Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Азарова Елена Александровна

+7(918) 537-45-78

Звание: Доцент

Степень: Кандидат педагогических наук

Кафедра психологии образования - Доцент

г.Ростов-на-Дону. пр-т М.Нагибина, 13. ауд.521

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/eaazarova
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/eaazarova

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Ростовский государственный университет (01.09.1987 - 26.06.1992)
    специальность "Психология"
    Психолог-практик. Преподаватель.
  • повышение квалификации: Санкт-Петербургское психологическое общество (28.06.2013 - 30.06.2013)
    Modern concepts of learning psychological trauma
  • повышение квалификации: Институт развития личности. г. Москва (05.08.2012 - 07.08.2012)
    Гуру общения
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (ООО аудиторско-консалтинговая группа "Эркон") (17.03.2011 - 19.03.2011)
    Внутренний аудит в учреждении профессионального образования в соответствии с рекомендациями МС ИСО 19011:2002, IWA 2 и Типовой модели СК ОУ
  • высшее образование: ( - )
    Удостоверение о повышении квалификации 612405441947 от 07.09.2017 Обучение по программе "Управление и экономика в высшем образовании", 144 часа, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет". г. Ростов-на-Дону.
  • : ( - )
    Удостоверение о повышении квалификации 612407479093 от 18.06.2018г. "Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования", 72 часа, ФГАУО ВО "Южный федеральный университет", г. Ростов-на-Дону
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (11.09.2019 - 30.06.2020)
    Испанский язык для делового общения (уровень А1)"
    Повышение квалификации

Дата начала общего стажа: 01.09.1992

Стаж по специальности (в годах): 30

Преподаваемые дисциплины:

  • Общая и экспериментальная психология
    Формирует общие представления о закономерностях психического развития, познавательных процессах личности, основных сферах личности - мотивационно-потребностной, сфере индивидуальных различий и т.д. Формирует психологические компетенции студента для реализации трудовых функций в рамках профессионального стандарта "Педагог", "Педагог-психолог"
  • Психология личности и деятельности педагога
    Практикоориентированный курс, раскрывающий особенности личности и деятельности педагога, с учетом специфики профессиональной деятельности, включая имидж и ценностные ориентации.
  • Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
    Модуль учебного плана магистерской программы "Психолого-педагогическое и правовое сопровождение в социальное сфере"
  • Психолого-правовое сопровождение, ювенальное уголовное право, криминальная психология и основы криминофамилистики
    Модуль учебного плана магистерской программы "Психолого-педагогическое и правовое сопровождение в социальное сфере". Разработан на основе дисциплин (авторских курсов) Криминальная психология, Основы криминофамилистики: внутрисемейные преступления.
  • Патопсихология, нейропсихология в образовании: диагностика и коррекция
    Модуль учебного плана магистерской программы "Психолого-педагогическое и правовое сопровождение в социальное сфере".
  • Психология эффективного взаимодействия и психология совладения в кризисных ситуациях
    Модуль учебного плана магистерской программы "Психолого-педагогическое и правовое сопровождение в социальное сфере"
  • Психология и педагогика девиантного поведения
    Дисциплина учебного плана программы бакалавриата направления подготовки 44.03.02-психолого-педагогическое образование
  • Психологическая экспертиза личности в социально-правовой сфере
    МУАМ для магистерской программы "Уголовное право и противодействие современной преступности" юридического факультета

Дополнительная информация:

 доцент кафедры психологии образования ЮФУ.

Базовое образование - Ростовский Государственный Университет (РГУ), специальность "Психолог-практик. Преподаватель" в 1992 г.

Стаж научно-педагогической деятельности: 30 лет

Кандидатская диссертация - на тему "Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры" в 2003 г.

Преподаваемые дисциплины: , Общая и экспериментальная психология,  "Психология личности и деятельности педагога",   "Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков", Психологическая экспертиза личности в социально-правовой сфере, Патопсихология и нейропсихология в образовании : диагностика и коррекция, Модуль "Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, Модуль ; Психолого-правовое сопровождение, ювенальное уголовное право, криминальная психология, Модуль "Психология эффективного взаимодействия и психология совладения в кризисных ситуациях" и др

Учебные пособия:

  • Азарова Е.А. Криминальная психология. Ростов н/Д, 2002
  • Азарова Е.А. Психология. Ростов н/Д., 2008.
  • Азарова Е.А., Коваль Ю.Б. Педагогическая антропология. Ростов-н/Д., 2010
  • Азарова Е.А. Психолингвистика. Ростов-н/Д., 2008
  • Азарова Е.А. Психолингвистика. Ростов-на-Дону, 2011
  • Азарова Е.А. Ювенальная (юридическая психология). Ростов-на-Дону. Ростиздат, 2011
  • Психология человека Ростов-на-Дону, Ростиздат. 2010. В соавторстве
  • Общая психология. Ростов-на-Дону, 2011. В соавторстве
  • Общая и экспериментальная психология. Ростов-на-Дону. 2012 В соавторстве.
  • Общая психология: электронный учебник. Азарова Е.А., Антипова И.Г., и др. N0321202715. 2013.
  • Азарова Е.А., Котик -Фридгут Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону, Таганрог, 2021г
  • Азарова Е.А. Психологические сказки для детей и взрослых от 3 до 103. Ростов-на-Дону. ООО:Фонд науки и образования. 2021 г.

