Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Мировую практику создания инновационных университетов обобщили в книге

16.02.2012

В ЗНБ ЮФУ, а также на абонементах физического факультета и факультета математики, механики и компьютерных наук появилась книга "Университет исследовательского и предпринимательского типа: европейский опыт для Молдовы, России и Украины". Это научно-практическое издание — результат международного проекта "МЕРКЮРИ", стартовавшего в 2009 году, программы Европейского союза ТЕМПУС. По мнению начальника управления международных связей ЮФУ В. Жукова (соавтора книги) издание полезно для понимания и реализации стратегической цели ЮФУ.

Реализация проекта ставила перед членами консорциума задачи изучения и исследования европейского и национального опыта создания университетов исследовательского и предпринимательского типа, а также создания  инфраструктуры по привлечению дополнительных средств на инновационную деятельность.

Состав консорциума был очень представительным: Университет земли Саар (Германия), Компания EURICE (Германия), Университет Аликанте (Испания), Ягеллонский университет (Польша), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (Россия), Комитет по науке и высшей школы Санкт-Петербурга (Россия), Южный федеральный университет (Россия), Santander Universities Global division (Россия), Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности (Россия), Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (Украина), Министерство образования и науки Украины, Государственное агентство Украины по инвестициям и инновациям, Государственный университет Молдовы, Государственное агентство по интеллектуальной собственности Республики Молдова.

Созданная в ходе реализации проекта книга «Университет исследовательского и предпринимательского типа: европейский опыт для Молдовы, России и Украины» является аналитическим обозрением широкого спектра вопросов, связанных с процессом создания прибавочной стоимости в цепочке «образование – наука - инновации» и превращения нового научного знания в рыночный продукт.

Особенная ценность этой книги состоит в её структуре, которая позволяет  читателям ознакомиться с инновационным процессом как на микро -, так и на макроуровне. Материал изложен в виде параллельных сюжетов, раскрывающих инновационные технологии в университетах.

В первой части «Давайте знакомиться» читатель ознакомится с ключевыми понятиями, связанными с научно-техническим развитием, сферой научно-технической и инновационной деятельности и университетами исследовательского типа, диффузией инноваций в экономику, творчеством и появлением нового (научного) знания.

Во второй части «Чего же нам не хватает?» - с вопросами рыночного спроса на продукцию, особенностям формирования творческих навыков и умений, ролью автономных университетов и инфраструктурой инновационной деятельности.

Процессу становления и организации трансфера технологий в США и Европе, роли инновационного менеджмента, стратегического планирования посвящена третья часть книги - «Найти идеальную модель».

В четвертой части «Звезды новаций» раскрывается понятие интеллектуальной собственности (ИС), а также вопросы приобретения и управления правами ИС, новым знанием как объектом права ИС, патентной политики ведущих университетов.

В пятой «Тернии новаций», шестой «Бремя оваций» и седьмой «Навстречу ЗАВТРА» частях -  рассматриваются основные этапы  и составляющие инновационного процесса, рыночные инструменты повышения конкурентоспособности продукции и их использование в университетах (стратегический менеджмент, технологический аудит, управление интеллектуальной собственностью), вопросы трансформации капитала в инновационной экономике, налогового стимулирования, охраны интеллектуальной собственности, рекомендации по оценке стоимости результатов научно-технической деятельности, человеческого капитала и др. 

В книге даются ссылки на используемые первоисточники, научные труды, благодаря чему она может стать прекрасным подспорьем для научных сотрудников и студентов, занимающихся данной проблематикой. Кроме того, в ней даны многочисленные рекомендации, которые могут быть полезны работникам высших учебных заведений,  служащим органов государственных учреждений и местного самоуправления, предпринимателям, представителям общественности.