Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
16.08.2022

Девять отличий Морской доктрины России 2022 года от предыдущей версии назвала эксперт Южного Федерального университета

16.08.2022

31 июля Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об утверждении новой Морской доктрины РФ. По словам доктора юридических наук ЮФУ, документ содержит положения, касающееся не только военно-морской политики — доктрина учитывает направления социально-экономического и научно-технологического развития России.

Что за тип документа — доктрина, чью деятельность она регламентирует, и в чем главные отличия современного документа от версии 2015 года рассказала заведующая кафедрой государственного (конституционного) права, профессор Жанна Овсепян.

О Доктринах в России

Доктрина как вид нормативного акта соответствует уровню правового регулирования такого масштаба как «государственная функция». В России последних десятилетий издаются такие однородные доктринам разновидности правовых актов как: стратегии, концепции, прогнозы развития, основы государственной политики. В них устанавливаются направления и целевые ориентиры развития государства, национальные цели и стратегические задачи развития России на долговременный период, формулируются вызовы и угрозы национальной безопасности, принципы государственной политики, приоритеты развития в той или иной сфере государственной деятельности в обозначенный период, задачи органов исполнительной и законодательной власти в период действия Доктрины, а также способы достижения национальных интересов и обеспечения государственного суверенитета России.

«Практика принятия доктрин как вида правового акта, утверждаемого указом Президента Российской Федерации, началась после принятия Конституции РФ 1993 года, поскольку в ней записано, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики. На основе этой нормы Президент обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию (парламенту) Российской Федерации, где основные направления политики излагаются в наиболее широком их  охвате. В то же время издаются политико-правовые акты об основных направлениях политики, также посвященные стратегическому планированию, касающиеся отдельных сфер жизнедеятельности государства, к таковым относятся, в частности, и доктрины. Обращаясь к предшествующей практике издания доктрин, можно назвать указы Президента РФ: «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» (от 21.01.2020г.), «Об утверждении Доктрины информационной безопасности» (от 05.12.2016г.), «О Военной доктрине» (от 25.12.2014г.), «О доктрине развития российской науки» (от 13.06.1996г.) и некоторых других стратегических документов. Указ об утверждении Морской доктрины, как уже было сказано, был подписан Президентом РФ недавно – 31 июля 2022г.», — рассказала Жанна Овсепян.

О Морской Доктрине

Морская доктрина Российской Федерации — это документ стратегического планирования, политико-правовой акт, в котором излагаются национальные интересы Российской Федерации в сфере освоения пространства и биологических, минеральных и углеводных ресурсов Мирового океана, определены стратегические цели и принципы национальной политики на обозримый период, задачи и способы достижения морских интересов. Морская деятельность и эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана имеют чрезвычайно важное значение для современного государства, для обеспечения экономической независимости и экономического развития страны, роста материального благосостояния населения, экономической и продовольственной безопасности России.

«Морская Доктрина РФ 2022 года содержит положения, касающееся не только военно-морской политики России, но и положения по развитию торгового, транспортного флота, иных, невоенных, гражданских флотов. Предусмотрено значительное увеличение доли судов, работающих под Государственным Флагом России в общем количестве судов мирового флота. Предусмотрено создание на базе российских морских портов современных крупных транспортно-логистических центров, способных обеспечить обработку всего объема морского экспорта и импорта Российской Федерации, развитие портовых мощностей, создания условий для серьезной конкуренции с морскими портовыми комплексами других государств», — рассказала Жанна Овсепян.

Среди приоритетов национальной морской политики в Доктрине 2022 называются: строительство транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и иных видов гражданских судов, объектов гражданской техники для отечественных нужд, развитие морских научных исследований, образование и воспитание в сфере морской деятельности, кадровое обеспечение, безопасность мореплавания, медико-санитарное обеспечение морской деятельности, защита и сохранение морской среды, новое качество развития морского туризма и многое другое.

