Тьюторство в сфере образования

Магистратура, Академия психологии и педагогики
44.04.01 Педагогическое образование
  • 2 года 3 месяца обучения
  • Обучение на русском
  • г.Ростов-на-Дону

Кого и зачем учат по данной программе?

Образовательная программа магистратуры «Тьюторство в сфере образования» направлена на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров в области реализации тьюторского сопровождения обучающихся различных категорий (особенно одарённых, либо с ограниченными возможностями – инклюзивное образование) на всех уровнях системы отечественного образования, развитие и формирование навыков самостоятельной проектной, педагогической, научно-исследовательской, методической деятельности, реализуемой на всех уровнях современной системы отечественного образования, что позволит удовлетворить потребности региона в тьюторах, способных к работе в системе образования (в том числе и инклюзивного) в качества организатора совместной деятельности по развитию обучающимися своей компетентности

Задача наставника-тьютора - научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить задачи собственного развития, намечать перспективы роста. Тьютор также проводит дополнительные занятия с обучающимися, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК и др. Есть множество областей, где тьюторское сопровождение находит своё применение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное. Это сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Если тьютор работает со взрослым, то обсуждается смена деятельности внутри компании, переход на управляющую должность, варианты построения бизнеса. Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу. В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус направлен на самостоятельное разработку приемлемых для личности норм, которые затем обсуждаются с тьютором

Набор базовых дисциплин

  • «Современные проблемы науки и образования»
  • Модуль «Организация тьюторского сопровождения обучающихся»
  • Модуль «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании»
  • Модуль «Тьюторство в дистанционном образовании»
  • Модуль «Проектирование деятельности тьютора в образовании»
  • Модуль «Методическое обеспечение тьюторского сопровождения обучающегося»
  • Учебная практика: научно-исследовательская работа
  • Производственная практика: научно-исследовательская работа
  • Производственная педагогическая (тьюторская) практика
  • Производственная преддипломная практика и др