Монографии:

  • Деструктивные формы семейного воспитания, актуальные проблемы современности, преступления последних времен: духовно-нравственный и криминофамилистический аспекты. Ростов н/Д.: РГПУ, 2009.
  • Православное семейное воспитание против насилия над детьми в семье. Ростов н/Д.: РГПУ, 2004.
  • Психология зависимости: причины, виды, последствия. LAP Lambert 2012
  • Девиации и аддикции: антропологический подход. Ростов-на-Дону, ООО "Фонд науки и образования", 2016
  • Психология и педагогика девиантного поведения. Ростов-на-Дону, ООО "Фонд науки и образования, 2021.

Основные научные направления: проблемы насилия в семье, криминофамилистический аспект, проблемы семейного воспитания, проблема формирования зависимости, духовно-нравственное воспитание и образование, когнитивная сфера билингвов, когнитивные особенности леворуких, нейропсихологический подход к изучению когнитивной сферы и поведения.

Участие в НИР:  

  • ГРАНТ. "Модернизация образовательного процесса путем внедрения магистерской образовательной программы "Психология образования" по направлению 030300 "Психология" на факультете педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ" (Руководитель проекта: зав. кафедрой психологии образования, д.пс.н., профессор Белоусова А.К. 2007 г.)
  • ГРАНТ. Название проекта: "Модернизация образовательного процесса путем внедрения магистерской образовательной программы 540605М "Педагогическая психология" по направлению 050700 "Педагогика" на факультете педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ". (Руководитель проекта: зав. кафедрой психологии образования д.пс.н., профессор Белоусова А.К. 2008 г.)

Количество публикаций: 150.

Основные публикации: 

  • Православное семейное воспитание против насилия над детьми в семье Ростов-на-Дону, ИПО: РГПУ, 2004, 156 с. 
  • Азарова Е.А. Деструктивные формы семейного воспитания, актуальные проблемы современности., преступления последних времен: духовно-нравственный и криминофамилистический аспекты. Ростов-на-Дону, ИПО ПИ ЮФУ, 2009, 220с.
  • Психология зависимости: причины, виды, последствия. LAP Lambert 2012
  • Девиации и аддикции: антропологический подход. Ростов-на-Дону, ООО "Фонд науки и образования", 2016
  • Обусловленность когнитивного и личностного развития и поведения ребенка спецификой родительских отношений // Когнитивная психология образования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской конференции / под ред. Чумичевой Р.М., Белоусовой А.К.. Ростов н/Д, 2006 г. (0,3 п.л.)
  •  К вопросу о механизме формирования зависимости/ Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов 28 международных психолого-педагогических чтений. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. Ч. 4. С. 228-234 (статья).
  •  К вопросу о насилии над детьми в семье//Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2009. N3. С. 69-75.(статья).
  • Особенности представлений о приоритетах в жизни у девушек с разным типом гендерной идентичности (на примере девушек-студенток разного профиля обучения)./Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: сб. ст. В. 5. Ростов н/Д. 2009. С 72-80.
  •  Духовно-нравственный компонент в образовании как основа народосберегающих технологий//Материалы докладов VII-ой Международной научно-практической конференции "Ознобишинские научные чтения". 4 - 5 июля 2009. г. Инза, 2009. (статья) 7 стр.
  • О психологическом механизме формирования зависимости: причины, формы, последствия//Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: Сборник научных трудов (с международным участием). Ростов-на-Дону. 2010. С. 95-101
  • К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве// Материалы международной конференции "Педагог 21 века". Ростов-на-Дону, 2010.
  • Актуальные проблемы психологии, педагогики и антропологии: православно-религиозный и научный подходы. Сборник научных трудов (с международным участием). Выпуск четвертый. Ростов-на-Дону, Дониздат, 2012. ISBN 978- 5-86216-182-3 под ред Азарова Е.А.
  • Азарова Е.А. Коваленко И.В., Мозговая Н.Н. Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности в условиях инновационной образовательной политики/ Психология обучения. 2012, N9. С. 74-83 (ВАК)
    Азарова Е.А. Психолого-педагогический опыт отечественных педагогов как духовно-нравственный потенциал современного образования//Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Материалы III международной научно-практической конференции (22-23 ноября 2012, Россия, Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону, Ростиздат, 2012.
    Азарова Е.А. Особенности лживости подростков со склонностью к аддиктивному поведению. Психология обучения. N9. 2015 (ВАК)
    Азарова Е.А., Мозговая Н.Н., Мочалова Ю.А. Особенности представлений о собственной внешности девушек-студенток с разным уровнем тревожности. Известия ЮФУ. Педагогические науки. N12. 2015 (ВАК)
     Азарова Е.А., Мозговая Н.Н., Суроедова Е.А. Особенности стилевых и типологических особенностей мышления картографов и инженеров-конструкторов швейных изделий. Инженерный вестник ДОна. N3. 2015 (ВАК)
    Азарова Е.А. Деструкция или компенсация : психологические и социальные парадоксы аддикций. Материалы всероссийской конференции "Психологическое здоровье личности: теория и практика". Ставрополь. 2015
    Азарова Е.А., Жулина Г.Н., Зинченко Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С РАЗНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. N 2 (132). С. 210-215.0,241- IF (ВАК)
    Азарова Е.А., Вышквыркина М.А., Мозговая Н.Н.ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. Психология обучения. 2016. N 11. С. 51-62.0,170 -IF (ВАК)
    Азарова Е.А.ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ. Психология обучения. 2016. N 10. С. 79-88.0.170 - IF (ВАК)
    Elena A. Azarova, , Galina N. Zhulina, Elena G. Shevyreva. Speech Perception by Left-handed Preschoolers with Different Types of Hemispheric Laterality. Procedia - Social and Behavioral Sciences Volume 233, 17 October 2016, Pages 486;491. Fifth Annual International Conference "Early Childhood Care and Education", 12-14 May 2016, Moscow, Russia (Веб оф Сайнс).
    Азарова Е.А., Воронцов Д.В., Бедрединова Г.С.В.
    ВЛИЯНИЕ РОЛЕВОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАСИЛИИ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК. Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. N 2. С. 24-35. 0,326- IF (Веб оф Сайнс)
    Азарова Е.А., Котик-Фридгут Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ротсов-на-Дону, Таганрог, 2021.