«Особое стратегическое значение в доктрине придаётся развитию морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья, в том числе, добытого на континентальном шельфе РФ. В Морской доктрине 2022 года., в сравнении с Морской доктриной 2015, деятельность по развитию морских трубопроводных систем выделена в качестве самостоятельного функционального направления национальной морской политики РФ. Россия в рассматриваемом документе закрепляет стратегические ориентиры, планы по освоению водных, топливно-энергетических, минеральных, углеводородных и биологических ресурсов Мирового океана, активизации добычи природных ресурсов континентального шельфа РФ, которые Российская Федерация, как суверенное государство, считает приоритетными и возможными, в соответствии с российской Конституцией и международным правом для освоения в интересах национального развития», — отметила Жанна Овсепян.

Профессор Овсепян на основе сравнительного анализа Морской доктрины РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.07.2022 с предыдущей одноименной Доктриной 2015 года, ныне утратившей свое действие, сформулировала девять основных нововведений:

1)Расширен понятийный аппарат правового регулирования.

Впервые даны официальные определения таких понятий, как «национальная морская политика РФ», «морская деятельность Российской Федерации», «национальные интересы РФ в Мировом океане», «риски возникновения угроз национальной безопасности РФ в сфере морской деятельности», «вызовы национальной безопасности РФ в мировом океане» и «угрозы национальной безопасности РФ в Мировом океане».

2) Определены главные направления российской региональной морской политики и важные районы (зоны) обеспечения национальных интересов России в Мировом океане.

В Морской доктрине дается определение понятия «районы (зоны) обеспечения национальных интересов России» — это территории, «контроль которых в значительной степени влияет на экономическое развитие, материальное благосостояние и безопасность граждан России». К таким районам (зонам), согласно Доктрине, относятся акватории океанов и морей, прилегающих к побережью России, включая Азовское и Черное море, восточная часть Средиземного моря, Черноморские, Балтийские и Курильские проливы, а также районы прохождения мировых транспортных коммуникаций, в том числе пролегающих вдоль азиатского и африканского побережья.

В Доктрине 2022 раскрывается также понятие «российская национальная региональная морская политика» — она строится исходя из географических и социально-экономических особенностей регионов, а также их геополитической и военно-стратегической значимости для Российской Федерации. В отличие от доктрины 2015 года, в Морской доктрине 2022 на первое место в перечне главных направлений региональной морской политики в Мировом океане поставлены Арктическое и Тихоокеанское направления.

3) Расширены возможности Флота, причем не только Военно-морского, но и транспортного, торгового, рыбопромыслового и научно-исследовательского, специализированных видов флотов (ледокольного, аварийно-спасательного, природоохранного).

К национальным интересам России отнесено развитие кораблестроения и судостроения всех видов флотов. Программируется также развитие Арктической зоны РФ, как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование, включая полномасштабное освоение континентального шельфа РФ за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны РФ. В Доктрине предусмотрено создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации Российской Федерации с учетом возможности его международного использования, обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке.

4) Веско выраженная экономическая и социальная направленность Доктрины.

Провозглашается направленность основных усилий государства в сфере морской деятельности на обеспечение экономической независимости и продовольственной безопасности России. Так, в Доктрине сказано, что основные усилия государства в сфере развития морского транспорта должны быть направлены на создание благоприятной организационно-правовой и экономической среды, способствующей расширению его возможностей и повышению конкурентоспособности, а также на существенное развитие прибрежно-портовой инфраструктуры России, которая сможет обеспечить экономическую независимость и национальную безопасность.

Планируется усилить технологическую оснащенность российских морских портов, построить и модернизировать их терминалы, подвести к ним новые железнодорожные пути и автомобильные дороги. В целях национальной морской политики фигурируют создание условий для стимулирования сдачи российскими рыбопромысловыми судами добытых биоресурсов на отечественные рыбразрабатывающие предприятия, а также создание новых рабочих мест и социальное развитие морских территорий РФ.

5) Программируется новый масштаб осуществления научно-исследовательской деятельности, устанавливаются приоритетные направления морских исследований.

