Романова Ольга Викторовна
Образование и повышение квалификации:
-
высшее образование:
Ростовский государственный педагогический университет
(01.09.1994
-
30.06.1999)
Учитель по специальности "Биология", "Химия", "Естествознание"
-
высшее образование:
Ростовское (Южное) отделение Академии информатизации образования
(01.10.2010
-
01.11.2010)
Методика использования электронных образовательных ресурсов в системе непрерывного образования
-
:
Педагогический институт ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет"
(
-
)
Методика использования средств ИИК и Цифрового кампуса ЮФУ для учебной, методической и воспитательной работы в электронном образовательном пространстве университета
-
:
ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет"
(01.10.2012
-
03.11.2012)
Профессионально-педагогическая траектория развития преподавателя инновационного вуза
Дата начала общего стажа: 01.11.1993
Стаж по специальности (в годах): 18
Преподаваемые дисциплины:
-
Современные проблемы науки и образования "Методология и методы научных исследований"
Учебная дисциплина "Методология и методы научных исследований" относится к базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа "Инновационная деятельность педагога в биологическом и химическом образовании".
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часов
4. Цель изучения дисциплины: формирование системы компетенций в области организации эффективного научного исследования, позволяющего получить достоверные результаты и использовать их в образовательной практике, обеспечивая поступательное развитие познавательной и личностной сфер обучающихся и педагогов, а также развитие инновационного педагогического мышления.
Содержание дисциплины представлено в следующих модулях:
1. Методологические основы научных исследований в области образования. Основные темы: Общая характеристика научных исследований в образовании. Методология педагогического исследования. Логика и организация дидактического исследования. Апробация и оформление результатов исследования.
2. Методы научных исследований. Основные темы: Методы научного познания. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Педагогическое обследование. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования. Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании.
Основные образовательные технологии
С целью формирования исследовательских и рефлексивных компетенций на учебных занятиях используются как традиционные технологии высшей школы (лекции, семинары, лабораторные работы), так и интерактивные формы ; учебные дискуссии, профессиональный тренинг, проектное обучение, модульная технология.
-
Современные способы представления учебной и научной информации
Учебная дисциплина "Современные способы представления учебной и научной информации" относится к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" курс по выбору программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа "Инновационная деятельность педагога в биологическом и химическом образовании".
Знания, приобретенные магистрами в ходе изучения дисциплины, являются необходимой основой для дальнейшего написания магистерской диссертации и его дальнейшей научной деятельности.
В результате изучения дисциплины магистры должны быть готовы решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора, обработки и представления полученных экспериментальных данных; владеть современными методами представления научной информации.
Цель изучения дисциплины: формирование системы компетенций в области информационного сопровождения образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности выпускников магистратуры по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратура) в условиях современной образовательной среды.
Содержание дисциплины представлено в следующих модулях:
1. Методика подготовки, оформления результатов научных работ и их представление. Основные темы: Ценностно-смысловые характеристики процессов информатизации высшей школы России. Основные виды представления результатов исследования. Подготовка к написанию магистерской диссертации и накопление научной информации. Общие рекомендации к оформлению результатов научных работ
2. Мультимедийные технологии в представлении научной и учебной информации. Основные темы: Современные способы подготовки текстовых и табличных документов. Аудиовизуальные системы представления информации. Редактор презентаций Power Point как инструмент сопровождения публичного выступления. Основные направления информатизации культурно-просветительской деятельности.
Основные образовательные технологии
С целью формирования исследовательских и рефлексивных компетенций на учебных занятиях используются как традиционные технологии высшей школы (лекции, семинары, лабораторные работы), так и интерактивные формы ; учебные дискуссии, профессиональный тренинг, проектное обучение, модульная технология.
-
Методология дидактических исследований в естествознании
Учебная дисциплина "Методология дидактических исследований в естествознании" относится к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилям подготовки Биология и Химия
Данная дисциплина является неотъемлемой частью подготовки будущего учителя химии и биологии не только как практического специалиста, но и как ученого исследователя. Освоение данного курса дает возможность ознакомиться с основными методами обработки данных экспериментальных педагогических исследований, самостоятельно проходить все этапы исследования, начиная от их подготовки и заканчивая интерпретацией. Знания, приобретенные студентами в ходе изучения дисциплины, являются необходимой основой для дальнейшего написания выпускной квалификационной работы и дальнейшей научной деятельности учителя.