    Elena Azarova, Maria Vyshkvyrkina, Dmitriy Vorontsov, Elena Zinchenko and Ekaterina Nemilova. Cognitive Rigidity in Adolescence with a Tendency to Autoregressive Behavior Model// E3S Web Conf. Volume 258, 2021 DOI   https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807074

    AZAROVA E.A., BASYUK V.S., VIKHTODENKO A.V., ZHOLUDEVA S.V. PERSONAL CHARACTERISTICS OF TROUBLED ADOLESCENTS IN RESIDENTIAL CARE// INTERNATIONAL JOURNAL OF SCHOOL AND EDUCATIONAL PSYCHOLOGY. 2021. ISSN: 2168-3603eISSN: 2168-3611. DOI: 10.1080/21683603.2021.1925181. Q2

 Под руководством Азаровой Е.А с 2007г. действует студенческий женский клуб "Анима" . В 2009 за проект "Анима" награждена дипломом 1 степени в конкурсе образовательных и социально-значимых проектов.

В 2010 награждена Благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования РО. 28.10.2010 N120-Н МО РО

В 2012 монография "Психология зависимости" заняла 2 место в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу ЮФУ в 2012 году.

2009 присвоено звание доцента по кафедре психологии образования ЮФУ. ДЦ N 023580
с ноября 2016 -- координатор общественных проектов АПП ЮФУ, член рабочей группы Ассоциации выпускников ЮФУ и ФЦК (Фонд целевого капитала) ЮФУ.

Руководитель ОП бакалавриата 44.03.02 - психолого-педагогическое образование 2017-2022 г.г.
Куратор ОП магистратуры 44.04.02 -психолого-педагогическое образование "Психолого-педагогическое и правовое сопровождение в социальной сфере"(2020, 2021 года набора).

С 2019 руководитель Федеральной инновационной площадки "Формирование модели независимой оценки и развития кадрового потенциала работников отрасли образования в системе макрорегионального образовательного кластера".

Член рабочей группы по разработке ОС ЮФУ по Психолого-педагогическому образованию, Концепции педагогического и психологического образования в рамках Стратегической сессии "Psychology&Educational science: научный фронтир и новое содержание образования"Член рабочей группы по разработке ОС ЮФУ по Психолого-педагогическому образованию, Концепции педагогического и психологического образования в рамках Стратегической сессии "Psychology&Educational science: научный фронтир и новое содержание образования" 2019.

Куратор конкурсного отбора педагогов для кадрового резерва ЮФО (СУНЦ ЮФО) 2020, 2021 г.г.

Победитель конкурса "Золотые имена высшей школы" Фонда президентских грантов в номинации "За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы" 2020г

Член РПО