Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Лызь Александр Евгеньевич

+7(863) 218-40-00 доб. 30011; +7(8634) 68-08-90 доб. 30011

+7(863) 436-04-50

Звание: Доцент

Степень: Кандидат технических наук

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности - Доцент

г. Таганрог, ул.Чехова, 2, ауд. И-203

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/aelyz
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/aelyz

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Таганрогский государственный радиотехнический институт (01.09.1986 - 30.06.1992)
    Автоматика и телемеханика
    инженер-электрик
  • высшее образование: Ростовский государственный университет (01.10.1992 - 30.06.1993)
    Практическая психология в системе народного образования
    психолог-практик
  • повышение квалификации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет", факультет управления (02.03.2016 - 30.03.2016)
    Экспертиза образовательных программ и управление качеством образования
  • повышение квалификации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет" (28.08.2017 - 03.09.2017)
    Информационные технологии в профессиональной деятельности, 72 часа
    Удостоверение о повышении квалификации 612405992846 от 19.09.2017
  • повышение квалификации: ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" (15.05.2017 - 15.09.2017)
    Применение концепции CDIO в инженерном образовании; CDIO Академия, 160 часов
    Удостоверение о повышении квалификации рег.NТПУ-15322 от 15.09.2017
  • повышение квалификации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет" ( - )
    Оказание первой доврачебной помощи, 72 часа
    Удостоверение о повышении квалификации 612407477987 от 14.06.2018
  • повышение квалификации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет" (16.05.2018 - 24.05.2018)
    Психотехнологии самоэффективности и успешности личности, 42 часа
    Удостоверение о повышении квалификации 612407480474 от 23.07.2018
  • высшее образование: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет" (16.10.2017 - 30.06.2018)
    Программа профессиональной переподготовки "Организация и технология защиты информации", 530 часов
    Диплом о профессиональной переподготовке 612405437426 от 12.07.2018
  • повышение квалификации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет" (25.11.2019 - 12.12.2019)
    Разработка и применение онлайн-курсов в образовательном процессе, 72 часа
    Удостоверение о повышении квалификации 612409216076 от 13.12.2019
  • повышение квалификации: Национальный исследовательский Томский государственный университет (24.11.2021 - 14.12.2021)
    Цифровые компетенции современного педагога
    Удостоверение о повышении квалификации 21-117.108-368 от 14.12.2021

Дата начала общего стажа: 01.07.1992

Стаж по специальности (в годах): 26

Преподаваемые дисциплины:

  • Психология профессионального саморазвития
    Понятие личности и факторы личностного становления. Жизненное и профессиональное самоопределение. Самопознание: направленность личности, цели и ценности, характер, когнитивные, творческие, коммуникативные, лидерские и организаторские способности. Учебная и профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Учебная группа и профессиональная команда как контекст развития. Психология профессиональной деятельности и профессионального саморазвития. Профессиональная пригодность, готовность, компетентность. Профессиональная мотивация. Внешние и внутренние факторы в развитии профессионала. Кризисы профессионального становления личности. Профессиональное саморазвитие. Планирование карьеры. Личностные качества как факторы профессионального саморазвития. Самоорганизация и психическая саморегуляция в профессиональном развитии. Межличностная коммуникация и работа в коллективе. Технологии эффективной коммуникации. Личностные качества человека, определяющие успешность его коммуникации. Формы контакта и влияния. Средства, методы психологического воздействия. Малая группа, коллектив, команда. Психологические явления в трудовом коллективе. Межличностные отношения и социально-психологический климат в коллективе. Психология делового общения. Социально-психологические процессы делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения. Психологические особенности публичного выступления. Создание Я-образа и формирование имиджа: самопрезентация. Самопрезентация при приеме на работу. Технологии эффективного делового общения.
  • Экспертиза пользовательского нтерфейса
    Инженерная психологии и эргономика. Система "человек-машина" (СЧМ). Иерархическая структура эргономических показателей: эргономичность СЧМ. Особенности операторской деятельности. Психологический анализ операторской деятельности, функциональные состояния человека-оператора. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Психологические аспекты проблемы принятия решения. Управляющие действия оператора. Инженерно-психологические проектирование и оценка СЧМ.

Дополнительная информация:

Лызь Александр Евгеньевич - кандидат технических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности, заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности (ИКТИБ) по учебной работе, председатель учебно-методического совета ИКТИБ, член научно-методического совета ЮФУ. Специалист по системе менеджмента качества, имеет сертификат внешнего аудитора.

Родился в октябре 1969 года в городе Таганроге. В 1986 г. окончил среднюю школу N9 и поступил в Таганрогский государственный радиотехнический институт (ТРТИ) на специальность "Автоматика и телемеханика". В 1992 г., защитив дипломную работу "Компьютерное моделирование природных объектов", получил квалификацию инженер-электрик (диплом с отличием). С октября 1992 г. по июнь 1993 г. обучался в Ростовском государственном университете по направлению "Практическая психология в системе народного образования", получил квалификацию "психолог-практик". В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Моделирование динамики управляемых экологических систем" по специальностям: "Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях" и "Управление в технических системах".

Работа в ЮФУ:

− с сентября 1990 г. − лаборант кафедры инженерной психологии и охраны труда (ИПиОТ) ТРТИ;

− c июня 1992 г. − инженер кафедры ИПиОТ ТРТИ;

− с декабря 1992 г. − аспирант  (в 1995 году приказом ректора ТРТУ кафедра ИПиОТ переименована в кафедру "Психологии и безопасности жизнедеятельности" (ПиБЖ));

− с декабря 1995 г. − ассистент кафедры ПиБЖ;

− с февраля 1998 г. по настоящее время − доцент кафедры ПиБЖ;

− с февраля 2006 г. − заместитель декана факультета информационной безопасностипо учебной работе;

− с 2014 г. по настоящее время - заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности по учебной работе.

Учебно-методическая работа

За время работы на кафедре принимал участие в подготовке документов для лицензирования и аккредитации специальностей и направлений подготовки  кафедры, в разработке учебных планов специальностей и направлений кафедры ПиБЖ:

1996, 1998 гг. - специальность 071900 - Информационные системы в психологии;

1998, 2000, 2001, 2002 гг. - специальность 020400 - Психология;

2000, 2001, 2002 гг. - специальности 351400 - Прикладная информатика в психологии;

2008, 2009, 2012 гг. − специальности 030301 − Психология, 080801 − Прикладная информатика в психологии; направлений подготовки бакалавров и магистров 080800 − Прикладная информатика;

2012 г. - направления подготовки бакалавров и магистров 030300 - Психология, 230700 - Прикладная информатика;

2018 г. - направления подготовки магистров 09.04.03 Прикладная информатика;

2019 г. - направления подготовки магистров 37.04.01 Психология.

В 1999 г. принимал участие в подготовке документов по лицензированию программ послевузовского образования в аспирантуре ТРТУ по научным специальностям:

13.00.01 - Общая педагогика;

19.00.03 - Психология труда; инженерная психология;

19.00.07 - Педагогическая психология.

В настоящее время проводятся занятия по следующим дисциплинам: "Экспертиза пользовательского интерфейса", "Психология профессионального саморазвития", "Основы информационно-психологической безопасности".

Научно-исследовательская работа

Принимал участие в следующих работах: "Исследование методов построения и разработка компьютерно-генерируемых виртуальных обучающих систем"; "Гуманитарное образование в высшей технической школе" в рамках научной программы "Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России"; "Исследование методов и средств обеспечения комплексной безопасности организаций и личности в информационной, технической, экологической, правовой и социально-психологических сферах".

Область текущих научных интересов: деятельность человека-оператора в СЧМ; разработка и оценка пользовательских интерфейсов; разработка и внедрение новых информационных технологий обучения; гуманитарное образование в высшей технической школе; профессиональное становление личности;  управление образовательной деятельностью вуза.

Публикации

Всего опубликовано 78 работ, из них 61 - научных и 12 - учебно-методических. Ниже приведены основные публикации:

учебно-методические работы:

Лызь А.Е. Методические указания к самостоятельной и индивидуальной работе по курсу "Психология труда". − Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. − 36 с.

Лызь Н.А., Лызь А.Е., Эксакусто Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. − Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. − 158 с.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего образования. − Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. − 48 с.

Лызь А.Е., Познина Н.А., Прима А.К. Практикум по психологии. − Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. − 50 с.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. − Таганрог: Изд-во ЮФУ. 2016. − 136 с.