Цель изучения дисциплины: Формирование системы компетенций в области организации и проведения педагогических исследований в естествознании
6. Содержание дисциплины представлено в следующих модулях:
− Методологические основы организации педагогических исследований в естественнонаучном образовании предполагает формирование системы компетенций в области проектирования, организации и оформления результатов педагогического исследования по актуальным проблемам в области естественнонаучного образования. Основные темы: Исследовательская деятельность как компонент профессионализма современного педагога. Общая характеристика педагогического исследования. Логическая структура педагогического исследования. Основные виды представления результатов исследования.
− Методы дидактических исследований, предполагает формирование системы практических компетенций в области применения научных методов в ходе педагогического исследования. Основные темы: Методы научного познания. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования. Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании.
Основные образовательные технологии
С целью формирования исследовательских и рефлексивных компетенций на учебных занятиях используются как традиционные технологии высшей школы (лекции, семинары, лабораторные работы), так и интерактивные формы ; учебные дискуссии, профессиональный тренинг, планирование и учебное моделирование педагогического эксперимента; проектное обучение, модульная технология
-
Информационная поддержка школьного естественнонаучного образования
Учебная дисциплина "Информационная поддержка школьного естественнонаучного образования" относится к вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)" курс по выбору студентов профессионального цикла программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилям подготовки Биология и Химия.
В процессе освоения дисциплины, студент может, под руководством преподавателя, определить адекватность, эффективность и перспективность тех или иных направлений развития информационных технологий для использования их в собственной профессиональной деятельности.
Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности будущего учителя биологии и химии в области рационального использования информационных и коммуникационных технологий в естественнонаучном образовании.
6. Содержание дисциплины представлено в следующих модулях:
− Психолого-педагогические основы использования информационных и коммуникационных технологий в естественнонаучном образовании. Основные темы: Роль преподавателя в процессе обучения биологии и химии с использованием информационных технологий. Педагогическая целесообразность использования средств ИКТ в учебном процессе. Возможности наглядно-образного представления учебной информации при использовании информационных технологий.
− Электронные ресурсы учебного назначения. Основные темы: Электронные ресурсы. Основные дидактические требования к электронным ресурсам учебного назначения. Качество электронных ресурсов. Возможности определения качества. Набор показателей качества для характеристики электронных ресурсов учебного назначения. Электронные учебники, их классификация, методика использования на уроке и в самостоятельной работе учащихся. Автоматизированное тестирование. ИКТ в процессе оценивания качества обучения и развития.
− Телекоммуникации в образовании. Основные темы: Современные средства телекоммуникаций и связи. Основные возможности и перспективы использования в учебных и воспитательных целях. Понятие о сетях. Сеть Интернет. Услуги, ресурсы предоставляемые глобальными информационными сетями. Технологии дистанционного обучения. Возможности использования в школе и способы его организации. Преимущества ДО перед очным обучением.
Основные образовательные технологии
С целью формирования профессиональных компетенций на учебных занятиях используются как традиционные технологии высшей школы (лекции, семинары, практические занятия), так и интерактивные формы ; учебные дискуссии, профессиональный тренинг, планирование и моделирование учебных занятий; проектное обучение, модульная технология.
-
Мультимедиа технологии в обучении биологии и химии
Учебная дисциплина "Мультимедиа технологии в обучении биологии и химии" относится к вариативной части Блока 1. "Дисциплины (модули)" курс по выбору студентов профессионального цикла программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилям подготовки Биология и Химия
В процессе освоения дисциплины, студент может, под руководством преподавателя, определить адекватность, эффективность и перспективность тех или иных направлений развития мультимедиа технологий для использования их в собственной профессиональной деятельности.
Цель изучения дисциплины: формирование актуальных в настоящее время профессиональных компетенций учителя в области использования и рационального сочетания традиционных и современных информационных средств обучения
6. Содержание дисциплины представлено в следующих модулях:
− Офисные программы в работе учителя биологии и химии. Основные темы: Современное состояние использования мультимедиа технологий в образовании. Современные способы подготовки текстовых и табличных документов. Microsoft PowerPoint в работе учителя биологии и химии.
