Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Дмитрий Медведев о задачах инженерного образования

30.03.2011

30 марта в Магнитогорске состоялось заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, на котором были подведены итоги работы по поддержке инженерных специальностей и технического образования.

А днем ранее, 29 марта, Президент России Дмитрий Медведев встретился со студентами и преподавателями технических вузов в Московском энергетическом институте.

Дмитрий Медведев ответил на вопросы и выслушал предложения студентов, касающиеся модернизации технического образования в России и повышения престижа инженерных профессий.

Со стенограммой выступления Д. Медведева на встрече в МЭИ можно ознакомиться на официальном сайте Президента России http://президент.рф/

Выступая на 22-м заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, Дмитрий Медведев, в частности назвал проблемы, которые требуют первоочередного рассмотрения:

«Во-первых, это недостаточная согласованность действий системы образования и предпринимательского сообщества. Надо предметно заняться разработкой профессиональных или квалификационных стандартов и их последующей синхронизацией с образовательными стандартами. Об этом я говорил и с представителями инженерного корпуса, и с работодателями, и вчера со студентами. Это совместная задача Министерства образования, РСПП, отраслевых объединений работодателей и коммерческих предприятий с госучастием.

Приоритет нужно отдать тем сферам, которые мы с вами обозначили в качестве приоритетных, при этом четко представлять долгосрочные перспективы развития любой отрасли. Иначе создание новых стандартов станет бесполезным. Я понимаю, что это большая и трудоемкая работа. Но мы должны ее провести. И только в этом случае она способна будет снивелировать тот дисбаланс, который сложился в этой сфере.

Во-вторых, я поручаю Правительству подготовить предложения по повышению нормативов финансирования подготовки студентов инженерных специальностей. Вчера как раз говорил об этом со студентами инженерных специальностей, когда встречался в Московском энергетическом университете.

В прошлом году своим указом я учредил именные стипендии для молодых инженеров оборонно-промышленного комплекса. Я думаю, что будет справедливым поддержать подобным же образом и подающих надежды будущих специалистов, в первую очередь, осваивающих инженерную науку по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития.

Сейчас в стране около 7 миллионов студентов, из них миллион шестьсот учатся на технических факультетах. Цифра, честно говоря, огромная. Это количество когда-нибудь должно перейти в качество, иначе непонятно, вообще кого мы готовим. Поэтому именные стипендии должны выплачиваться только самым талантливым, естественно, и целеустремленным студентам. Но их будет несколько тысяч. Решение я приму. Наконец, тем, кто способен и хочет стать инженером, нужно обеспечить достойные условия обучения. Задача оснащения лабораторий необходимым оборудованием – это наша задача, в том числе.

Вчера мне несколько раз говорили о строительстве общежитий. Конечно, этим должны заниматься высшие учебные заведения, нужна и федеральная поддержка. Это должно быть приоритетом.

Обращаю также особое внимание на то, что наши вузы должны быть интегрированы в международную систему подготовки инженеров. Надо обязательно приглашать лекторов из-за границы, приглашать тех, кто имеет зарубежный передовой опыт инжиниринга для того, чтобы они переносили его на российскую почву. Я считаю, что приток иностранных студентов, да и преподавателей, конечно, в тот или иной вуз – это абсолютно полезная вещь, и это должно быть одним из индикаторов качества обучения.

В третьих. В обязательном порядке нужно создать в каждом государственном вузе наблюдательный совет, в состав которого войдут не только представители университета, но и работодатели и исполнительные власти. Только так руководители предприятий смогут повлиять на образовательную политику, а государство сможет сократить разрыв между образованием и производством. И необходимо определиться с тем, что делать на региональном уровне и что делать на федеральном уровне. Вот только что разговаривал на эту тему с губернатором, по университетам необходимо, как мне представляется, дать нашим регионам дополнительные полномочия.

Мы говорили о взаимодействии технических вузов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Необходимо еще раз внимательно изучить, насколько программы обучения в них состыкованы с переоснащением наших Вооруженных Сил. Это особенно актуально в связи с ростом расходов на нашу оборонку. Рост расходов, вы знаете, значительный. Вузы должны активно участвовать в реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые проводятся в рамках оборонного заказа. Там есть масса интересных и, в общем, вполне серьезных научно-технических задач, которые требуют решения.

Ну и, наконец, по инженерной проблематике, на сегодняшний день, последнее. Необходимо повышать уровень технического и методологического обеспечения вузов, которые выпускают инженеров. Я абсолютно уверен в том, что технические вузы должны быть абсолютно профильными. Всю непрофильную деятельность оттуда нужно изъять, а тот, кто не хочет с ней расставаться, пусть тогда закрывается или преобразуется в гуманитарный вуз.

Необходимо провести аттестацию всех институтов и университетов, которые заявляют о своей готовности учить инженерным специальностям. Кстати, для меня было удивительным то, что в дипломе сегодня не пишется слово «инженер».

Выступление Д.Медведева на 22-м заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики.