04.02.2023

ЮФУ и Национальный медицинский исследовательский центр онкологии проводят совместные научные исследования

04.02.2023

Не секрет, что рак является одной из частых причин смерти во всем мире, и Россия не является исключением. Более того, злокачественные образования являются второй по частоте причиной смертности. Во Всемирный день борьбы против рака рассказываем о том, какие исследования ведут ученые ЮФУ с давним партнером Национальным медицинским исследовательским центром онкологии (ФГБУ "НМИЦ онкологии" Минздрава России).

НМИЦ онкологии Минздрава России – одно из ведущих медицинских учреждений России, где оказывается специализированная консультативная помощь, диагностика и лечение жителям Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с общей численностью населения более 26 млн. человек, а также жителям других регионов Российской Федерации.

Южный федеральный университет с 2012 года активно сотрудничает с НМИЦ онкологии Минздрава России. В рамках этого сотрудничества на базе Международного исследовательского института интеллектуальных материалов и Академии биологии и биотехнологии ЮФУ были созданы две лаборатории. Одна из которых, «Наноонкология» МИИИМ ЮФУ, продолжает свою работу и сегодня.

Ученые ЮФУ совместно с коллегами из НМИЦ онкологии Минздрава России проводят научные исследования по изучению злокачественных новообразований, методов диагностики и борьбы с ними.

Одним из таких совместных исследований стал проект по созданию композитного материала на основе наночастиц BaGdF5, рассматриваемый для потенциальных применений в области лечения и диагностики злокачественный опухолей методом рентгеновской фотодинамической терапии (XPDT). Биологические исследования разработанных систем в рамках данного проекта были проведены в тесном сотрудничестве с Национальным медицинским исследовательским центром онкологии.
Руководитель проекта – Александр Солдатов. В исследовательскую группу вошли от ЮФУ: Елизавета МухановаВладимир ПоляковИлья ПанкинОлег ПоложенцевЗаира ГаджимагомедоваДарья Кирсанова и от НМИЦ онкологии Минздрава России: Дарья Ходакова, Анна Гончарова и Алексей Максимов.

«Данный подход является инновационным и в отличие от классической фотодинамической терапии может быть использован для лечения глубоколежащих патологических тканей. Он основан на использовании трех компонентов: наночастиц рентгеновских люминофоров (способных эффективно трансформировать энергию поглощенных рентгеновских фотонов в оптический сигнал), специального фоточувствительного вещества - фотосенсибилизатора (способного в возбужденном состоянии приводить к генерации активных форм кислорода) и возбуждающего ионизирующего излучения (в рентгеновском или гамма-диапазонах)», – отметил д.ф-м.н, профессор, научный руководитель направления ЮФУ Александр Солдатов.

Полученные в ходе исследования результаты позволят в дальнейшем развивать технологии персонализированной медицины в области тераностики глубоких и поверхностных форм опухолей. Результаты работ в рамках реализации гранта Российского научного фонда (проект № 19–15-00305) были опубликованы в высокорейтинговых международных журналах (Q1 по Scopus).

Еще одно исследование, проводимое учеными Академии педагогики и психологии ЮФУ в сотрудничестве с НМИЦ онкологии Минздрава России, направлено на решение проблемы дезадаптивного психоэмоционального состояния, а также кризиса смысложизненных и ценностных ориентаций онкопациентов в условиях пандемии COVID-19 с учетом психологических и генетических факторов.

Практическая значимость проекта заключается в разработке программы психологического сопровождения пациентов в условиях пандемии. Пациенты, обратившиеся за психологической помощью, получают базовые знания в области когнитивно-поведенческой психотерапии, обучаются методам самопомощи, получают психологическое сопровождение, направленное на снижение уровня тревожности и депрессии, а также - на повышение качества жизни в условиях болезни.

Кроме того, ученые Национального медицинского исследовательского центра онкологии и специалисты Экономического факультета Южного федерального университета реализуют совместный исследовательский междисциплинарный проект по определению типичного портрета онкобольного.

С 2019 года по настоящее время ученые объединяют свои усилия в проведении междисциплинарного исследования социально-демографических, экономических и профессиональных предикторов.

Уникальность данного исследования состоит не только в развитии концепции капитала здоровья и субъективного благополучия, но и в разработке системы управления здоровым образом жизни на основе получения анкетного онкоскрининга, оценки качества жизни при онкозаболеваниях.

На основе использования методов санологии (науки о здоровых людях) авторы ищут новые подходы для диагностики неклинических показателей злокачественных новообразований. По словам ученых, результаты проекта позволят дополнить картину клинических факторов и внести существенный вклад в предупреждение и профилактику злокачественных новообразований, в том числе в управление здоровым образом жизни на уровне предприятий региона и страны в целом. Результаты проекта опубликованы в Журнале институциональных исследований.