− Компьютерное моделирование в естественнонаучном образовании. Основные темы: Понятие моделирования в обучении. Использование компьютерного моделирования в обучении биологии. Использование компьютерного моделирования в обучении химии. Химические офисные программы (Chem Office).
− Методика проведения уроков по биологии и химии с использованием мультимедиа технологий. Основные темы: Электронные учебники по биологии и химии. Методические подходы к использованию мультимедиа технологий на уроках биологии и химии. Решение химических задач с использованием мультимедиа технологий.
Основные образовательные технологии
С целью формирования профессиональных компетенций на учебных занятиях используются как традиционные технологии высшей школы (лекции, семинары, практические занятия), так и интерактивные формы ; учебные дискуссии, профессиональный тренинг, планирование и моделирование учебных занятий; проектное обучение, модульная технология.
Дополнительная информация:
Романова Ольга Викторовна, 1977 года рождения, В 1999 году окончила Ростовский государственный педагогический университет, присвоена квалификация учитель по специальности "Биология", "Химия", "Естествознание".
Ученая степень ; кандидат педагогических наук, Ученое звание - доцент
Стаж научно-педагогической работы ; 13 лет.
Педагогическую деятельность начала в 1999 г. в должности учителя химии и биологии Усть-Донецкой СШ N2. С 2001 г. ; старший лаборант кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания РГПУ. Научно-педагогическую деятельность начала с аспирантуры на кафедре методики преподавания биологии, химии и естествознания РГПУ (2003 г.) С 2004 г. ; ассистент кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания РГПУ, с 2006 ; Педагогического института ЮФУ; 2007 ; старший преподаватель кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического института ЮФУ; 2010 ; доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания ЮФУ; с 2011 г. ; докторант кафедры педагогики Педагогического института ЮФУ; с октября 2014 г. по настоящее время ; доцент кафедры теории и методики биологического образования Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского ЮФУ.
Опубликовано всего 97 работ: научных ; 79; учебно-методических ; 18. За последние 5 лет: 29 научных работ общим объемом 38,95 п.л., в том числе в реферируемых изданиях (журналах ВАК) ; 11 работ, 1 авторская монография, 2 работы в коллективных монографиях. 4 учебно-методические работы ; 24,6 п.л.
Область научных интересов:
Исследование применения современных образовательных технологий высшей школы в профессионально-методической подготовке будущего учителя; изучение теоретических основ организации современной информационной образовательной среды университета; построение информационно-компетентностной модели обучения современного учителя (структура, содержание и технологии реализации)
В РИНЦ 25 работ (39 цитирований, за 2016 год ; 17 цитирований).
Индекс Хирша ; 3
Основные научные и учебно-методические труды:
- Романова О.В. Формирование профессиональной компетентности учителя химии в условиях информатизации образования. (Монография).- Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.
- Романова О.В. Информационно-компетентностная модель обучения современного учителя: структура, содержание и технология реализации. (Монография). // LAP LAMBERT Academic Publishing. - Germany, 2012. ; 324 с.
- Романова О.В. Ценностно-смысловые характеристики информационного подхода к обучению. // Знания. Понимания. Умения, 2012. - N 1. - С. 238;243.
- Романова О.В. Современная модель формирования профессиональной компетентности учителя.// Педагогика 2012. - N 2. - С. 63;70.
- Романова О.В. Влияние информатизации общества на изменение ценностно-смысловых характеристик профессионального образования.// Alma Mater, 2012. - N 10. - С. 26;30.
- Романова О.В. Формирование современной информационной образовательной среды вуза.// Информатика и образование, 2013. - N 1. - С. 87;89.
- Романова О.В. Теоретические основы организации современной информационной образовательной среды университета. (Глава в коллективной монографии).// Педагогические науки и образование в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. ; Пенза: МЦНС "Наука и просвещение". ; 2016. ; 152 с.
- Романова О.В., Романов Ю.В. Формирование опыта творческой деятельности в теории и практике. // Проблемы современного педагогического образования, 2016. - N12.
- Романова О.В. Современные способы представления информации. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2012.
- Романова О.В., Краснова О.М., Мирнова М.Н Практикум по дисциплине "Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования". Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2012.
- Романова О.В., Краснова О.М. Методология и методы дидактических исследований в естественнонаучном образовании. Учебно-методическое пособие. -Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013.
- Романова О.В., Краснова О.М. Методология дидактических исследований в естествознании. Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016.