Научные исследования являются одним из пяти основных функциональных направлений морской деятельности, выделяемых в Морской доктрине. Согласно Доктрине 2022, морские научные исследования направлены на получение системных знаний о Мировом океане, его биологической продуктивности, минеральных ресурсах и возможности их использования, а также о природных и техногенных процессах, происходящих на его дне, в недрах, водной толще, на поверхности, в атмосфере над ним, на антропогенных объектах в Мировом океане, в интересах снижения возможного ущерба от морских природных и техногенных катастроф.

6) Программируется расширение масштабов и видового разнообразия морской деятельности.

В перечень Доктрины 2022, вошли как виды морской деятельности из старой Доктрины — судостроение, кадровое обеспечение, морское образование и воспитание, информационное обеспечение морской деятельности, — так и новые, прежде не выделявшиеся в отдельные виды морской деятельности: безопасность мореплавания, медико-санитарное обеспечение морской деятельности, обеспечение безопасности объектов морской инфраструктуры, борьба с морским пиратством и терроризмом. В расширенном объеме формулируется программа обеспечение экологической безопасности морской среды, сохранения и восстановления морских экосистем.

Планируется активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, формирующих международные нормы и стандарты функционирования морского транспорта в Мировом океане, актуализация действующих норм международного права в сфере морского транспорта и подготовка новых норм с учетом национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и Каспийском море.

7) Сокращение норм, касающихся характеристики приоритетов развития военно-морской деятельности.

В Доктрине 2022 дана общая характеристика понятия военно-морской деятельности – как деятельности государства «по предотвращению агрессии против Российской Федерации, реализации и защите ее национальных интересов в Мировом океане» взамен 11 пунктов, раскрывавших это понятие в Доктрине 2015. Кроме того, закреплена отсылочная норма: «Военно-морская деятельность осуществляется в соответствии с основами государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности, утверждаемыми Президентом Российской Федерации». Таким образом, помимо Морской доктрины, следует ожидать принятия указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности».

8) Расширенно излагаются положения о Мобилизационной подготовке и мобилизационной готовности в сфере морской деятельности, что важно в случае военных угроз безопасности России.

Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность в сфере морской деятельности имеют стратегически важное значение для повышения военно-морского потенциала Российской Федерации и направлены на обеспечение ввода в состав Вооруженных Сил Российской Федерации заранее подготовленных гражданских судов и экипажей, а также на подготовку объектов морской деятельности к функционированию в военное время. Сформулированы приоритетные направления совершенствования мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности в сфере морской деятельности РФ.

9) Назначены ответственные за исполнение Доктрины лица

В качестве субъектов госуправления морской деятельностью в морской доктрине указаны не только органы госвласти РФ и субъектов РФ, не только уполномоченные органы управления, но и юридические лица, обладающие публично правовыми функциями, государственные корпорации и институты гражданского общества.

«В Доктрине 2022 года, в сравнении с предыдущей Морской доктриной – 2015 года, регулируются не только основы государственного управления  морской деятельностью, но и впервые в предмет регулирования включены положения о задачах органов государственной власти, иных государственных органов в сфере реализации основных положений Морской доктрины. Согласно анализируемой  Доктрине: «Проведение эффективной национальной морской политики и активизация морской деятельности являются одним из приоритетов Российской Федерации в XXI веке и требуют консолидации усилий всех органов государственной власти Российской Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского сообщества, включая малый и средний бизнес, по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата в сфере морской деятельности» (ст. 101). Доктрина отражает особенности геополитической ситуации в современном мире, такие как обострение международной конкуренции, стремление национальных государств к отстаиванию суверенитетов и переход от однополюсного к многополюсному миру. Сохранение за Российской Федерацией статуса великой морской державы, согласно доктринальной интерпретации, предполагает ее деятельность, направленную на поддержание стратегической стабильности в Мировом океане, усиление национального влияния и развитие взаимовыгодных партнерских отношений в сфере морской деятельности в условиях формирующегося полицентрического мира», — подытожила Жанна Овсепян.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69404

Дополнительные материалы по теме