Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

ЮФУ проводит исследование институтов сферы потребительского кредитования

25.07.2014

Вступил в силу новый закон "О потребительском кредите (займе)" N 353-ФЗ от 21 декабря 2013 г. О возможных последствиях его реализации, а также о принципах адаптации основ институциональной теории к объяснению кредитного поведения в статье Леонида Шафирова и Анны Оганесян.

Потребительское кредитование: развивать нельзя запретить?
 
Дискуссия, развернувшаяся в прошлом году вокруг ситуации на отечественном рынке потребительского кредитования и инициировавшая новый закон о потребкредите, была обусловлена ростом просроченной задолженности именно в сегменте высокорисковых беззалоговых нецелевых потребительских ссуд.
Очевидно, что обращаются за такими видами кредитов, как правило, граждане со средними и низкими доходами, которые, в отсутствие «буфера сбережений», не в состоянии за счёт текущего дохода позволить себе дорогостоящую покупку.
К тому же, исследования, проводимые Высшей школой экономики, Левада-Центром свидетельствуют о том, что основное направление расходования кредитных ресурсов, получаемых в рамках таких кредитов, – покупка бытовой техники, прочие потребительские нужды, целевое назначение которых может лишь повысить риски перекредитованности.
А констатируемый этими исследованиями факт смещения закредитованности в малые населённые пункты России – тот важный индикатор, который в ещё большей степени говорит о серьёзности ситуации.
 
Немного теории
Закон, о котором идёт речь, вступил в действие с 1 июля 2014 года, поэтому о последствиях его практического применения делать выводы рано.
Однако очень важно оценить – действительно ли принятые в его рамках меры регулирования ситуации на рынке российского потребительского кредитования способны исправить ситуацию?
Пока что представляемые на сайте ЦБ РФ данные, регулярно освещаемые российской прессой, демонстрируют дальнейший рост «плохих» долгов, а на фоне продолжающегося массового отзыва лицензий у коммерческих банков – тема приобретает дополнительный ракурс: банкам необходимо выстраивать стратегии устойчивого развития.
Тенденция роста просроченной задолженности в сфере потребительского кредитования, рассматриваемая с точки зрения экономической теории, отражает, как результаты сделок, при соблюдении принципа априорной взаимовыгодности добровольного обмена, каждая сторона которого поступает субъективно рационально, тем не менее оборачиваются, в более или менее долгосрочной перспективе, усугублением финансового положения заёмщиков, ростом социальной напряжённости, ростом рисков для кредиторов.
Разработанные в рамках институционализма подходы объясняют, как и почему принцип априорной взаимовыгодности обмена может приводить к таким результатам.
Ведь причина ситуации – в нерациональном расходовании гражданами заёмных средств, используемых преимущественно на неинвестиционные цели, не способствующие расширению возможностей выплаты кредита.
Рассматривать сферу потребительского кредитования как институт – значит, в контексте правил, которыми руководствуются контрагенты.
Именно руководствуются на практике, а не игнорируют или пытаются обойти.
Если внедряемые формальные правила не согласуются с устоявшимися практиками делового оборота, есть опасения, что реально действующими механизмами они так и не станут.
В свою очередь, запретительные и ограничительные меры, в случае если привычки, связанные с потреблением, расходованием средств остаются прежними, вряд ли помогут исправить ситуацию.
Однако сегодня вопрос заключается в следующем: находит ли понимание этих фактов отражение в федеральной политике?
 
Снижение риска
Отмечено, что характер проблемных ссуд, – высокорисковость, не обеспеченность залогом, безотносительность целевого назначения.
Снижение риска для заёмщика в контексте содержания нового закона связывается прежде всего со снижением асимметричности информации в части сведений о кредитной сделке, предотвращением навязывания дополнительных услуг и скрытых комиссий. Впрочем, руководство Центрального банка и называет новый закон «Законом об информировании».
Активная же часть политики регулятора – проявляется только в ограничении стоимости займов для граждан, установлении средневзвешенных ставок по разным видам кредитов, регулировании размеров штрафов.
Достаточно ли этого?
Ведь определению целевого кредитования и вопросу создания дополнительных объектов залога в законе внимания не уделяется.
Между тем, в научной литературе достаточно убедительно обоснованы отрицательные последствия такой преимущественно ограничительной политики для малообеспеченных групп населения, которые могут оказаться вытеснены в сферу неформального, ещё более рискового и дорогостоящего, кредитования, либо вообще остаться без доступа к кредитным ресурсам.
 
Рациональный кредит
Альтернативным механизмом воздействия на кредитное поведение заемщиков могла бы стать разработка кредитных предложений, которые имели бы большую вероятность оказать положительное влияние на благосостояние домохозяйств в сегменте средне- и низкодоходных групп населения, а также – на местное экономическое развитие.
Так, в статье «Рационализация потребительского кредитования в интересах местного экономического развития сквозь призму институциональной экономической теории», опубликованной в журнале Terra Economicus, обосновано, что контекст целей и мотивов, связанных с использованием кредитных ресурсов, может обусловить социально-экономическое развитие соответствующих территорий, или сообществ, с которыми идентифицирует себя заёмщик.
Использование кредитных ресурсов на развитие видов деятельности, которая бы позволяла генерировать будущие доходы либо сокращать будущие расходы, предотвращая излишнюю закредитованность домохозяйств заёмщиков, способствуя снижению рисков для банков вследствие роста финансовой устойчивости домохозяйств в долгосрочной перспективе, – и есть направление рационализации кредитования.
Примеры таких «рационализирующих» кредитов – целевые кредиты на развитие предпринимательской деятельности, самозанятости, инвестирование в получение знаний, навыков и умений, на оплату медицинских услуг, на повышение энергоэффективности жилья, для сезонных покупок твердого топлива, овощей, фруктов.
Переориентация целей заёмщиков, в результате активного продвижения таких кредитных продуктов, могла бы способствовать трансформации кредитных ресурсов в источник развития как самих домохозяйств, так и территорий их проживания, повышая качество жизни домохозяйств заемщиков, местных сообществ, развитию человеческого и социального капитала. Иными словами, – экстернализировать положительные эффекты индивидуального потребительского кредита.
В свою очередь, усиление эффекта положительной экстернализации предполагается в результате регулярного воспроизведения успешных кредитных практик остальными членами местного сообщества вследствие их популяризации, тиражирования.
 
Важный вывод, который следует из такой адаптации основ институциональной теории к объяснению кредитного поведения, заключается в идее использования потребительского кредита в интересах регионального и местного социально-экономического развития.
Идея эта образует фундамент гипотезы о том, что воздействие на мотивы и цели участников кредитных сделок может изменить их поведение не только с целью предотвращения закредитованности и снижения степени рисков по формальным признакам, но и – в целях, соответствующих вектору социально-экономического развития территорий.
 
Анна Оганесян,
Леонид Шафиров