Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Зимняя школа "Археология текста-2: гул языков"

08.02.12

С 29 января по 4 февраля в сочинском санатории им. М.В. Фрунзе прошла Зимняя школа "Археология текста-2: гул языков", явившаяся продолжением удачно прошедшей год назад Зимней школы: "Археология текста в пространстве классической текстологии и вне ее пределов".

Организаторами школы выступили Управление международных связей Южного федерального университета (начальник – В.В. Жуков), Центр междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) Южного федерального университета (директор – А.В. Кореневский). Финансовую поддержку Зимней школы осуществлял Оксфордский Российский Фонд.

В Школе приняли участие 50 студентов-гуманитариев из 19 вузов России: Южный федеральный университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Ульяновский государственный университет, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Кубанский государственный университет, Тверской государственный университет, Дальневосточный федеральный университет, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Самарский государственный университет, Воронежский государственный университет, Иркутский государственный университет, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Петрозаводский государственный университет, Томский государственный университет, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Тюменский государственный университет, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Сибирский федеральный университет.

В этот раз лекторы и организаторы Зимней школы предложили студентам рассмотреть феномен текста в сопряжении с проблемой порождающей и обусловливающей его существование языковой среды, перенесли акцент познавательного интереса с текста как результата на само «говорение», на морфологию самого высказывания и порождаемые им эффекты.

«Гул языков» – то, что существует еще до текста, до коммуникации в дискурсивно оформленном виде. Вот почему всех интересовало «магическое» превращение в текст того, что мыслится как нация, предстает городом, опознается как телесное, конструируется как «реальность» в масс-медиа, рекламе, кинематографе.

Лекторы попытались ответить на те вопросы, которые не могут быть разрешены в перспективе одной академической дисциплины: какова специфика того или иного дискурса о теле, городе, нации, медиа? Есть ли закономерности в процессе трансформации события в сообщение? Почему наше знание о мире дискурсивно? Как декодировать сообщения исторического и современного текста? Возможно ли устранить искажения, искривления информации? Почему в отношении некоторых объектов строго дисциплинарные подходы не работают? Насколько продуктивны модные исследовательские тренды Visual / Urban / Media / Identity / Body Studies.

Помимо лекционных занятий студентам была предложена работа в фабриках текста, проектная работа, кино для умных, а также мастер-класс по киноискусству, проведённый Марком Пенсоном, профессором Кингстонского университета (Лондон), специалистом в области культурологии и истории кинематографа. Рабочими языками школы являлись – русский и английский.

Успеху школы способствовал удачный подбор лекторов:

В качестве гостей на Зимней школе присутствовали:

Организационные вопросы решали, и перевод осуществляли сотрудники УМС ЮФУ Владимир Жуков, Елена Рябенькая, Юлия Радужан и Анастасия Щепкина.

Отзывы некоторых слушателей:

Глущенко К.: «И снова текст восторжествовал! Отличная зимняя школа, которую подарил нам Оксфордский фонд и ЮФУ. Неделя творчества и потрясающих лекций. Участвуя второй раз в ЗШ -12, хотелось бы отметить вдохновлённость наших преподавателей, оптимизм и увлечённость студентов, что создавало непередаваемую творческую атмосферу всей школы».

Подумов А.: «Зимняя школа-2012 – удивительное событие в моей жизни. Я очень рад, что смог попасть сюда. На этой школе я узнал много нового, интересного, необычного, смог услышать множество умных людей, замечательных преподавателей. Я бы хотел особенно отметить лекции Оксаны Сергеевны Карнауховой, Игоря Николаевича Данилевского, Ольги Анатольевны Джумайло, Антона Евгеньевича Иванеско. Я искренне надеюсь, что идеи и мысли, высказанные на их лекциях, не забудутся, и я найду время и силы для их дальнейшего изучения. Отдельно отмечу, что студенты, приехавшие сюда, очень образованные, культурные и интересные люди; мне было приятно пообщаться с некоторыми из них».

Качанов А.: «Хотелось бы, чтобы в школу брали аспирантов. Ибо заканчиваю обучение в университете, а приехать ещё раз хочется. P.S. Возьмите меня ещё раз J»

«Всё было великолепно. Огромное спасибо всем лекторам!!! Всё в школе было очень интересно и вкусно. Спасибо большое»

"Бесподобная зимняя школа в Сочи! Всё-всё очень хорошо. Жаль, что зима. Непривычно видеть пальмы в снегу. Жаль, что не состоялась экскурсия. Лекции и преподавательский состав отличные. Коллектив студентов необычный. Интересные знакомства и общение. Лекции на английском языке запомнились. Кино для умных смотрели с удовольствием. Всё хорошо организовано. Кофе-брейки, чайные паузы с красной икрой впечатляли».

«Спасибо зимней школе в г. Сочи за материал для размышлений. Многие лекции дали варианты ответов на давно задаваемые вопросы. Это здорово, что материалы лекций находили выход в реальном дискурсе».

«Спасибо за этот микс прекрасного: познавательные лекции, постоянное общение, создание нового, попытки взглянуть на мир по-другому (новый угол зрения). И особая благодарность за преподавательский состав, который помог понять задачи школы и направить поток знаний и идей в нужное русло».

«Большое спасибо преподавателям и организаторам за открытость, понимание и готовность отвечать на наши вопросы, какими бы глупыми они ни были. За возможность увидеть, к чему стремиться, пообщаться с новыми творческими и открытыми людьми, возможность проявить себя и проложить пути нового личностного развития в научном плане».

«Огромное спасибо всем, кто участвовал в создании и проведении Зимней школы! Такие интересные и увлекательные лекции запомнятся надолго. За эту неделю я ни разу не пожалела, что приехала сюда. Столько эмоций, столько увлеченных преподавателей и студентов – такое бывает редко. Здесь это оказалось возможным. Поэтому хочется пожелать всем творческих успехов и неиссякаемого энтузиазма!»

«Всё отлично. Всем большое спасибо. Буду счастлива, если это повторится. Заранее признательна».

«Спасибо большое за организацию сего чудесного образовательного действа, особенно – Игорю Николаевичу Данилевскому, Наталье Анатольевне Архипенко и Андрею Витальевичу Кореневскому! Ваши лекции запомнились и стимулировали множество мыслей, которые, надеюсь, будут оформлены в научные исследования. До скорых встреч! P.S. Было бы здорово, если бы в следующий раз организовывались мастер-классы по написанию статей, работе с текстами, и вы бы поделились своими практическими секретами».

«Замечательная организация, чудесные коллеги и побольше таких хороших лекторов!»

«Спасибо за этот бесценный опыт! Вы чудесны! Незабываемо! Ждём школу-2013».

«Большое спасибо организаторам Школы и попечителям Фонда! Спасибо, что Школа прошла именно в Сочи! Организация была на высшем уровне. Предложения: приглашать преподавателей других вузов к участию в Школе. Особенное спасибо за то, что не создавалась атмосфера нездоровой конкуренции между участниками (в отличие от других форм проектных работ, других Школ, стипендиальных программ, не связанных с Оксфордским фондом). Также очень хотелось бы, чтобы была предусмотрена возможность участия в занятиях Школы тех, кто уже не является студентом, но очень хочет попасть в атмосферу науки – доброй науки!».

Фотоотчет