Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Екатерина Шашлова: у философии во Франции и России различные функции

10.11.2014

В рамках научно-исследовательского проекта "Специфика феноменологической проблематики в ранних работах М. Фуко" в октябре руководитель проекта Екатерина Шашлова в командировку в библиотеки университетов и исследовательских центров Парижа.

 В результате поездки удалось узнать о важных различиях в преподавании философии во Франции и России от выпускницы факультета философии и культурологии ЮФУ 2008 года Светланы Кузнецовой, которая обучалась на философском факультете Сорбонны Париж-I в 2013-2014 учебном году.

По сравнению с российским философским образованием, французская философия не стремится к систематическому теоретизированию и обращена к решению практических проблем. Это проявляется в самом учебном процессе, который направлен в первую очередь на формирование критического мышления. Критическое мышление – это не само собой разумеющаяся способность человека оценивать действительность, но особый навык, который формируется в результате сложной практики философского образования в Сорбонне: самостоятельного оценивания текстов без опоры на комментаторов; выработка независимого взгляда на проблему в ходе дискуссий на занятиях, как среди студентов, так и с преподавателем; подготовка к сложному многочасовому письменному экзамену, где требуется также собственная аргументация к раскрытию вопросов или комментариям к тексту, а за списывание на котором могут и отчислить. 

Во Франции философия выполняет функцию инструмента развития критического мышления, необходимого и применяемого для анализа современных социальных проблем, разработки и реализации социально значимых проектов. Поставить под сомнение важность философии во Франции не представляется возможным. В России же мы сталкиваемся и с другим положением интеллектуала, и постоянным самооправданием философии, которая потеряла свою прежнюю функцию обоснования диалектического материализма. Это отражается на содержании философских дисциплин и на самой роли философии в обществе. 

 Результаты этой поездки будут применены в работе коллективного студенческого проекта «Дисциплинарная история философии» (руководитель к.ф.н. Екатерина Шашлова) научно-исследовательской лаборатории истории современной западной философии Института философии и социально-политических наук ЮФУ.