Отечественная филология

Бакалавриат, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
45.03.01 Филология
  • 4 года обучения
  • Обучение на русском
  • г.Ростов-на-Дону

Кого и зачем учат по данной программе?

Программа нацелена на освоение выпускниками средних общеобразовательных и профессиональных учреждений различных компетенций, связанных с областями отечественной филологии, применение которых актуально для всех уровней современной коммуникативной сферы – межличностной, публичной, научной, политической, культурной, религиозной, педагогической и др

Система профильного образования по данной программе позволяет комплексно сочетать фундаментальную подготовку в области отечественной филологии, межличностной и межкультурной коммуникации, истории мировой и отечественной культур с обучением нескольким иностранным языкам, современной методике оперирования с текстами, выработкой практических навыков по экспертному оцениванию, редактированию, корректуре и созданию разных типов текстов (печатной и рекламной продукции, научных, деловых, литературных и др. текстов), педагогической деятельности. В этом состоит «содержательное ядро» не только современного филологического образования, но и данной программы, именно это позволяет сформировать в выпускнике филологического направления подготовки способность к реализации различных видов деятельности одновременно. Причем предполагаемая ориентация на глубинное постижение основ национальной идентичности позволит будущему выпускнику программы культурно-исторически и социально ориентироваться во всех видах профессиональной деятельности – от педагога до руководителя, от редактора до креативного директора, от экскурсовода до научного работника, проявляя как себя как самостоятельную, инициативную, стремящуюся к саморазвитию личность, осознающую свою гражданскую позицию и готовую к социальной адаптации, быстрому и точному анализу ситуации, поиску нестандартных и эффективных решений. Фундаментальность, универсальность, гибкость – в основе компетентностного подхода данной образовательной программ, что и является залогом востребованности компетенций, получаемых в ходе ее освоения, на современном рынке труда

Набор базовых дисциплин

  • Языкознание (введение в языкознание; общее языкознание)
  • Основы классической и специальной филологии (классические языки и введение в специальную филологию)
  • История мировой литературы
  • История русской литературы
  • История русского языка
  • Старославянский язык
  • Славянские языки и диалекты
  • Теория литературы
  • История русской литературной критики

Набор базовых профильных дисциплин

  • Практикум по ортологии, стилистике, корректуре и основам редактирования текста
  • Иностранный язык для деловой коммуникации
  • Введение в теорию коммуникации
  • Стилистика и риторика
  • Современный русский язык
  • Цифровые технологии в гуманитарной сфере
  • Культурологические аспекты русской литературы Серебряного века
  • Актуальные проблемы социо- и психолингвистики
  • Введение в проектную деятельность
  • Поэтика вечного сюжета
  • Литература русского зарубежья как социокультурный феномен
  • Современный религиозный дискур
  • Библия в мировой культуре
  • Модуль проектной деятельности
  • Диалогический дискурс
  • Русский язык как иностранный
Преимущества программы
  • Конкурентные преимущества программы заложены в самом принципе подачи материала и выборе изучаемых дисциплин, а в отказе от междисциплинарных границ. Приобретение фундаментальных знаний в области литературоведения и языкознания сочетается с изучением несколько иностранных языков, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских (и не только!) языках (в том числе «мертвых»), предполагается одновременное фундаментальное изучение и русской, и зарубежной литературы
  • Образовательная программа основана на изучении не только филологических предметов, но и целого ряда теоретических дисциплин, связанных с ключевыми междисциплинарными концепциями в области гуманитарных и социальных наук. Учебные дисциплины в рамках программы распределены таким образом, что позволяют студенту овладеть разнообразными навыками анализа и интерпретации текстов и, что принципиально, применять теорию на практике. Филология представляет из себя средоточие гуманитарного знания в современном мире, а программа «Отечественная филология» стремится реализовать эту установку в учебном процессе. Как следствие, бакалавры приобретают первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов, навыки перевода, редакторской и корректорской работы. Большое внимание уделяется практической деятельности студентов: в библиотеках и в рамках разнообразных учебных экспедиций. Кроме того, студенты реализуют проектную деятельность в музеях, архивах и общественных организациях. Программа имеет модульный принцип построения содержания с учетом требований образовательных стандартов высшего образования по направлению 45.03.01 Филология, Стандарта проектирования и реализации образовательных программ ЮФУ и демонстрирует механизмы, обеспечивающие формирование гибкой образовательной траектории
Что будет во время обучения?
Программа конструируется таким образом, чтобы студент мог планировать, формировать и корректировать свой индивидуальный образовательный маршрут, а именно: - возможность выбора как основного иностранного языка, так и второго иностранного языка, а также факультативно изучать третий язык; - возможность выбора модуля университетской мобильности (МУАМ) для изучения на 2-м и 3-м курсах (МУАМ представляет собой возможность ознакомиться с дополнительной специальностью, например: социология, логика, связи с общественностью и реклама, психология, педагогика, история религий и другие.); - возможность выбирать курсы с учетом предпочтений в дальнейшей профессиональной деятельности (например, выбор между лингвистической и литературоведческой траекториями, научно-теоретическим профилем и сферой практического применения навыков); - возможность участия в проекте, где средством осуществления исследовательской и/или проектной деятельности выступают базовые филологические знания и компетенции; - возможность выбора направления и темы в рамках выпускного квалификационного исследования; - возможность презентации результатов научно-исследовательской работы на международных студенческих конференциях и научных мероприятиях в России и за рубежом; - возможность выбора дальнейшей образовательной и карьерной траектории на основе семинаров, тренингов, встреч с работодателями и ведущими экспертами в выбранной профессиональной области; - возможность получения дополнительных сертификатов, подтверждающих профессиональную квалификацию.
Перспективы после выпуска?
Перспективы после выпуска обозначены двумя основными векторами: реализация навыков в профессиональной сфере и продолжение обучения на программах магистратуры. Так, в рамках первого вектора молодые специалисты в сфере отечественной филологии могут работать в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией); в сфере общественных и культурных связей (как куратор, спичрайтер); в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка, вплоть до разработки государственной политики в области современного русского языка; в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры, туристические агентства, архивы, т.е. институции, от которых сегодня в России зависит сохранение исторической памяти и развитие процесса культурной самоидентификации; в сфере науки и высшего образования (выбрав продолжение образования в магистратуре – по филологии, школьной словесности или другим гуманитарным направлениям подготовки); в сфере дополнительного и общего образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся на области широкого гуманитарного образования. В рамках второго вектора, дальнейшего обучения на программах магистратуры, выпускник-филолог обладает достаточными компетенциями для успешного завершения обучения на любой программе гуманитарного блока (педагогическое образование, психология, культурология, журналистика, реклама и связи с общественностью, туризм и т.д.). ОП открывает возможность поступления и на широкий спектр магистерских программ, которые реализуются зарубежными вузами на выбранном иностранном языке.

Партнеры программы и работодатели

Достижения студентов

  • Выпускники программы возглавляют профильные образовательные, культурно-просветительские организации
  • Студенты осуществляют филологическое сопровождение различных культурно-просветительских проектов, например, «Дней современной поэзии на Дону», мероприятий, проводимых коллективом медиапортала «Prosodia»