Голубева Е.В., Лызь А.Е. Развитие личности профессионала: учебное пособие. − Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. − 98 с.

Компаниец В.С. Проектирование и юзабилити-исследование пользовательских интерфейсов : учебное пособие / В. С. Компаниец, А. Е. Лызь ; Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. ; 107 с.

научные работы:

Лызь А.Е. Роль имплицитной концепции профессионала в развитии субъекта труда // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Психология и педагогика". − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. N14. С. 123−127.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России, 2009. N6. С. 29−36.

Басанова Т.А., Лызь А.Е., Лызь Н.А., Познина Н.А., Эксакусто Т.В. Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде: Коллективная монография / Под ред. Н.А. Лызь. − М.: КРЕДО, 2009. − 210 с.

Лызь А.Е., Компаниец В.С., Старостина Д.С. Экспериментальные исследования операторской деятельности: Разработка системы компьютерной поддержки. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrucken, Germany, 2012. − 116 р.>

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Cтановление качеств субъекта труда в процессе профессиональной подготовки // Гуманитарные научные исследования. − Июль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3487

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. N7. С. 57−63.

Лызь Н.А., Веселов Г.Е., Лызь А.Е. Информационно-психологическая безопасность в системах безопасности человека и информационной безопасности государства // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. Т. 157. N8. С. 58−66.

Лызь А.Е. О специфике развития субъекта профессиональной деятельности в сфере информационной безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Международной научно-практичес­кой конференции (08−10 октября 2015 г.) // Ч. II: Симпозиум "Труд и его субъект в изменяющейся России". / Под общ.ред. Т. Н. Банщиковой, В. И., Морасановой, Е. А. Фоминой. − Кисловодск − Москва: ООО Издательский Дом "ТЭСЭРА", 2015. − 272 с. С. 124−128.

Лызь Н.А., Лызь А.Е., Нещадим И.О. Личность профессионала как целевой ориентир высшей технической школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. N3. С. 47−51.

Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. 2017. N5. C. 15−22.

Компаниец В.С., Лызь А.Е. Эргодизайн пользовательского интерфейса: методы юзабилити-исследований // Инженерный вестник Дона. 2017. Т. 46. N3 (46). − С. 56. Электронный научный журнал ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2017/4333

Лызь А.Е., Компаниец В.С. Айтрекинг как метод оценки пользовательских интерфейсов // Новые задачи технических наук и пути их решения. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Оренбург, 28 августа 2017). − Стерлитамак: АМИ, 2017. − С. 31−33.

Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. 2017. N5. − C. 15−22.

Веселов Г.Е., Лызь А.Е. Опыт применения проектно-ориентированного подхода при реализации образовательных программ Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ // Труды Межвузовской научно-практической конференции "Актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности". − Самара: Изд-во Инсома-Пресс, 2017. − С. 80−84.

Горбунов А.В., Лызь А.Е., Борисова Е.А.Планирование результатов обучения по инженерным образовательным программам в соответствии с концепцией CDIO // VIII Всероссийская научная конференция "Системный синтез и прикладная синергетика": сборник научных трудов. − Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. − С. 419−427.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Образовательные технологии как средство развития "мягких навыков" студентов инженерных направлений //   Инновационные технологии и дидактика в обучении. Сборник статей международной научно-практической конференции. ; Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017. С. 41;44.

Lyz N.A., Lyz A.E. Educational technologies for development of engineering students' soft skills // International conference "Innovative technologies and didactics in teaching (ITDT-2017)". Berlin, Germany. From 2 till 3 May 2017. Collected papers. − Berlin, Conference Print, 2017. − 211 p. − Pp. 48−51.

Lyz N., Lyz A., Opryshko A. Person development technologies to enhance soft skills of engineering students // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. Volume LI, Pages 134;144. doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.15.

N. Lyz, A. Lyz, I. Neshchadim and V. Kompaniets, "Blended Learning and Self-Reflection as Tools for Developing IT-Students Soft Skills," 2020 V International Conference on Information Technologies in Engineering Education ( Inforino ), Moscow, Russia, 2020, pp. 1-4, doi: 10.1109/Inforino48376.2020.9111723

Лызь Н.А., Истратова О.Н., Лызь А.Е. Возможности и риски информационно-образовательной деятельности студентов в интернет-пространстве. // Открытое образование. 2020. Т. 24. N 4. С. 67-74. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-4-67-74