Специальное (дефектологическое) образование

Бакалавриат, Академия психологии и педагогики
44.03.03
  • очная форма - 4 года; заочная форма - 5 лет обучения
  • Обучение на русском
  • г.Ростов-на-Дону

Кого и зачем учат по данной программе?

Потенциальными студентами являются выпускники школ, колледжей, педагоги (учителя, воспитатели) и все желающие, которые хотят получить высшее образование по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование

Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» является востребованной в связи со значительным ростом в последние годы количества детей и взрослых лиц, нуждающихся в специальной психолого-медико-педагогической помощи. Выпускники, прошедшие обучение по данной образовательной программе, будут способны выполнять трудовые функции (коррекционная деятельность, развивающая, обучающая и воспитательная деятельность) и оказывать коррекционно-развивающие и образовательные услуги в качестве олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога или учителя-логопеда по адаптированным основным общеобразовательным и индивидуальным программам для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Кроме образовательных организаций выпускники смогут работать логопедами и дефектологами в других государственных и коммерческих организациях и учреждениях социальной помощи населению, реабилитационных центрах (психологических центров, учреждений дополнительного образования, домов ребенка, детских домов, клинических больниц, диагностических центров, межведомственных структур) Южного федерального округа и других регионах страны

Набор базовых дисциплин

  • Модуль «Медико-биологические основы дефектологии»
  • Модуль «Основы коррекционной психологии и педагогики»
  • Модуль «Специальной диагностики»
  • Модуль «Технологии коррекционной деятельности»

Набор базовых профильных дисциплин

  • Модуль «Обучение лиц с нарушениями речи»
  • Модуль «Обучение лиц с интеллектуальными нарушениями»
  • Модуль «Обучение лиц с РАС»
  • Модуль «Обучение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
  • Модуль «Обучение лиц с нарушениями слуха»
  • Модуль «Обучение лиц с нарушениями зрения»
  • Модуль «Обучение лиц с множественными нарушениями»
Преимущества программы
  • Особенностями реализации программы является нацеленность на основные ориентиры современного образования. К основным ориентирам относится следующее: преподавательский профессионализм, методы и подходы к обучению, формы работы, практико-ориентированный подход, использование цифровой образовательной среды, внутривузувское взаимодействие, целостное образовательное пространство в регионе
  • Образовательная программа ориентирована на создание условий для получения современного дефектологического образования. Образовательный процесс будет построен на основе принципов междисциплинарности и практико-ориентированности: с учетом современных тенденций и потребностей рынка образовательных услуг Южного федерального округа данная образовательная программа будет сочетать подходы классического университетского образования с практико-ориентированными. Получение базовых знаний в области медико-биологических основ дефектологии позволит студентам в дальнейшем освоить современные методы дифференциальной диагностики для квалифицированного построения психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы с лицами с ОВЗ и инвалидами. В образовательном процессе будут использованы современные интерактивные технологии и аппаратно-программные комплексы (Реакор, Стабилан, ГРВ-камера, Энцефалан, Психофизиолог и др.), а также специальные методики обучения
  • Будут использованы современные образовательные методы: модульное обучение, проблемное обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы обучения, игровые методы, здоровьесберегающие технологии, метод портфолио, кейс-методы, деловые игры, тренинги, мастер-классы, «перевернутые лекции», создание образовательных продуктов, круглые столы, форсайт-сессии. Исследовательская и проектная работа студентов будет реализована на научно-исследовательской и учебной практике, научно-практических семинарах
  • Преимуществом данной программы является опора на получение и формирование практических навыков, получаемые в различных видах ежегодных практик, которые составят более 20% образовательной программы
  • Преподавательский профессионализм поддерживается регулярным прохождением курсов повышения квалификации, участием в российских и международный научных мероприятиях с публикациями своих исследований в высокорейтинговых базах научного цитирования
  • Использование цифровой образовательной среды будет средством единого пространства коммуникации для всех участников образовательных отношений и инструментом управления качеством реализации образовательной программы. Целостное образовательное пространство будет осуществляться между вузами г. Ростова-на-Дону и сторонними образовательными, социальными и реабилитационными организациями, благотворительными фондами. Будет осуществляться внутривузовское и межвузовское взаимодействие студентов при участии в НАМ, в рамках различных мероприятий: фестиваля науки, конференциях и мероприятиях, проводимых в ЮФУ и других вузах. В образовательном процессе будут принимать участие партнеры из других организаций
Что будет во время обучения?
Во время обучения студенты будут включены в учебную, научную, спортивную, общественную и творческую деятельность. Реализация образовательного процесса будет осуществляться посредством обучения студентов высококвалифицированными преподавателями, а также привлеченные из ведущих организаций и предприятий специалистами с использованием современных образовательных технологий и методов. Образовательная программа соответствует современным образовательным стандартам, европейской системе обучения, предполагающая в своей структуре недели академической мобильности, модули университетской академической мобильности, организацию проектной деятельности. Результаты выполненных исследований в ходе проектной и научно-исследовательской деятельности будут опубликованы и доложены студентами на конференциях разного уровня, а также в журналах. Публикационная активность позволит студентам активно участвовать в таких крупных ежегодных мероприятиях как Фестиваль науки, Студенческая весна, день первокурсника и др., в работе Точки кипения, СУНЦ, в конкурсах и грантах. Выполненные исследования также лягут в основу курсовых работ и выпускной квалификационной работы студента. Помимо образовательной и научной деятельности студенту будет дана возможность участвовать в спортивных мероприятиях, проводимых ЮФУ и вузами-партнерами. Таким образом, в рамках данной образовательной программы будут созданы условия для максимально полной реализации личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся.
Перспективы после выпуска?
В основе перспективного плана профессионального развития выпускника будет лежать его профессиональное самоопределение путем создания информационной среды профессионального образования и рынка труда, развития ценностных ориентиров профессиональной самореализации, освоение компетенций для построения образовательной и профессиональной карьеры с учетом потребностей региона в специалистах в области логопедии и дефектологии. Выпускники будут способны использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидов, а также взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. Получив образование в рамках данной образовательной программы молодые специалисты могут продолжить свое обучение в магистратуре по направлениям образования 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра», 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование «Клиническая логопедия» и др., а далее, и в аспирантуре. Выпускник, прошедший обучение по данной образовательной программе, может осуществлять исследовательскую деятельность выпускники и будучи практикующими логопедами или дефектологами в разных учреждениях/организациях. Непрерывное и систематическое совершенствование профессионального уровня позволит повысить профессиональную компетентность специалиста. Используя знания, поученные в университете, позволят молодому специалисту разрабатывать и совершенствовать образовательно-коррекционную среду в образовательных организациях, разрабатывать новые технологии коррекционной и логопедической работы с лицами с ОВЗ и инвалидами, внедрять свои разработки в среду специалистов путем разработки курсов для родителей и специалистов, участия в научных мероприятиях и публикационной активности.

Партнеры программы и работодатели

Достижения студентов

  • Публикации в Scopus, Web of Science
  • Победители конкурса В.Потанина на поддержку лучших студентов
  • Победа к конкурсе на право прохождения практики в образовательном центре «Сириус»
  • Участие в качестве волонтеров на мероприятиях, организованных для детей с ОВЗ образовательными, благотворительными и реабилитационными центрами
  • Выпускники открыли собственные логопедические центры
  • Выпускники руководят государственными образовательными организациями