат этого проекта по исследованию архитектуры юга России. От такого невозможно было отказаться: никто прежде этим не занимался.

Два года мы работали над проектом целой командой. В первой части экспедиций мы взяли Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский край и Крым, где исследовали 26 городов и населенных пунктов. В общей сложности, мы проехали около 25 тысяч километров, заезжая в некоторые города повторно. Это очень красивая цифра: больше, чем от Южного до Северного полюса. Так появилась в 2016 году на свет монография «Архитектура юга России эпохи авангарда». А сейчас мы активно готовим следующую экспедицию.

- Архитектура для вас – всё-таки наука или искусство?

- Я думаю, что это и наука, и искусство. Потому что если бы мы подходили к архитектуре как к науке, как и в любой сфере при выполнении любого проекта, наверное, мы бы были сейчас в качественно иной среде. Но искусству у нас тоже много учат. Тут самое главное – помнить, что любому творчеству должен предшествовать исследовательский подход.

Реставрировать нельзя разрушить

Разговор об исторической архитектуре Ростова не может не затронуть связанные с современностью проблемы: как сохранить исторический облик города?

- Есть мнение, с которым я согласен, в отношении нашей современной архитектуры, что она отстала лет на 30 от мировой – просто потому, что отстали технологии. Поэтому большинство современных строений – это рядовая, банальная архитектура, которая никаким образом не взаимодействует с исторической средой, ни внешним видом, ни размерами, ни стилем, ни объёмом. Исторический Ростов год за годом деградирует.

Но здесь проблема более глубокая, потому что у нас очень многие люди обеспокоены сохранением хорошей архитектуры, но если спросить у них, какая архитектура хорошая, они будут говорить о том, что у нас в этом никто ничего не понимает. Я могу сказать, что за исключением Москвы и Петербурга, городская среда большинства городов России выглядит ужасно с точки зрения эстетики, качества и функций. В ней совершенно невозможно жить маломобильным группам населения, которых у нас 50% (это инвалиды, родители с маленькими детьми, люди преклонного возраста и т.д.).

- Как Вы относитесь к современной реставрации исторических памятников?

- Надо понимать, что есть реставрация, а есть капитальный ремонт, который сейчас проводится. Реставрируют только памятники архитектуры, а таких объектов единицы, например, наш центральный собор, где работают профессионалы. А в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в Ростове идёт программа капитального ремонта зданий. В подавляющем большинстве случаев при этом происходит массовое уродование исторической архитектуры Ростова, потому что работают неквалифицированные бригады, которые искажают исторический облик зданий. Всё ремонтируется частично и на современный лад. Вот если бы у нас все жители и чиновники смотрели бы на архитектурные фасады так, как женщины смотрят на своё лицо в зеркале перед выходом из дома, мы имели бы совершенно другую архитектурную среду.

Валентина Тарасова, фото автора