Набор базовых профильных дисциплин

  • Модуль «Организация тьюторского сопровождения обучающихся»
  • Технологии тьюторского сопровождения обучающихся
  • Система тьюторского сопровождения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • Модуль «Методическое обеспечение тьюторского сопровождения обучающегося»
  • Методическое обеспечение сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
  • Методическое обеспечение деятельности тьютора в образовании
  • Модуль «Проектирование деятельности тьютора в образовании»
  • Проектирование образовательной среды
  • Проектирование тьюторского сопровождения обучающихся
  • Модуль «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании»
  • Специальное и инклюзивное обр-е в современном мире
  • Модуль «Тьюторство в дистанционном образовании»
  • Организация тьюторского сопровождения обучающихся в дистанционном образовании
  • Методика тьюторского сопровождения в дистанционном образовании
Преимущества программы
  • В Южном федеральном университете образовательная программа «Тьюторство в сфере образования» реализуется с 2012 года и зарекомендовала себя как востребованная не только в регионе, но и на Юге России в целом
  • Конкурентные преимущества программы:
  • сбалансированная теоретическая и практическая подготовка. В рамках образовательной программы предполагается изучение богатейшего зарубежного тьюторского опыта, а также знакомство с достижениями, которыми располагает современная отечественная педагогическая наука
  • включение в учебный план специализированных курсов практического обучения и онлайн курсов - дистанционное образование
  • включение магистрантов в широкий спектр социально-культурных и гуманитарных практик, как инструментов их профессионально-личностного развития, стимулирование способностей к профессиональной самоидентификации, саморазвитию, самообразованию, в том числе, посредством реализации индивидуальных профессионально-образовательных программ
  • партнерские отношения с общественными и образовательными организациями, имеющими положительный опыт работы с самыми разными обучающимися, среди которых особое место занимают одаренные и имеющие ограниченные возможности дети
  • возможности получения специальных профессиональных компетенций в реализации в региональном образовательном пространстве широкого спектра реальных образовательных проектов во время проведения научно-исследовательской работы и прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по специальности, педагогической и преддипломной практик
  • оптимальное сочетание высокого уровня подготовки научно-педагогических кадров, участвующих в реализации образовательной программы, и возможностей использования ресурсов организаций-партнеров: МБОУ «Школа № 43», г. Ростова-на-Дону, ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38», ростовская областная организация Общество слепых (в том числе выездные, в колоборации с университетами-партнерами Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Дагестанский государственный педагогический университет, Московский психолого-педагогический университет и др.), участие в международных и всероссийских научно-практических мероприятиях, научно-исследовательских проектах возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории с выходом на авторское предложение или разработку проекта, методики, технологии по итогам обучения
Что будет во время обучения?
Во время обучения по программе магистратуры «Тьюторство в сфере образования», прежде всего, будут задействованы новые форматы, связанные с информационно-коммуникационными технологиями. Также в программе предусмотрены онлайн дисциплины, что соответствует современным тенденциям цифровизации в образовании. Другая важная тенденция – дистанционное образование начинает конкурировать с традиционным, акцент смещается с теоретических дисциплин на практические занятия и проекты. Особенностью магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» является включение в учебный план дисциплин МУАМ. В рамках заявленных областей профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка по программе «Тьюторство в сфере образования», выпускники приобретут навыки по высококлассному персональному сопровождению обучаемого в образовательном пространстве, созданию условий для раскрытия их внутреннего потенциала и адаптации к условиям окружающего мира, по проведению исследований в сфере образования и педагогической науки и преобразованию педагогической реальности; по проектированию и реализации процессов обучения, воспитания в образовательных организациях различного типа в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; по сопровождению разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; по освоению и применению технологий тьюторского сопровождения, необходимых для адресной работы с различным контингентом обучающихся; по гуманизации социокультурной среды образовательной организации; по осуществлению мер по формированию общей культуры обучающихся и их социализации; по гармонизации социокультурной сферы образовательных организаций через использование педагогических, тьюторских технологий сопровождения; по построению межличностных и деловых отношений в социокультурной и образовательных и других сферах. Проектная деятельность магистрантов в рамках данной образовательной программы ориентирована на подготовку научно-образовательных метапроектов, разработка которых будет осуществляться в течение всего периода обучения в магистратуре и ориентироваться на решение проблем конкретных образовательных организаций, связанных с организацией инклюзивного образования для учащихся с различными нозологиями и одаренных детей.
Перспективы после выпуска?
Научно-образовательный потенциал программы реализуется в формате взаимодействия с вузами-партнерами (Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Дагестанский государственный педагогический университет, Московский психолого-педагогический университет и др.), выполнения студентами проектов, публикации научных статей с участием студентов в индексируемых журналах, участия преподавателей и студентов в международных научных конференциях, подготовки и проведения научно-образовательных мероприятий всероссийского и международного уровня, в том числе образовательных форумов, молодежных конференций и педагогических школ, посвященных проблемам инклюзивного образования. А также в перспективе - обучение в аспирантуре по образовательной области «Образование и педагогические науки». Магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» соответствует требованиям современного рынка труда, с преимуществом трудоустройства в разных социальных сферах. На всех уровнях системы образования, включая дополнительное, дистанционное, (в том числе инновационные школы с альтернативным подходом к образовательному процессу), органах управления образованием (в качестве государственных и муниципальных служащих), в научно-исследовательских организациях (в качестве научных сотрудников); в экспертно-аналитических центрах, в общественных организациях (в качестве консультантов, экспертов, аналитиков и специалистов по заявленному профилю), а также предложить высококачественные услуги тьютора в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, и в системе социального обслуживания маломобильных категорий населения (пенсионеров, инвалидов), в сотрудничестве с общественными и государственными организациями инвалидов, НКО, детскими домами и т.д. Универсальный набор компетенций тьютора – формирует неизменный спрос профессии в динамике развития современного информационного общества, международных тенденциях в сфере образования и воспитания молодого поколения и полноценной инклюзии лиц с ОВЗ, инвалидов, с возможностью самореализации, преодолении социальных барьеров.

Партнеры программы и работодатели

Достижения студентов

  • Публикации в Scopus, Web of Science